Внутренняя политика России в первой половине XIX века. История России. 10 класс.
Внутренняя политика России в первой половине XIX века. История России. 10 класс.
Комментарии преподавателя
Внутренняя политика России в 1801–1825 гг.
При вступлении на престол Александр I в своем Манифесте прямо подчеркнул приверженность идеям политического курса Екатерины II, восстановил в полном объеме «Жалованную грамоту дворянству», отстранил от власти самых одиозных фигур павловского правления (И. Кутайсова, А. Аракчеева, П. Обольянинова) и издал Указы о политической амнистии и ликвидации Тайной экспедиции. Такое начало нового царствования подкупило дворянское сословие, и, заручившись его поддержкой, император приступил к первому этапу либеральных реформ (1801–1804).
Но, прежде чем приступить к проведению этих реформ, Александр I отправил в отставку и активных участников антипавловского заговора, которые на многое претендовали. Теперь особое положение при дворе заняли «интимные» друзья молодого императора Виктор Павлович Кочубей, Павел Александрович Строганов, Николай Николаевич Новосильцев и Адам Адамович Чарторыйский, которые составили знаменитый «Негласный Комитет», возникший ещё в эпоху павловского царствования.
Негласный комитет
«Негласный Комитет», который часто называли «Интимным комитетом», «Комитетом общественного спасения» и даже «Якобинской шайкой», не имел официального статуса, но в первые годы правления Александра I именно он оказывал большое влияние на определение внутриполитического курса и выработку стратегии либеральных реформ. Наиболее активно «Негласный Комитет» работал в первый год своего существования, но затем его деятельность заметно ослабла, и в 1803 г. он был распущен.
В современной историографии существуют разные оценки деятельности «Негласного комитета». Одни авторы (Н. Троицкий) пишут о том, что проекты реформ, рождавшиеся на заседаниях этого Комитета, в частности «Жалованная грамота российскому народу», в итоге долгих разговоров и вздохов, бесследно тонули в новых разговорах и вздохах. Другие авторы (В. Федоров) менее категоричны в своих оценках и полагают, что нельзя столь негативно оценивать деятельность «Негласного комитета», поскольку часть либеральных реформ все же удалось реализовать на практике.
В первые годы царствования Александра I был проведен ряд административных преобразований:
а) в марте 1801г. под председательством своего наставника, графа Н.И. Салтыкова, император учредил совещательный орган – Непременный (Постоянный) Совет, в состав которого вошли 12 наиболее влиятельных сановников империи: П. Завадовский, А. Воронцов, Н. Салтыков, П. Зубов и ряд других вельмож. Однако после проведения министерской реформы значение Непременного совета стало неуклонно падать, и после учреждения Государственного Совета, в январе 1810 г. этот властный орган окончательно прекратил свое существование;
б) в июле 1801 г. была учреждена Комиссия по составлению законов во главе с графом П.В. Завадовским, однако ее деятельность оказалась столь же бесплодной и бесполезной, как и предыдущих Комиссий, и в 1804 г. она приказала долго жить;
в) в сентябре 1802 г. Правительствующий Сенат, влияние и значение которого сильно пошатнулось во времена Екатерины II и Павла I, был восстановлен в ранге высшего судебно-административного органа и «хранителя законов» Российской империи;
г) в сентябре 1802 г. был проведен первый этап министерской реформы, в ходе которого вместо восстановленных Павлом I петровских Коллегий создавалось 8 министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения. В отличие от Коллегий, новые органы исполнительной власти строились на принципах единоначалия, где все важнейшие вопросы решались исключительно его руководителем, который назначался на должность и смещался с неё лично императором. Каждый министр имел своего заместителя (товарища министра) и личную канцелярию. Сами министерства делились на департаменты во главе с директорами, департаменты состояли из отделений, которые возглавлялись начальниками, а отделения подразделялись на столы во главе со столоначальниками. Кроме того, для совместного обсуждения дел учреждался Комитет Министров, который, однако, не был наделен реальными властными полномочиями. В Комитет Министров первоначально входили все министры, а затем и председатели департаментов Государственного Совета и Государственный секретарь. Первыми министрами были назначены как представители старой екатерининской знати (Н.С. Мордвинов, Г.Р. Державин, П.В. Завадовский), так и молодые друзья Александра (Н. Новосильцев, В. Кочубей, П. Строганов, А. Чарторыйский).
Надо сказать, что историки до сих пор неоднозначно оценивают проведенную реформу исполнительной власти. Одни (Н. Троицкий) считают, что она ничего не изменила, поскольку верховным распорядителем власти по-прежнему остался император. Другие (В. Федоров, П. Зырянов) утверждают, что министерская реформа знаменовала собой дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствование центрального аппарата. А третьи (С. Середонин) полагали, что министерская реформа привела к «самодержавию министерств», что не входило в планы их инициатора.
Помимо административных реформ, в начале своего царствования Александр I провел ряд преобразований в сфере экономики и социальных отношений, в частности: а) в декабре 1801 г. былиздан Указ, разрешивший купцам, мещанам и государственным крестьянам свободную куплю-продажу земли, что стало серьезным ударом по дворянской монополии на земельную собственность; б) в феврале 1803 г. по инициативе графа С. Воронцова был подписан знаменитый Указ «О вольных хлебопашцах», разрешавший помещикам даровать вольную крепостным крестьянам, предоставляя им всобственность небольшие наделы земли; в) в 1804 г. был проведен первый этап аграрной реформы в Эстляндии, Лифляндии и Курляндии, в ходе которого все прибалтийские крестьяне, при сохранении прежних феодальных повинностей, становились владельцами своих земельных наделов.
Крестьяне начала XIX века
Новый этап либеральных реформ в России (1809–1812) традиционно связывают с личностью статс-секретаря государя Михаила Михайловича Сперанского, который в октябре 1809 г. представил на рассмотрение Александра I «Введение к уложению государственных законов». Этот проект М. Сперанского, который ряд современных авторов (С. Мироненко) именуют «Конституцией», предполагал создание трех независимых ветвей власти на всех уровнях. Законодательная власть была представлена выборными Государственной Думой, губернскими, окружными и волостными думами. Исполнительная власть – министерствами,губернскими, окружными и волостными управлениями. А судебная власть – Правительствующим Сенатом,губернскими, окружными и волостными судами, состоящими из двух палат по уголовным и гражданским делам.
Высшим органом, который должен был координировать деятельность всех ветвей власти, становился Государственный Совет. Он же должен был служить связующим звеном между императором и высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти.Кроме того, «Введением» устанавливалось, что ни один законопроект не мог получить высшей юридической силы без предварительного обсуждения в Госсовете с последующим утверждением его императором.
Таким образом, система органов центральной власти в проекте М. Сперанского (рис. 3) нисколько не умаляла властных прерогатив самодержавного монарха, который по-прежнему назначал и смещал с должности всех министров, членов Государственного Совета и Сената, а также распускал Государственную Думу и назначал новые выборы.
После ознакомления с эти проектом, Александр I счел его «удовлетворительным» и даже «полезным», после чего М. Сперанский представил государю календарный план его реализации, рассчитанный на 1810–1811 гг. Однако проект «первого министра империи» встретил ожесточенное сопротивление со стороны сенаторов, министров и других высших сановников империи, которые посчитали его слишком радикальным. Столкнувшись со столь сильным протестом сановной знати, Александр не решился идти на конфликт с нею и в очередной раз ограничился полумерами.
В январе 1810 г. был подписан Манифест об упразднении Непременного Совета и учреждении законосовещательного Государственного Совета, состоящего из Общего собрания и четырех департаментов (законов, военного, гражданского и экономического).
Затем, по предложению М. Сперанского, был проведен второй этап министерской реформы. В июне 1811 г. Александр I подписал Указ об «Общем учреждении министерств», в соответствии с которым:
а) упразднялось Министерство коммерции и учреждались Министерство полиции и три Главных управления путей сообщения, государственного контроля и духовных дел; б) четко разграничивались компетенция и полномочия всех министерств и устанавливались их единая организационная структура и порядок делопроизводства в них; в) все министры по должности становились членами Сената.
М. Сперанский
Надо сказать, что еще со времен издания двух императорских указов «О придворных званиях» (апрель 1809 г.) и «Об экзаменах на чин» (август 1809 г.), реформаторская деятельность М. Сперанского стала вызывать резкое недовольство в широких дворянских кругах, в том числе среди придворной знати, неформальным лидером которой стала родная сестра императора Екатерина Павловна. Именно она в марте 1811 г. передала брату «Записку о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях» Н.М. Карамзина, которая стала идейной основой борьбы придворных консерваторов с либеральными реформами М. Сперанского. В конечном итоге они одержали верх, и в марте 1812 г. Александр Iотправил М. Сперанского в отставку, который затем был арестован и сослан, сначала в Нижний Новгород, а затем в Пермь.
Надо сказать, что в исторической науке до сих пор существуют совершенно разные оценки первого периода правления Александра I. Одни авторы (С. Мироненко, В. Лобов) полагают, что император был искренним сторонником либеральных реформ, отмены крепостного права и установления конституционного правления в России. Другие историки (А. Предтеченский, Н. Минаева, В. Федоров) утверждают, что Александр I больше любил поговорить о реформах, законности и представлении республиканского правления, но на практике проводил ту же абсолютистскую политику, что и его убиенный отец. Третья группа авторов (В. Ключевский, Н. Троицкий) крайне негативно оценивали личность и деятельность Александра I и утверждали, что по своим взглядам он был не меньшим деспотом, чем Павел I, а все его реформы были «либеральным иллюзионом».
Внутренняя политика в 1815–1825 гг.
До недавнего времени практически все советские историки крайне негативно оценивали второй период правления Александра I как время неприкрытой реакции, когда курс либеральных реформ был принесен в жертву самодержавию и реакционному дворянству. Однако сегодня большинство авторов (Н. Троицкий, В. Федоров), оставаясь на прежних позициях, все же признают, что в эпоху аракчеевщины император,наряду с откровенно реакционными мерами, частично продолжил курс либеральных реформ.
В мае 1818 г.Александр I поручил министру юстиции Н. Новосильцеву подготовить Государственную Уставную грамоту Российской империи, построенную на принципах того конституционного акта, который был дарован им Царству Польскому в ноябре 1815 г.Летом 1819 г. комиссия Н. Новосильцева – П. Вяземского завершила свою работу и представила проект «Государственной Уставной грамоты» на рассмотрение императора, который, одобрив данный документ, поручил подготовить Манифест о даровании конституционного правления в России.
Первая русская «Конституция» предусматривала создание представительного органа власти – Государственного Сейма или Государственной Думы, состоявшего из двух палат – Сената и Посольской палаты. Сенат формировался лично царем из членов императорской фамилии и существующего Правительствующего Сената.Посольская палата тоже формировалась царем, но из числа кандидатов, избранных губернскими дворянскими собраниями и городскими думами. При этом император в полном объеме сохранял свои функции верховного законодателя и главы исполнительной власти, которому подчинялись все руководители центральных правительственных ведомств, губернаторы и наместники.
По проекту «Уставной грамоты» Российская империя должна была стать федеративным государством в составе 12 крупных административно-территориальных единиц – наместничеств. При этом предусматривалось, что во всех наместничествах будут созданы собственные представительные органы власти. Кроме того, этот проект провозглашал основные гражданские и политические права и свободы подданных российской короны, но вопрос о крепостном праве в нем не был даже упомянут, поэтому реализация этих прав и свобод оказалась в подвешенном состоянии.
По мнению большинства историков (Н. Минаева, С. Мироненко, В. Федоров), «Конституция» Н. Новосильцева была несомненным шагом назад в сравнении с проектом М. Сперанского, но даже такой безобидный документ не был реализован. Под давлением А. Аракчеева, А. Голицына, В. Кочубея и других влиятельных царедворцев, Александр I отказался от своего замысла и положил оба документа под сукно.
В те же годы несколько влиятельных царских сановников, в частности генерал А.А. Аракчеев, министр финансов Д.А. Гурьев, адмирал Н.С. Мордвинов, генерал П.Д. Киселев и другие разработали собственные проекты отмены крепостного права в стране. Однако все они так и остались на бумаге. Единственным реальным мероприятием правительства в решении крестьянского вопроса стал второй этап аграрной реформы в Эстляндии (1816), Курляндии (1817) и Лифляндии (1819), в ходе которого эстляндские и остзейские крестьяне получали личную свободу, но оставались без основного средства производства – пахотной и усадебной земли, превратившись в безземельных батраков.
Говоря о реакционных мероприятиях правительства, историки традиционно придают особое значение созданию военных поселений. Существует довольно расхожее представление, что инициатором этой политики был глава Военного департамента Государственного Совета, императорский фаворит граф Алексей Андреевич Аракчеев. Однако это не совсем так. Идея создания военных поселений возникла ещё в эпоху Павла I, который с их помощью пытался решить две острейших проблемы: а) проблему комплектования армии и б) острый финансовый кризис, поразивший страну на рубеже веков. Однако по ряду причин реализовать эту программу не удалось, и только в 1810 г. правительство вновь вернулось к этому вопросу и создало в качестве «пилотного проекта» первое военное поселение в Могилевской губернии.
В 1816 г. правительство вновь вернулось к идее создания военных поселений, причем, по мнению ряда историков (В. Федоров), эта инициатива всецело исходила от Александра I. Генерал А. Аракчеев, назначенный начальником военных поселений, первоначально даже возражал против их введения и предлагал решить проблему комплектования армии путем сокращения срока солдатской службы и перевода демобилизованных солдат в разряд резервистов. Однако как только вопрос о создании военных поселений был окончательно решён, А. Аракчеев стал самым рьяным исполнителем царской воли.
А. Аракчеев
В 1817–1818 гг. на территории Петербургской, Могилевской, Новгородской, Херсонской и Харьковской губерний было создано несколько сот военных поселений, общая численность которых составила более 500 тысяч поселян. Вся жизнь в военных поселения, большую часть которых составляли крепостные крестьяне (375 тысяч), была строго регламентирована на военный лад, что превратило их обитателей в настоящих рабов. Именно поэтому практически сразу после их создания вспыхнули массовые антиправительственные выступления поселян в Новгородской (1817), Херсонской (1817–1818) и Харьковской (1819) губерниях, которые были с особой жестокостью подавлены правительственными войсками.
По мнению большинства историков (В. Федоров, Н. Троицкий), окончательный поворот к реакции произошедший после 1820 г., явился ответом на целый ряд внутренних и внешних событий, произведших неизгладимое впечатление на Александра I. Речь, в частности, идет о революции в Неаполитанском королевстве (лето 1820), восстании Гвардейского Семеновского полка (октябрь 1820) и Троппаусском (октябрь–декабрь 1820) и Лайбахском (январь 1821) Конгрессах государств Священного союза.
В 1822 г., по именному рескрипту Александра I министру внутренних дел, графу В. Кочубею, были запрещены все тайные общества и масонские ложи, а со всех государственных чиновников и армейских офицеров взяты подписки о благонадежности.
Реакционный внутриполитический курс самодержавия в 1821–1825 гг. обычно связывают с личностью А. Аракчеева и традиционно называют аракчеевщиной. В самом деле, роль А. Аракчеева, всесильного временщика и фаворита Александра I, была в то время исключительно велика. С 1822 г., возглавляя Императорскую Канцелярию и находясь на положении первого министра, он фактически являлся единственным докладчиком царю по всем вопросам, даже по делам Святейшего Синода. Все министры и сенаторы первоначально шли с докладами к всесильному временщику, который затем делал общий доклад императору. Нисколько не умаляя огромного влияния этой личности на ход государственных дел, ряд авторов (В. Федоров, В. Томсинов), все же утверждают, что истинным вдохновителем реакционного курса был сам Александр I, а А. Аракчеев выступал лишь в роли наиболее ревностного исполнителя его воли.
Николай I. Внутренняя политика в 1825–1855 гг.
Николай I не был врожденным реакционером и, будучи умным человеком, прекрасно понимал необходимость изменений в экономическом и политическом строе страны. Но, будучи до мозга костей военным человеком, он пытался решить все проблемы за счет милитаризации государственного строя, жесткой политической централизации и регламентации всех сторон общественной жизни страны. Не случайно почти все его министры и губернаторы имели генеральские и адмиральские звания – А.Х. Бенкендорф (рис. 1), А.Н. Чернышев, П.Д. Киселев, И.И. Дибич, П.И. Паскевич, И.В. Васильчиков, А.С. Шишков, Н.А. Протасов и многие другие. Кроме того, среди многочисленной когорты николаевских сановников особое место занимали прибалтийские немцы А.Х. Бенкендорф, В.Ф. Адлерберг, К.В. Нессельроде, Л.В. Дубельт, П.А. Клейнмихель, Е.Ф. Канкрин и другие, которые, по словам самого Николая I, в отличие от русских дворян служили не государству, а государю.
Бенкендорф
По мнению ряда историков (А. Корнилов), во внутренней политике Николай I руководствовался двумя основополагающими карамзинскими идеями, изложенными им в записке «О древней и новой России»: а) самодержавие является важнейшим элементом стабильного функционирования государства; б) главной заботой монарха является беззаветное служение интересам государства и общества.
Отличительной особенностью николаевского правления стал колоссальный рост бюрократического аппарата в центре и на местах. Так, по данным ряда историков (П. Зайончковский, Л. Шепелев), только за первую половину XIX в. численность чиновников всех уровней выросла более чем в шесть раз. Однако нельзя столь негативно оценивать сей факт, как это делалось в советской историографии, ибо на то были свои веские причины. В частности, по мнению академика С. Платонова, после восстания декабристов Николай I полностью утратил доверие к высшим слоям дворянства. Главную опору самодержавия император видел теперь только в чиновничьей бюрократии, поэтому он стремился опереться как раз на ту часть дворянства, для которой единственным источником дохода являлась государственная служба. Неслучайно, что именно при Николае I начинает формироваться класс потомственных чиновников, для которых государственная служба становится профессией.
Николай I
Параллельно с укреплением государственного и полицейского аппаратов власти, Николай I стал постепенно сосредотачивать в своих руках решение практически всех мало-мальски важных вопросов. Довольно часто при решении того или иного важного вопроса учреждались многочисленные Секретные Комитеты и Комиссии, которые подчинялись непосредственно императору и постоянно подменяли собой многие министерства и ведомства, в том числе Государственный Совет и Сенат. Именно эти органы власти, в состав которых входили очень немногие высшие сановники империи – А. Голицын, М. Сперанский, П. Киселев, А. Чернышев, И. Васильчиков, М. Корф и другие – были наделены огромными, в том числе законодательными, полномочиями и осуществляли оперативное руководство страной.
Чиновники «николаевской России»
Но наиболее ярко режим личной власти воплотился в Собственной Его Императорского Величества канцелярии, которая возниклае щё во времена Павла I в 1797г. Затем при Александре I в 1812 г. она превратилась в канцелярию для рассмотрения прошений на высочайшее имя. В те годы должность начальника канцелярии занимал граф А. Аракчеев, и она (канцелярия) уже тогда имела немалые властные полномочия. Практически сразу после вступления на престол, в январе 1826 г., Николай I существенно расширил функции личной канцелярии, придав ей значение высшего государственного органа Российской империи. В рамках Императорской Канцелярии в первой половине 1826 г. было создано три специальных отделения:
I Отделение, которое возглавил статс-секретарь императора А.С. Танеев, ведало подбором и расстановкой кадров в центральные органы исполнительной власти, контролировало деятельность всех министерств, а так же занималось чинопроизводством, подготовкой всех императорских Манифестов и Указов, и контролем за их исполнением.
II Отделение, руководителем которого стал другой статс-секретарь императора, М.А. Балугьянский, целиком сосредоточилось на кодификации обветшавшей законодательной системы и создании нового Свода законов Российской империи.
III Отделение, которое возглавили личный друг императора, генерал А. Бенкендорф, а после его смерти – генерал А.Ф. Орлов, полностью сосредоточилось на политическом сыске внутри страны и за рубежом. Первоначально основу этого Отделения составила Особая канцелярия Министерства внутренних дел, а затем, в 1827 г., был создан Корпус жандармов во главе с генералом Л.В. Дубельтом, который составил вооруженную и оперативную опору III Отделения.
Констатируя тот факт, что Николай I стремился сохранить и упрочить самодержавно-крепостнический строй через усиление бюрократического и полицейского аппаратов власти, мы должны признать, что в ряде случаев он пытался решить острейшие внутриполитические проблемы страны через механизм реформ. Именно такой взглядна внутреннюю политику Николая I был характерен для всех крупных дореволюционных историков, в частности В. Ключевского, А. Кизиветтера и С. Платонова. В советской исторической науке, начиная с работы А. Преснякова «Апогей самодержавия» (1927), особый акцент стал делаться на реакционности николаевского режима. Вместе с тем, ряд современных историков (Н. Троицкий) справедливо говорит о том, что по своему смыслу и происхождению реформы Николая I существенно отличались от предыдущих и предстоящих реформ. Если Александр I лавировал между новым и старым, а Александр II уступал давлению нового, то Николай I укреплял старое, чтобы успешнее противостоять новому.
Первая в России железная дорога
Реформы Николая I
а) Секретный Комитет В.П. Кочубея и его проекты реформ (1826–1832)
6 декабря 1826 г. Николай I образовал Первый Секретный Комитет, который должен был разобрать все бумаги Александра I и определить, какие проекты государственных преобразований могут быть взяты государем за основу при проведении политики реформ. Формальным главой этого Комитета был председатель Государственного Совета, граф В.П. Кочубей, а фактическим руководителем стал М.М. Сперанский, который давно отряхнул со своих ног прах либерализма и стал убежденным монархистом. За время существования этого Комитета (декабрь 1826 – март 1832 гг.) было проведено 173 официальных заседания, на которых родилось всего лишь два серьезных проекта реформ.
Первым был проект сословной реформы, в соответствии с которым предполагалось отменить петровский «Табель о рангах», дававший право военным и гражданским чинам получать дворянство в порядке выслуги лет. Комитет предложил установить такой порядок, при котором дворянство приобреталось бы только по праву рождения, или по «высочайшему пожалованию».
Вместе с тем, чтобы как-то поощрить государственных чиновников и нарождающийся класс буржуазии, Комитет предложил создать для отечественных бюрократов и купцов новые сословия – «чиновных» и «именитых» граждан, которые, как и дворяне, освобождались бы от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний.
Второй проект предусматривал проведение новой административной реформы. Согласно проекту, Государственный Совет освобождался от груды административных и судебных дел и сохранял за собой лишь законосовещательные функции. Сенат разделялся на два самостоятельных учреждения: Сенат Правительствующий, состоящий из всех министров, становился высшим органом исполнительной власти, а Сенат Судебный – высшим органом государственной юстиции.
Оба проекта нисколько не подрывали самодержавный строй, и, тем не менее, под влиянием европейских революции и польских событий 1830–1831 гг. Николай I задвинул в долгий ящик первый проект и навсегда похоронил второй.
б) Кодификация законов М.М. Сперанского (1826–1832)
31 января 1826 г. в рамках Императорской Канцелярии было создано II Отделение, на которое была возложена задача по реформе всего законодательства. Официальным главой Отделения был назначен профессор Петербургского университета М.А. Балугьянский, преподававший будущему императору юридические науки, но всю реальную работу по кодификации законодательства осуществил его заместитель, М. Сперанский.
Летом 1826 г. М. Сперанский направил императору четыре служебных записки со своими предложениями по составления нового Свода Законов. По этому плану кодификация должна была пройти в три этапа: 1. Вначале предполагалось собрать и издать в хронологическом порядке все законодательные акты, начиная с «Соборного Уложения» царя Алексея Михайловича до конца царствования Александра I. 2. На втором этапе планировалось издать Свод действующих законов, расположенных в предметно-систематическом порядке. 3. На третьем этапе предусматривалось составление и издание нового систематизированного по правовым отраслям Свода Законов.
На первом этапе кодификационной реформы (1828–1830) была опубликована почти 31 тысяча законодательных актов изданных в 1649–1825 гг., которые вошли в 45-томное первое «Полное Собрание законов Российской империи». Одновременно с этим были изданы 6 томов второго «Полного Собрания законов Российской империи», куда вошли законодательные акты, изданные при Николае I.
На втором этапе кодификационной реформы (1830–1832) был подготовлен и издан 15-томный «Свод законов Российской империи», который представлял собой систематизированный (по отраслям права) свод действующего законодательства из 40 тысяч статей. В 1–3 томах были изложены основные законы, определяющие пределы компетенции и порядок делопроизводства всех правительственных учреждений и губернских канцелярий. В 4–8 томах содержались законы о государственных повинностях, доходах и имуществе. В 9 томе были опубликованы все законы о сословиях, в 10 томе – гражданские и межевые законы. В 11–14 томах содержались полицейские (административные) законы, и в 15 томе было опубликовано уголовное законодательство.
19 января 1833 г. «Свод законов Российской империи» был официально одобрен на заседании Государственного Совета и вступил в законную силу.
в) Сословная реформа Николая I (1832–1845)
После завершения работы над кодификацией законов Николай I вернулся к сословным проектам Секретного Комитета графа В. Кочубея. Первоначально, в 1832 г., был издан императорский Указ, в соответствии с которым учреждалось среднее сословие «почетных граждан» двух степеней – «потомственных почетных граждан», куда зачислялись потомки личных дворян и гильдейское купечество, и «личных почетных граждан» для чиновников IV–X классов и выпускников высших учебных заведений.
Затем, в 1845 г., был издан ещё один Указ, напрямую связанный с проектом сословной реформы Секретного Комитета. Николай I так и не решился отменить петровский «Табель о рангах», но, в соответствии с его Указом, были существенно повышены чины, которые требовались для получения дворянства по выслуге лет. Теперь потомственное дворянство предоставлялось гражданским чинам с V (статский советник), а не с VIII (коллежский асессор) класса, а военным, соответственно, с VI (полковник), а не с XIV(прапорщик) класса. Личное дворянство и для гражданских и для военных чинов устанавливалось с IX (титулярный советник, капитан), а не с XIV класса, как ранее.
г) Крестьянский вопрос и реформа П.Д. Киселева (1837–1841)
Во второй четверти XIX в. крестьянский вопрос по-прежнему оставался головной болью царского правительства. Признавая, что крепостное право является пороховым погребом всего государства, Николай I считал, что его отмена может привести к еще более опасным общественным катаклизмам, чем те, которые потрясали Россию во времена его царствования. Поэтому в крестьянском вопросе николаевская администрация ограничивалась лишь паллиативными мерами, направленными на то, чтобы несколько смягчить остроту социальных отношений в деревне.
Для обсуждения крестьянского вопроса в 1828–1849 гг. было создано девять Секретных Комитетов, в недрах которых было обсуждено и принято более 100 законодательных актов по ограничению власти помещиков над крепостными крестьянами. Например, в соответствии с этими Указами помещикам запрещалось отдавать своих крестьян на заводы (1827 г.), ссылать их в Сибирь (1828 г.), переводить крепостных крестьян в категорию дворовых и расплачиваться ими за долги (1833 г.), продавать крестьян в розницу (1841 г.) и т. д. Однако реальное значение этих Указов и конкретные результаты их применения оказались ничтожны: помещики просто-напросто игнорировали эти законодательные акты, многие из которых носили рекомендательный характер.
Единственной попыткой серьезного решения крестьянского вопроса стала реформа государственной деревни, проведенная генералом П.Д. Киселевым в 1837–1841 гг.
Для подготовки проекта реформы государственной деревни в апреле 1836 г. в недрах Собственной Е.И. В. Канцелярии было создано специальное V Отделение, которое возглавил генерал-адъютант П. Киселев. Согласуясь с личными указаниями Николая I и собственным видением данного вопроса, он посчитал, что для исцеления недугов казенной деревни достаточно создать хорошую администрацию, которая могла бы аккуратно и рачительно управлять ею. Именно поэтому на первом этапе реформы, в 1837 г., казенная деревня была изъята из ведения Министерства финансов и передана в управление Министерству государственных имуществ, первым руководителем которого стал сам генерал П. Киселев, пробывший на этом посту до 1856 г.
Затем, в 1838–1839 гг., для управления государственной деревней на местах были созданы казенные палаты в губерниях и казенные окружные управления в уездах. И только после этого, в 1840–1841 гг., реформа докатилась до волостей и сел, где были созданы сразу несколько органов управления: волостные и сельские сходы, правления и расправы.
После завершения этой реформы правительство в очередной раз занялось проблемой владельческих (помещичьих) крестьян, и вскоре на свет появился Указ «Об обязанных крестьянах» (апрель 1842 г.), разработанныйтакжепо инициативе П. Киселева.
Суть этого Указа состояла в следующем: каждый помещик по личному усмотрению мог даровать вольную своим крепостным крестьянам, но без права продажи им в собственность их же наделов земли. Вся земля оставалась собственностью помещиков, а крестьяне получали только право пользования этой землей на условиях аренды. За обладание своими же наделами земли они обязаны были, как и раньше, нести барщину и оброк. Однако по соглашению, который крестьянин заключал с помещиком, последний не имел права: а) увеличивать размер барщины и оброка и б) отбирать или сокращать оговоренный по взаимному соглашению земельный надел.
По мнению ряда историков (Н. Троицкий, В. Федоров),Указ «Об обязанных крестьянах» был шагом назад по сравнению с Указом «О вольных хлебопашцах», поскольку тот законодательный акт разрывал феодальные отношения между помещиками и крепостными крестьянами, а новый закон сохранял их.
д) Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина (1839–1843)
Активная внешняя политика и постоянный рост государственных расходов на содержание государственного аппарата и армии стали причиной острейшего финансового кризиса в стране: расходная часть государственного бюджета почти в полтора раза превышала его доходную часть. Результатом такой политики стала постоянная девальвация ассигнационного рубля по отношению к серебряному рублю, и к концу 1830-х гг. его реальная стоимость составляла всего 25% от стоимости серебряного рубля.
Кредитный билет после реформы Канкрина
С тем чтобы предотвратить финансовый крах государства, по предложению многолетнего министра финансов Егора Францевича Канкрина, было решено провести денежную реформу. На первом этапе реформы, в 1839 г., были введены государственные кредитные билеты,которые были приравнены к серебряному рублю и могли свободно обмениваться на него. Затем, после накопления необходимых запасов благородных металлов, был проведен второй этап реформы. С июня 1843 г. началсяобмен всех находящихся в обращении ассигнаций на государственные кредитные билеты из расчета один кредитный рубль за три с половиной ассигнационных рублей. Таким образом, денежная реформа Е. Канкрина существенно укрепила финансовую систему страны, но полностью преодолеть финансовый кризис не удалось, поскольку правительство продолжало проводить прежнюю бюджетную политику.
К занятию прикреплен файл «Это интересно!». Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.
Использованные источники:
- http://interneturok.ru/ru/school/istoriya-rossii/10-klass/
- http://www.youtube.com/watch?v=jY16qr4w7u0
- http://www.youtube.com/watch?v=9Z8vBRru2nc