6 класс. Литература. Произведения русских писателей XIX в. Н.В. Гоголь. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Реалистическое и фантастическое в повести «Ночь перед Рождеством».
6 класс. Литература. Произведения русских писателей XIX в. Н.В. Гоголь. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Реалистическое и фантастическое в повести «Ночь перед Рождеством».
Комментарии преподавателя
Реалистическое и фантастическое в повести «Ночь перед Рождеством». Теория литературы. Юмор.
Сразу же после выхода в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки» завоевали массу поклонников различного возраста. Эта книга была первой книгой Гоголя, но ее юмор и народность высоко оценил даже А. С. Пушкин: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности». Все повести в книге написаны от имени старого пасечника Рудого Панька живым, ярким, веселым языком, наполнены лукавой иронией, забавными разговорными оборотами. «Ночь перед Рождеством» самим своим названием настраивает нас на то, что в повести должныпроисходить не совсем обычные события. Ведь по украинским народным поверьям в эту ночь злые силы особенно старались навредить людям. С каким юмором в самом начале повести писатель описывает кражу месяца чертом. Месяц горячий, и поэтому черт, кривляясь и дуя, перебрасывает его из одной руки в другую, «как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки». Фантастическое и реальное настолько тесно сплетаются в повести, что иногда трудно отделить одно от другого. Вот и пойми, действительно ли черт украл месяц или это только наваждение подгулявшего волостного писаря. Фантастика и внесение сказочных элементов в повесть часто превращаются в насмешку над предрассудками. Так и иронический рассказ о Солохе, разъезжающей на помеле, может быть лишь вымыслом людей, завидующих удачливой «великолепной Солохе». Нередко фантастика у Гоголя становится на службу сатиры.
http://aplik.ru/wp-content/uploads/media/%D0%9F%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%9D%D0%92-%D0%93%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8F-%D0%9D%D0%BE%D1%87%D1%8C-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4-%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%BC/image2.jpeg
Под видом нечистой силы (ведьм и чертей) писатель высмеивает жадность, лицемерие, подлость. Достается и представителям деревенской верхушки, сельским богатеям. Писатель сурово осуждает и высмеивает корыстолюбие и жадность богатого казака Чуба. Дочка Чуба — Оксана, из-за которой Вакула и пускается в дальнее и небезопасное путешествие верхом на черте, — неплохая девушка, но каким тонким юмором пронизана сцена, где она любуется собой в зеркало. Как она расхваливает себя! В конце повести Оксана расстается со свойственной ей спесивостью и безудержным самолюбованием.В образе кузнеца Вакулы Гоголь воплотил лучшие человеческие черты: благородство, чувство собственного достоинства, смекалку и, самое главное, способность верно и бескорыстно любить. Писатель рассказывает о приключениях своего героя с мягким юмором и улыбкой. Сложно представить себе ситуацию, которая могла бы сбить Вакулу с толку и заставить растеряться. Даже попав во дворец и разговаривая с царицей, Вакула не робеет.
http://fs00.infourok.ru/images/doc/131/153114/img20.jpg
А его простодушные вопросы совсем не делают его смешным, а напротив, превращают серьезную ситуацию в забавную. Так Гоголь высмеивает придворные нравы при дворе Екатерины II, лицемерие и унизительное заискивание генералов перед фаворитом Екатерины — Потемкиным. И когда наивный Вакула, наблюдающий за всем этим, спрашивает: «Это царь?», — ему отвечают: «Куда тебе царь! Это сам Потемкин». Комплименты Вакулы царице простодушны, но искренни. Екатерина покорена наивностью молодого кузнеца, и он получает в подарок черевички «самые дорогие, с золотом». Вот уж, действительно, подарок, достойный царицы.
"...В это время кузнецу принесли башмаки.
– Боже ты мой, что за украшение! – вскрикнул он радостно, ухватив башмаки. – Ваше царское величество! Что ж, когда башмаки такие на ногах и в них, чаятельно, ваше благородие, ходите и на лед ковзатъся, какие ж должны быть самые ножки? Думаю, по малой мере из чистого сахара.
Государыня, которая точно имела самые стройные и прелестные ножки, не могла не улыбнуться, слыша такой комплимент из уст простодушного кузнеца, который в своем запорожском платье мог почесться красавцем, несмотря на смуглое лицо.
Обрадованный таким благосклонным вниманием, кузнец уже хотел было расспросить хорошенько царицу о всем: правда ли, что цари едят один только мед да сало, и тому подобное; но, почувствовав, что запорожцы толкают его под бока, решился замолчать; и когда государыня, обратившись к старикам, начала расспрашивать, как у них живут на Сече, какие обычаи водятся, – он, отошедши назад, нагнулся к карману, сказал тихо: «Выноси меня отсюда скорее!» – и вдруг очутился за шлагбаумом...."
С юмором описывает Гоголь переживания Оксаны, когда пошел слух, что кузнец, влюбленный в нее, красивый, молодой, больше всех выносивший ее капризы, утонул. Она и не верит этому, и сомневается в одно и то же время. Всю ночь мучилась Оксана, «и к утру влюбилась по уши в кузнеца». Сам же кузнец, вернувшись из дворца, «благодарит» черта хворостиной. Таким образом, «вместо того, чтобы провесть, соблазнить и одурманить других, враг человеческого рода был сам одурачен». Так с помощью юмора и сатиры Н. В. Гоголю удалось просто и достоверно рассказать о жизни народа, о его верованиях, надеждах, национальном характере, об умении весело пошутить.
Иронический тон Гоголь сохраняет и при описании придворной знати, подчеркивая то соединение надменности и раболепия, высокомерия и трусливого заискивания, которое характерно для знатных особ. «Минуту спустя, вошел в сопровождении немой спиты количественного росту довольно плотный человек в гетманском мундире, в желтых сапожках. Волосы на нем были растрепаны, один глаз немного крив, па лице изображалась какая-то надменная величавость, во всех движениях видна была привычка повелевать. Все генералы, которые расхаживали довольно спесиво в золотых мундирах, засуетились и с низкими поклонами, казалось, ловили его слово и даже малейшее движение, чтобы сейчас лететь выполнять его».
Теория литературы. Понятие о повести.
По сравнению с рассказом в повести шире изображается действительность, больше эпизодов, действующих лиц. По сравнению с романом повесть характеризуется большей сжатостью и меньшим количеством сюжетных линий. Иногда в повести может быть и одна сюжетная линия. Сюжет повести обычно сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах нескольких событий и эпизодов.
Роды, виды и жанры художественной словесности
ЭПОС | ДРАМА | ЛИРИКА | |||
Народный | Авторский | Народная | Авторская | Народная | Авторская |
Миф Поэма (эпос): Героическая Строговоинская Сказочно- легендарная Историческая... Сказка Былина Дума Легенда Предание Баллада Притча Малые жанры: пословицы поговорки загадки потешки... |
ЭпопеяРоман: Историческ. Фантастич. Авантюрный Психологич. Р.-притча Утопический Социальный... Малые жанры: Повесть Рассказ Новелла Басня Притча Баллада Лит. сказка... |
Игра Обряд Народная драма Раек Вертеп... |
Трагедия Комедия: положений, характеров, масок... Драма: философская социальная историческая соц.-филос. Водевиль Фарс Трагифарс... |
Песня | Ода Гимн Элегия Сонет Послание Мадригал Романс Рондо Эпиграмма... |
Современное литературоведение выделяет также четвертый, смежный род литературы, совмещающий в себе черты эпического и лирического родов: лиро-эпический, к которому относится поэма. И действительно, рассказывая читателю какую-то историю, поэма проявляет себя как эпос; раскрывая перед читателем глубину чувств, внутренний мир лица, рассказывающего эту историю, поэма проявляет себя как лирика.
ИСТОЧНИК
http://soshinenie.ru/xarakteristika-personazhej-v-povesti-gogolya-noch-pered-rozhdestvom/
https://www.vslu.ru/essay/gogol-n-v/b63c0808ee4e3ba9
http://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&themeid=26
http://www.youtube.com/watch?v=YtzmcjVkRsU
http://goldlit.ru/gogol/695-noch-pered-rozhdestvom-analiz
http://ds02.infourok.ru/uploads/doc/062b/0002ffe2-bb81e846.ppt