9 класс. Русский язык. ОГЭ. Синтаксический и пунктуационный разбор БСП

9 класс. Русский язык. ОГЭ. Синтаксический и пунктуационный разбор БСП

Комментарии преподавателя

§1. Понятие о бессоюзном сложном предложении

Цель этого урока – закрепить понятие о бессоюзном сложном предложении, научиться выполнять синтаксический и пунктуационный разборы выше указанных предложений.

Известно, что основной единицей синтаксиса является простое предложение. Оно характеризуется интонационной и смысловой законченностью, выражает определенную мысль и имеет грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого (двусоставное предложение):

или одного из них (односоставное предложение):

По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения могут быть распространенными:

и нераспространенными:

По цели высказывания предложения делятся на повествовательные

побудительные

и вопросительные

По интонации простые предложения делятся на восклицательные

и невосклицательные

По наличию или отсутствию всех необходимых для понимания членов предложения могут быть полными:

и неполными:

Кроме того, различают два основных структурных типа предложения – простое (имеет одну грамматическую основу) и сложное (имеет две и более грамматических основ).

В зависимости от средств связи простых предложений в составе сложного, они делятся насоюзные

[Снега прошли], и [ветры прогудели].

и бессоюзные

[Кто-то играл на скрипке], [слышался смех], [пела девушка].

Связь между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного выражается с помощью разных смысловых отношений, основанных на различных типах интонации.

В зависимости от смысла и интонации между частями бессоюзного сложного предложения могут быть поставлены запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

Сравните:

В данном случае между частями сложного предложения ставится точка с запятой, т.к. используется перечислительная интонация, а сами части достаточно распространены.

Между частями данного сложного предложения ставится двоеточие, т.к. отношения между простыми предложениями причинные.

В данном примере между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире, поскольку второе предложение содержит вывод, следствие, заключение.

§2. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения

Завершающим этапом при изучении бессоюзных сложных предложений является синтаксический разбор, который позволяет свести воедино все знания о предложении как простом, так и сложном.

Можно представить следующий план синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения:

  1. Определить вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
  2. Выделить простые предложения в составе сложного, их грамматические основы.
  3. Указать вид связи между простыми предложениями в составе сложного (союзная или бессоюзная).
  4. Если связь между частями сложного предложения бессоюзная, то отметить смысловые отношения (перечисления, пояснения, дополнения, причины, условия, времени, противопоставления (сопоставления) и следствия), а также особенности интонации.
  5. Далее работать с каждым простым предложением в составе сложного, указывая вид предложения: по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное); двусоставное или односоставное, полное оно или неполное, осложненное или неосложненное.
  6. Составить схему предложения.

Рассмотрим следующий пример.

Это предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске – невосклицательное, сложное, состоит из трех частей.

Первая грамматическая основа – ветер загудел, вторая – деревья забушевали, третья – капли застучали, зашлепали.

Связь между простыми предложениями в составе сложного – бессоюзная; основное средство связи – интонация.

Отношения между простыми предложениями в сложном – перечислительные.

Такие предложения читаются в замедленном темпе, спокойным и несколько пониженным голосом.

Первое простое предложение «Сильный ветер внезапно загудел в вышине» – распространенное, двусоставное, полное, неосложненное.

Второе простое предложение «деревья забушевали» – нераспространенное, двусоставное, полное, неосложненное.

Третье простое предложение «крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям» – распространенное, двусоставное, полное, осложнено однородными сказуемыми.

Схема: […], […], […].

§3. Пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения

Синтаксис тесно связан с другой лингвистической наукой – пунктуацией, изучающей знаки препинания, их назначение и правильную постановку в предложении.

Можно представить следующий план пунктуационного разбора бессоюзного сложного предложения.

  1. Знаки завершения.
  2. Знаки разделения между простыми предложениями в сложном бессоюзном.
  3. Знаки разделения и выделения в каждом простом предложении в составе сложного.

Рассмотрим следующий пример.

[Стало светать] – [можно было рассмотреть отдельные предметы].

В конце предложения ставится знак завершения – точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.

Между частями сложного бессоюзного предложения ставится знак разделения – тире, поскольку вторая часть содержит вывод, следствие.

Между обеими частями можно вставить союз так что: Стало светать, так что можно было рассмотреть отдельные предметы.

Схема:

[…] – [следствие, вывод].

Таким образом, умение устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и определять интонационные особенности этих предложений необходимо не только для правильного выбора знаков препинания в указанных конструкциях, но и грамотного синтаксического и пунктуационного разбора бессоюзных сложных предложений.

 

ИСТОЧНИКИ

https://vimeo.com/113469855

http://znaika.ru/catalog/9-klass/russian/Sintaksicheskiy-i-punktuatsionnyy-razbor-bessoyuznogo-slozhnogo-predlozheniya

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.