9 класс. Русский язык. ОГЭ. Место придаточного предложения и знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Указательные слова в СПП, их роль
9 класс. Русский язык. ОГЭ. Место придаточного предложения и знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Указательные слова в СПП, их роль
Комментарии преподавателя
Цель этого урока – расширить и закрепить знания о сложноподчиненном предложении, получить представление о его строении, определяя место придаточного предложения по отношению к главному, совершенствовать пунктуационные навыки при нахождении главного и придаточного предложений в составе сложноподчиненного.
Вспомним, что сложное предложение, в котором одно простое предложение по смыслу и структуре зависит от другого (подчиняется ему) и связано с ним на основе подчинительной связи, называется сложноподчиненным.
Части сложноподчиненного предложения неравноправны по смыслу: главное предложение подчиняет себе придаточное, от главного к придаточному можно поставить смысловой вопрос. Кроме того, связь между главным и придаточным предложением осуществляется с помощью подчинительных союзов и союзных слов, а также с помощью интонации.
Например:
В этом предложении придаточная часть относится к грамматической основе главной части известно, и именно от основы ставится вопрос к придаточному предложению, в качестве средства связи между частями используется подчинительный союз что.
В этом предложении придаточная часть относится к одному опорному слову в главной части озеро, и именно от этого слова ставится вопрос к придаточному предложению, в качестве средства связи между частями используется союзное слово которое.
Сложноподчиненное предложение может состоять из двух и более простых предложений.
Например:
Схема [ ,( когда ), ], (что ), (как ).
Придаточное предложение, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному: стоять перед главным, после него или в середине главного.
Например:
Схема ( Когда ), [ ].
Придаточное предложение стоит после главного.
Схема [ ], (когда ).
Придаточное предложение стоит внутри главного, разрывая его.
Схема [ ,(как будто ), ].
В зависимости от смысла место придаточного предложения по отношению к главному может быть постоянным, неизменным, а может быть свободным.
Так, в некоторых случаях позиция придаточного предложения строго закреплена: оно стоит после главного или после того слова, к которому относится.
Например:
[Молнии в потемках казались ослепительными], (так что глазам было больно).
[Мы свернули на дорогу], (которая вела к реке).
[Дорога, (на которую мы свернули), вела к реке].
В других сложноподчиненных предложениях порядок следования главного и придаточного предложений свободный: придаточное может стоять как после главного, так и перед ним. В таких предложениях позиции главного и придаточного зависят от коммуникативной задачи говорящего или пишущего. Обычно наиболее значимое в смысловом отношении простое предложение в составе сложного занимает позицию конца предложения.
Например:
[Пойдем на прогулку], (если будет хорошая погода).
В этом предложении наиболее значимым является содержание придаточной части.
(Если будет хорошая погода), [пойдем на прогулку].
В данном предложении наиболее значимым является содержание главной части.
В сложноподчиненных предложениях придаточное предложение на письме выделяется запятыми независимо от позиции по отношению к главному.
Если придаточное предложение находится после или перед главным, то на письме оно отделяется одной запятой.
Например:
[Мы втроем начали беседовать], (как будто век были знакомы).
(Чтобы не заблудиться), [я решил вернуться на тропинку].
Если придаточное предложение находится внутри главного, то на письме оно выделяется двумя запятыми.
Например:
[Мысль, (что завтра я навсегда покину родные места), угнетала меня].
В устной речи сложноподчиненное предложение произносится с единой интонацией.
При этом между главным и придаточным предложением делается пауза.
Например:
(Когда мы добрались до лесной сторожки), [туман на востоке немного порозовел].
Подводя итоги, стоит отметить, что сложноподчиненные предложения наиболее употребительны в письменной речи: в текстах научного, официально-делового, публицистического или художественного стиля.
В устной разговорной речи такие предложения малоупотребительны.
ИСТОЧНИКИ
https://vimeo.com/108769163
http://testedu.ru/test/russkij-yazyik/9-klass/clozhnopodchinennoe-predlozhenie-2.html
http://znaika.ru/catalog/9-klass/russian/Mesto-pridatochnogo-predlozheniya-po-otnosheniyu-k-glavnomu.-Znaki-prepinaniya-v-slozhnopodchinennom-predlozhenii
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.