4 класс. Окружающий мир. Пустыни.

4 класс. Окружающий мир. Пустыни.

Комментарии преподавателя

 Зона пустыни

Зона пу­сты­ни за­ни­ма­ет неболь­шую пло­щадь на тер­ри­то­рии Рос­сии: по бе­ре­гам Кас­пий­ско­го моря до ни­зо­вья Волги (рис. 1).

Карта природных зон России

Рис. 1. Карта при­род­ных зон Рос­сии (Ис­точ­ник)

Для пу­сты­ни ха­рак­тер­но дол­гое и очень жар­кое лето (рис. 2).

Рис. 2. Лето в пу­стыне (Ис­точ­ник)

Пе­ре­пад днев­ной и ноч­ной тем­пе­ра­тур очень велик (до 60⁰), ведь даже в тени тем­пе­ра­ту­ра днем под­ни­ма­ет­ся до 40⁰. Это чрез­вы­чай­но за­суш­ли­вые тер­ри­то­рии (в те­че­ние лета может не быть ни од­но­го дождя). Пе­ре­ход вре­мен года также очень рез­кий: после жар­ко­го лета до­ста­точ­но быст­ро на­сту­па­ет су­ро­вая зима с силь­ны­ми вет­ра­ми (рис. 3).

Зима в пустыне

Рис. 3. Зима в пу­стыне (Ис­точ­ник)

Весна ко­рот­кая, но цве­ту­щая (рис. 4).

Весна в пустыне

Рис. 4. Весна в пу­стыне (Ис­точ­ник)

Таким об­ра­зом, можно ска­зать, что для зоны пу­стынь ха­рак­тер­но толь­ко два вре­ме­ни года: лето и зима.

Пу­сты­ни раз­де­ля­ют на 2 ос­нов­ных вида: гли­ни­стые (почва часто по­трес­ка­на) и пес­ча­ные (пес­ча­ные на­но­сы, бар­ха­ны) (рис. 5, 6).

Песчаная пустыня

Глинистая пустыня

Рис. 5. Пес­ча­ная пу­сты­ня (Ис­точ­ник)

Рис. 6. Гли­ни­стая пу­сты­ня (Ис­точ­ник)

 Растительность пустыни

В пу­сты­нях про­из­рас­та­ет необыч­ное де­ре­во сак­са­ул, его лист­ву за­ме­ня­ют зе­ле­ные ве­точ­ки (рис. 7).

Саксаул

Рис. 7. Сак­са­ул (Ис­точ­ник)

Вер­блю­жья ко­люч­ка про­рас­та­ет кор­ня­ми на глу­би­ну до 20 м, питая себя под­зем­ны­ми во­да­ми, по­это­му даже в самое за­суш­ли­вое время и силь­ный зной она зе­ле­ная (рис. 8).

Верблюжья колючка

Рис. 8. Вер­блю­жья ко­люч­ка (Ис­точ­ник)

Рас­те­ния с та­ки­ми кор­ня­ми на­зы­ва­ют на­со­са­ми.

Джуз­гун – еще одно необыч­ное рас­те­ние зоны пу­стынь, рас­ки­ды­ва­ет корни в сто­ро­ны до 20 м, за­креп­ляя песок и не давая ему сдви­гать­ся (рис. 9).

Джузгун

Рис. 9. Джуз­гун (Ис­точ­ник)

Джуз­гун – ку­стар­ник, ко­то­рый на­кап­ли­ва­ет воду в стеб­лях.

Корни злака селина за­хва­ты­ва­ют тер­ри­то­рию до 100 м² (рис. 10).

Рис. 10. Селин (Ис­точ­ник)

Это рас­те­ние очень хо­ро­шо при­спо­со­би­лось к вы­жи­ва­нию в усло­ви­ях пу­сты­ни: если ветер вы­ду­ет из-под него песок, его корни будут за­щи­щать спе­ци­аль­ные че­холь­чи­ки, и, даже если песок пол­но­стью за­сып­лет селин, его по­бе­ги за­но­во про­рас­тут. По­это­му люди вы­са­жи­ва­ют селин, чтобы укре­пить дви­жу­щи­е­ся пески.

Пес­ко­укре­пи­те­ля­ми яв­ля­ют­ся и дру­гие рас­те­ния, на­при­мер джун­гар­ская по­лынь (рис. 11).

Джунгарская полынь

Рис. 11. Джун­гар­ская по­лынь (Ис­точ­ник)

Пу­сты­ни – крайне за­суш­ли­вые тер­ри­то­рии, по­это­му рас­те­ния вы­нуж­де­ны мак­си­маль­но со­хра­нять влагу. Чтобы умень­шить ис­па­ре­ния, ли­стья этих рас­те­ний транс­фор­ми­ро­ва­лись в ко­люч­ки, игол­ки и че­шуй­ки.

 Животный мир пустыни

В пу­стыне оби­та­ет вер­блюд – уни­каль­ное жи­вот­ное, ко­то­рое может не пить до 45 дней под­ряд и пи­та­ет­ся ко­люч­ка­ми (рис. 12).

Верблюд

Рис. 12. Вер­блюд (Ис­точ­ник)

В день вер­блюд может прой­ти до 40 км, неся на спине груз, рав­ный по­ло­вине соб­ствен­но­го веса (рис. 13).

Караван навьюченных верблюдов

Рис. 13. Ка­ра­ван на­вью­чен­ных вер­блю­дов (Ис­точ­ник)

Уче­ные вы­яс­ни­ли при­чи­ны таких уни­каль­ных уме­ний вер­блю­да: он от­лич­но при­спо­со­бил­ся к жизни в пу­стыне, ведь его небо и ро­то­вая по­лость не чув­стви­тель­ны к уко­лам ко­лю­чек, может по­дол­гу об­хо­дить­ся без воды и пищи, по­то­му что в его гор­бах есть на­коп­лен­ный жир, ко­то­рый рас­хо­ду­ет­ся по мере на­доб­но­сти, а гу­стая шерсть и тол­стые мо­зо­ли на ногах предо­хра­ня­ют жи­вот­ное от пе­ре­гре­ва и ожо­гов (рис. 14).

Верблюд

Рис. 14. Вер­блюд (Ис­точ­ник)

Смог­ли при­спо­со­бить­ся к усло­ви­ям жизни в пу­стыне и дру­гие жи­вот­ные: днем они пря­чут­ся в норы или за­ры­ва­ют­ся в песок, а ночью вы­хо­дят на по­ис­ки пищи. В пу­сты­нях и по­лу­пу­сты­нях живут раз­ные виды яще­риц (варан – самая круп­ная яще­ри­ца Рос­сии) и змей (сред­не­ази­ат­ская кобра), туш­кан­чик, ли­си­ца кор­сакуша­стый еж, жук-ска­ра­бей, гиена, джей­ран, кулан (рис. 15–23).

Варан

Среднеазиатская кобра

Корсак

Рис. 15. Варан (Ис­точ­ник)

Рис. 16. Сред­не­ази­ат­ская кобра (Ис­точ­ник)

Рис. 17. Кор­сак (Ис­точ­ник)

Ушастый еж

Скарабей

Тушканчик

Рис. 18. Уша­стый еж (Ис­точ­ник)

Рис. 19. Ска­ра­бей (Ис­точ­ник)

Рис. 20. Туш­кан­чик (Ис­точ­ник)

Гиена

Кулан

Джейран

Рис. 21. Гиена (Ис­точ­ник)

Рис. 22. Кулан (Ис­точ­ник)

Рис. 23. Джей­ран (Ис­точ­ник)

Туш­кан­чик имеет очень необыч­ную внеш­ность: ноги, как у кен­гу­ру, тело, как у мыши, уши, как у зайца, а хвост, как у льва (рис. 24).

Тушканчик

Рис. 24. Туш­кан­чик (Ис­точ­ник)

Это жи­вот­ное пе­ре­ме­ща­ет­ся прыж­ка­ми (до 3 мет­ров в длину), удер­жи­вая рав­но­ве­сие при по­мо­щи длин­но­го хво­ста.

 Человек и пустыня

С дав­них пор че­ло­век осва­и­ва­ет про­стран­ства пу­стынь: стро­ит го­ро­да и оро­си­тель­ные ка­на­лы, вы­са­жи­ва­ет сады, вы­па­са­ет скот. Но пу­сты­ня тре­бу­ет очень бе­реж­но­го от­но­ше­ния (рис. 25).

Освоение пустыни

Рис. 25. Осво­е­ние пу­сты­ни (Ис­точ­ник)

 

источник лекции - http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/undefined/pustyni?seconds=0&chapter_id=852

источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=GzpKauys_oA

источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=TfE261soiWM

источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=uH5UX8exLnI

источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=dczbLbh6-Y0

источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=TPqCeBlI8SE

источник презентации - http://prezentacii.com/geografiya/7863-rasteniya-pustyni.html

источник презентации - http://prezentacii.com/po-okrujayuschemu-miru/11353-pustyni-4-klass.html

Файлы