4 класс. Окружающий мир. Дыхательная система человека

4 класс. Окружающий мир. Дыхательная система человека

Комментарии преподавателя

 Почему люди не испытывают желания дышать?

Каж­дый че­ло­век в те­че­ние дня ис­пы­ты­ва­ет чув­ство го­ло­да или жажды. Но че­ло­век крайне редко ощу­ща­ет же­ла­ние по­ды­шать, по­то­му что ды­ха­ние не кон­тро­ли­ру­ет­ся со­зна­ни­ем. Дело все в том, что тело че­ло­ве­ка со­сто­ит из кле­ток, ко­то­рым для роста и жизни необ­хо­ди­мы пи­та­ние и кис­ло­род, ко­то­рый мы по­лу­ча­ем вме­сте с воз­ду­хом (рис. 1).

Вдох

Рис. 1. Вдох (Ис­точ­ник)

Еще не ро­див­ший­ся ре­бе­нок по­лу­ча­ет кис­ло­род через кро­ве­нос­ные со­су­ды мамы (рис. 2). Но вот малыш по­явил­ся на свет, раз­дал­ся его пер­вый крик, вклю­чи­лись в ра­бо­ту мышцы груд­ной клет­ки, и воз­дух на­пол­нил лег­кие (рис. 3).

 Ребенок в утробе матери

Первый вдох младенца

Рис. 2. Ре­бе­нок в утро­бе ма­те­ри (Ис­точ­ник)

Рис. 3. Пер­вый вдох мла­ден­ца (Ис­точ­ник)

С этого мо­мен­та до окон­ча­ния жизни че­ло­век вы­нуж­ден ды­шать, по­то­му что его клет­кам необ­хо­дим кис­ло­род. С воз­рас­том ме­ня­ет­ся лишь ко­ли­че­ство вдо­хов: груд­ной ре­бе­нок может де­лать до 60 в ми­ну­ту, а взрос­лый че­ло­век в сред­нем 15–16 вдо­хов.

 Почему люди вынуждены дышать постоянно?

Про­ве­дем экс­пе­ри­мент: сде­лай­те вдох и за­дер­жи­те ды­ха­ние. Воз­мож­но, вам уда­лось не ды­шать 20 или 30 се­кунд. Неко­то­рые люди могут не ды­шать 2–3 ми­ну­ты, а после дол­гих тре­ни­ро­вок люди могут за­дер­жи­вать ды­ха­ние на 5–6 минут, но рано или позд­но вы вы­нуж­де­ны бу­де­те сде­лать новый вдох, по­то­му что в ор­га­низ­ме нет за­па­сов кис­ло­ро­да (рис. 4).

Человек может задерживать дыхание

Рис. 4. Че­ло­век может за­дер­жи­вать ды­ха­ние (Ис­точ­ник)

Че­ло­век вы­нуж­ден ды­шать ре­гу­ляр­но, чтобы обес­пе­чить по­ступ­ле­ние до­ста­точ­но­го ко­ли­че­ства кис­ло­ро­да нашим клет­кам.

Воз­дух может по­сту­пить в наш ор­га­низм через рот или через нос (рис. 5).

Поступление воздуха

Рис. 5. По­ступ­ле­ние воз­ду­ха (Ис­точ­ник)

По­лез­нее ды­шать носом, по­то­му что имен­но он при­во­дит воз­дух в со­сто­я­ние бла­го­при­ят­ное для лег­ких.

 Нос – орган дыхания

Нос че­ло­ве­ка од­но­вре­мен­но на­гре­ва­ет воз­дух, очи­ща­ет его от при­ме­сей и боль­шин­ства мик­ро­бов, увлаж­ня­ет его. По­лость носа – это не про­сто канал для воз­ду­ха, а на­сто­я­щий ла­би­ринт со мно­же­ством от­ветв­ле­ний, за­ко­ул­ков и узких про­хо­дов. Такое из­ви­ли­стое стро­е­ние носа при­да­ет струе воз­ду­ха вих­ре­вое дви­же­ние. Бла­го­да­ря этому вды­ха­е­мый воз­дух успе­ва­ет на­греть­ся до 37 гра­ду­сов (через стен­ки носа про­хо­дят мно­го­чис­лен­ные кро­ве­нос­ные со­су­ды, про­те­ка­ю­щая по ним го­ря­чая кровь быст­ро со­гре­ва­ет хо­лод­ный воз­дух, по­это­му даже мо­роз­ным днем воз­дух в лег­кие по­сту­па­ет уже со­гре­тым) (рис. 6).

Вдыхаемый воздух согревается

Рис. 6. Вды­ха­е­мый воз­дух со­гре­ва­ет­ся (Ис­точ­ник)

В но­со­вой по­ло­сти есть во­лос­ки, ко­то­рые ра­бо­та­ют как воз­душ­ный фильтр (рис. 7).

Волоски носовой полости задерживают инородные тела

Рис. 7. Во­лос­ки но­со­вой по­ло­сти за­дер­жи­ва­ют ино­род­ные тела (Ис­точ­ник)

Они за­дер­жи­ва­ют пыль, пыль­цу рас­те­ний и дру­гие вред­ные ве­ще­ства, ну а если ино­род­ным ве­ще­ствам уда­лось ми­но­вать этот за­слон, их встре­тит вто­рой сто­ро­же­вой пост – сли­зи­стая обо­лоч­ка. Верх­ние ды­ха­тель­ные пути по­кры­ты ге­ле­об­раз­ной лип­кой жид­ко­стью – сли­зью, ко­то­рая от­вет­ствен­на за по­сто­ян­ное увлаж­не­ние воз­ду­ха и за­щи­ту лег­ких от по­па­да­ния в них ино­род­ных тел (рис. 8). Сли­зи­стая обо­лоч­ка имеет на­деж­но­го по­мощ­ни­ка – рес­нич­ки.

Слизистая оболочка задерживает инородные вещества

Реснички толкают загрязненную слизь к глотке

Инородное тело уничтожается соляной кислотой желудка

Рис. 8. Сли­зи­стая обо­лоч­ка за­дер­жи­ва­ет ино­род­ные ве­ще­ства (Ис­точ­ник)

Рис. 9. Рес­нич­ки тол­ка­ют за­гряз­нен­ную слизь к глот­ке (Ис­точ­ник)

Рис. 10. Ино­род­ное тело уни­что­жа­ет­ся со­ля­ной кис­ло­той же­луд­ка (Ис­точ­ник)

Они все время из­ги­ба­ют­ся (15 раз в се­кун­ду), слов­но трава под вет­ром. Как толь­ко на них по­па­да­ет ино­род­ное тело, они на­чи­на­ют тол­кать слизь с на­лип­шей на нее гря­зью к глот­ке (рис. 9), сра­ба­ты­ва­ет гло­та­тель­ный ре­флекс, и ино­род­ное тело по­па­да­ет в же­лу­док, где уни­что­жа­ет­ся со­ля­ной кис­ло­той, ко­то­рую вы­ра­ба­ты­ва­ет же­лу­док (рис. 10). Или же ино­род­ное тело может вы­ве­стись на­ру­жу в про­цес­се кашля или чи­ха­ния, тогда про­ис­хо­дит рез­кий вы­брос воз­ду­ха вме­сте с ино­род­ным телом (рис. 11).

Чихание

Рис. 11. Чи­ха­ние (Ис­точ­ник)

Струя воз­ду­ха во время чи­ха­ния или кашля может до­сти­гать огром­ной ско­ро­сти – от 100 км/ч до 160 км/ч.

 Нос – орган обоняния

Нос спо­со­бен раз­ли­чать за­па­хи окру­жа­ю­ще­го мира (рис. 12).

Нос – орган обоняния

Рис. 12. Нос – орган обо­ня­ния (Ис­точ­ник)

Это орган обо­ня­ния. Пер­вый запах, с ко­то­рым встре­ча­ет­ся че­ло­век – это запах ма­те­рин­ско­го мо­ло­ка. Обо­ня­ние пре­жде всего нужно для того, чтобы те­сти­ро­вать на при­год­ность пищу и воз­дух. Если пища ис­пор­ти­лась, вы без труда по­чув­ству­е­те это и не ста­не­те ее упо­треб­лять (рис. 13).

Обоняние помогает определять пригодность пищи

Рис. 13. Обо­ня­ние по­мо­га­ет опре­де­лять при­год­ность пищи (Ис­точ­ник)

Таким об­ра­зом, обо­ня­ние спа­са­ет нам жизнь. Мо­ле­ку­лы па­ху­чих ве­ществ вме­сте с по­то­ком вды­ха­е­мо­го воз­ду­ха по­па­да­ет в по­лость носа. Здесь, в верх­ней части, на­хо­дит­ся спе­ци­аль­ная обо­ня­тель­ная по­верх­ность. Она неболь­шо­го раз­ме­ра, ее пло­щадь со­став­ля­ет не боль­ше трех квад­рат­ных сан­ти­мет­ров. Это при­бли­зи­тель­но раз­мер неболь­шой поч­то­вой марки. На этой ме­лень­кой по­верх­но­сти вме­ща­ет­ся более двух­сот мил­ли­о­нов спе­ци­аль­ных кле­ток. Каж­дая такая клет­ка по­кры­та сли­зью и имеет спе­ци­аль­ный вы­рост (рис. 14).

Система обоняния

Рис. 14. Си­сте­ма обо­ня­ния (Ис­точ­ник)

Имен­но в слизи рас­тво­ря­ют­ся мо­ле­ку­лы па­ху­чих ве­ществ. По спе­ци­аль­ным нер­вам сиг­нал по­сту­па­ет в мозг, и мы с вами раз­ли­ча­ем за­па­хи. Таким об­ра­зом, нос – уни­каль­ный ме­ха­низм, спо­соб­ный раз­ли­чать за­па­хи, важ­ный орган си­сте­мы ды­ха­ния.

 Гортань, надгортанник

Из но­со­вой по­ло­сти, минуя но­со­глот­ку, воз­дух по­па­да­ет в гор­тань (рис. 15).

Гортань

Рис. 15. Гор­тань (Ис­точ­ник)

Если по­тро­гай­те шею че­ло­ве­ка впе­ре­ди, можно по­чув­ство­вать реб­ри­стую твер­дую по­верх­ность – гор­тань. Здесь рож­да­ют­ся звуки го­ло­са: в гор­та­ни есть спе­ци­аль­ная го­ло­со­вая щель, в ко­то­рой рас­по­ло­же­ны го­ло­со­вые связ­ки (рис. 16), при вы­до­хе (а имен­но при вы­до­хе мы про­из­но­сим звуки) го­ло­со­вые связ­ки на­чи­на­ют виб­ри­ро­вать, как стру­ны на му­зы­каль­ном ин­стру­мен­те – мы из­да­ем звуки.

Рис. 16. Го­ло­со­вые связ­ки (Ис­точ­ник)

Гор­тань также из­нут­ри вы­стла­на сли­зи­стой обо­лоч­кой, ко­то­рая яв­ля­ет­ся пре­гра­дой для бак­те­рий и дру­гих вред­ных ве­ществ. В гор­та­ни пе­ре­се­ка­ют­ся пути ды­ха­тель­ной и пи­ще­ва­ри­тель­ной си­стем. Но ведь пища долж­на по­пасть в пи­ще­вод, а воз­дух – в ды­ха­тель­ные пути. Чтобы пища и воз­дух дви­га­лись в нуж­ном им на­прав­ле­нии, а не сме­ши­ва­лись, при­ро­да со­зда­ла уни­каль­ный ме­ха­низм – кла­пан, ко­то­рый по­лу­чил на­зва­ние над­гор­тан­ник (рис. 17).

1 – надгортанник; 2 – пища; 3 – гортань.

Рис. 17. 1 – над­гор­тан­ник; 2 – пища; 3 – гор­тань. (Ис­точ­ник)

Он, как страж, на­ви­са­ет над вхо­дом в гор­тань и за­кры­ва­ет­ся каж­дый раз, как толь­ко в ро­то­вую по­лость по­сту­па­ет пища или жид­кость, по­это­му мы можем есть и ды­шать од­но­вре­мен­но.

 Трахея, бронхи, альвеолы

Из гор­та­ни воз­дух по­па­да­ет в тра­хею – труб­ку дли­ной от один­на­дца­ти до пят­на­дца­ти сан­ти­мет­ров, со­сто­я­щую из хря­ще­вых колец. Тра­хея также из­нут­ри по­кры­та сли­зью с рес­нич­ка­ми, ко­то­рые удер­жи­ва­ют вред­ные ве­ще­ства. В конце тра­хея раз­два­и­ва­ет­ся на два брон­ха – левый и пра­вый. Те, в свою оче­редь, вхо­дят в лег­кие и там на­чи­на­ют мно­го­крат­но вет­вить­ся, слов­но ве­точ­ки у де­ре­ва, об­ра­зуя брон­хи­аль­ное де­ре­во (рис. 18).

Трахея и бронхиальное дерево

Рис. 18. Тра­хея и брон­хи­аль­ное де­ре­во (Ис­точ­ник)

Каж­дая то­нень­кая ве­точ­ка брон­ха за­кан­чи­ва­ет­ся аль­вео­лой – меш­ко­об­раз­ным ша­ри­ком. В здо­ро­вых лег­ких рас­по­ла­га­ет­ся при­бли­зи­тель­но три­ста мил­ли­о­нов аль­ве­ол, раз­ме­ры ко­то­рых не пре­вы­ша­ют бу­ла­воч­ную го­лов­ку. По­верх­ность аль­ве­ол по­кры­та сетью кро­ве­нос­ных ка­пил­ля­ров (рис. 19).

Дыхательный аппарат, альвеолы

Рис. 19. Ды­ха­тель­ный ап­па­рат, аль­ве­о­лы (Ис­точ­ник

Имен­но здесь про­ис­хо­дит га­зо­об­мен. Крас­ные кро­вя­ные тела от­да­ют уг­ле­кис­лый газ и впи­ты­ва­ют в себя кис­ло­род. Обо­га­щен­ная кис­ло­ро­дом кровь оправ­ля­ет­ся в серд­це, чтобы от­ту­да до­брать­ся до каж­дой клет­ки ор­га­низ­ма (рис. 20).

Строение дыхательной системы

Рис. 20. Стро­е­ние ды­ха­тель­ной си­сте­мы (Ис­точ­ник)

 Легкие

Воз­дух по брон­хам по­па­да­ет в лег­кие – пар­ный губ­ча­тый орган (рис. 21). Оба лег­ких не оди­на­ко­вы – левое мень­ше пра­во­го, пра­вое лег­кое де­лит­ся на три доли, а левое – на две. Чтобы эти важ­ные ор­га­ны не по­вре­ди­лись, они на­деж­но укры­ты вгруд­ной клет­ке (рис. 22).

Легкие

Грудная клетка человека

Рис. 21. Лег­кие (Ис­точ­ник)

Рис. 22. Груд­ная клет­ка че­ло­ве­ка (Ис­точ­ник)

Наши лег­кие по­хо­жи на две ро­зо­вые губки. Дей­стви­тель­но, ис­ход­ный цвет наших лег­ких ро­зо­вый, но со вре­ме­нем они тем­не­ют. Это про­ис­хо­дит из-за того, что го­род­ской воз­дух силь­но за­гряз­нен про­мыш­лен­ны­ми вы­бро­са­ми и ав­то­мо­биль­ны­ми вы­хло­па­ми. У ку­риль­щи­ков лег­кие стра­да­ют еще боль­ше. По­смот­ри­те, как вы­гля­дят лег­кие здо­ро­вых людей и тех, кто курит (рис. 23).

Легкие здорового человека и легкие курильщика 

Рис. 23. Лег­кие здо­ро­во­го че­ло­ве­ка и лег­кие ку­риль­щи­ка (Ис­точ­ник)

Си­га­рет­ный дым опа­сен даже для тех, кто не курит, а про­сто вды­ха­ет вред­ный дым. По­это­му не ку­ри­те сами и ста­рай­тесь не на­хо­дить­ся рядом с ку­ря­щи­ми лю­дь­ми. Пом­ни­те, что нужно по­ча­ще бы­вать на при­ро­де, ды­шать све­жим воз­ду­хом, за­ни­мать­ся физ­куль­ту­рой, при­учать себя де­лать вдохи через нос (рис. 24).

Дышите свежим воздухом

Рис. 24. Ды­ши­те све­жим воз­ду­хом (Ис­точ­ник)

Эти пра­ви­ла по­мо­гут со­хра­нить лег­кие здо­ро­вы­ми.

 Кто руководит всей дыхательной системой, дыхание

Нервы спин­но­го и го­лов­но­го мозга управ­ля­ют ор­га­на­ми ды­ха­ния. Каж­дые две се­кун­ды нервы спин­но­го мозга по­сы­ла­ют сиг­нал мыш­цам, опо­я­сы­ва­ю­щим груд­ную клет­ку, рас­ши­рять­ся. Мышцы рас­ши­ря­ют­ся, и лег­кие на­пол­ня­ют­ся воз­ду­хом, про­ис­хо­дит вдох. Если по­ло­жить руки на об­ласть груд­ной клет­ки и сде­лать вдох, че­ло­век по­чув­ству­ет, как груд­ная клет­ка рас­ши­ри­лась. Через три се­кун­ды сиг­нал от спин­но­го мозга пре­кра­ща­ет­ся. Мышцы груд­ной клет­ки рас­слаб­ля­ют­ся, и воз­дух вы­тал­ки­ва­ет­ся на­ру­жу – про­ис­хо­дит выдох. Таким об­ра­зом, ор­га­низ­му че­ло­ве­ка по­на­до­би­лось пять се­кунд, чтобы сде­лать вдох и выдох. Две се­кун­ды на вдох и три се­кун­ды на выдох. В сред­нем че­ло­век в ми­ну­ту со­вер­ша­ет от пят­на­дца­ти до шест­на­дца­ти вдо­хов. Во время за­ня­тий физ­куль­ту­рой, спор­том, ак­тив­ным фи­зи­че­ским тру­дом ды­ха­ние уча­ща­ет­ся (рис. 25).

Во время занятий спортом дыхание учащается

Рис. 25. Во время за­ня­тий спор­том ды­ха­ние уча­ща­ет­ся (Ис­точ­ник)

Дело в том, что клет­ки ор­га­низ­ма на­чи­на­ют уси­лен­но ра­бо­тать и им тре­бу­ет­ся уси­лен­ное пи­та­ние. Сле­до­ва­тель­но, в ор­га­низм долж­но по­сту­пать боль­шее ко­ли­че­ство кис­ло­ро­да. Но че­ло­век не за­ду­мы­ва­ет­ся, с какой ча­сто­той нужно ды­шать, эту ра­бо­ту вы­пол­ня­ет го­лов­ной мозг. Он под­би­ра­ет про­грам­му ча­сто­ты ды­ха­ния, а че­ло­век лишь вы­нуж­ден ее со­блю­дать.

На сле­ду­ю­щем уроке мы про­дол­жим по­сти­гать тайны на­ше­го ор­га­низ­ма: узна­ем, какую роль иг­ра­ет язык в под­дер­жа­нии жиз­не­спо­соб­но­сти на­ше­го ор­га­низ­ма. Осо­бое вни­ма­ние уде­лим роли языка как ор­га­на вкуса, рас­смот­рев, как он функ­ци­о­ни­ру­ет.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/chelovecheskiy-organizm/dyhatelnaya-sistema-cheloveka

источник презентации - http://5klass.net/zip/okruzhajuschij-mir/Organy-dykhanija-cheloveka.zip

источник видео:

http://www.youtube.com/watch?v=-BCetN6Fajo

http://www.youtube.com/watch?v=hHvInik3XCg

http://www.youtube.com/watch?v=snlNEe9Oa-k

http://www.youtube.com/watch?v=CxEGBqv2q30

http://www.youtube.com/watch?v=MD6xhaYedX4

Файлы