6 класс. Литература. Произведения русских писателей XIX в. Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Стихотворение "Железная дорога", картины подневольного труда.
6 класс. Литература. Произведения русских писателей XIX в. Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Стихотворение "Железная дорога", картины подневольного труда.
Комментарии преподавателя
Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
Цели занятия:
- учить связывать информацию, найденную в тексте, с информацией, полученной из других источников; сравнивать художественный текст и портрет художника;
-развивать навык обобщения полученных данных и фиксировать результат работы в виде суждения.
Введение
Вопрос: Что вы знаете о русском поэте Николае Алексеевиче Некрасове?
Ответ: Он написал стихотворения «Железная дорога», «Соловьи», «Крестьянские дети». Почти все произведения посвятил русскому народу, крестьянам и т.д.
Вопрос: Какое произведение называется поэмой? Где искать определение?
Ответ: Поэма – один из видов лироэпических произведений: в поэме есть сюжет, события (что характерно для эпического произведения) и открытое выражение автором своих чувств (как в лирике).
Очень часто русские поэты создавали свои поэмы на основе исторических событий (Пушкин «Медный всадник», Лермонтов «Песня о купце Калашникове» и др.) Сегодня мы обратимся к поэме Н.А.Некрасова «Дедушка», будем учиться постигать смысл этого произведения, ответим на вопросы:
- В чем заключался подвиг декабристов?
- Почему Некрасов обратился к истории декабриста Волконского?
- Что нового я узнал о прошлом родной страны?
Поэма «Дедушка» была написана в 1870г. Основана на реальных исторических событиях. "Дедушка" - одно из первых в русской литературе больших произведений о декабристах, открывающее цикл декабристских поэм Некрасова. Герой "Дедушки" - декабрист, вернувшийся в числе немногих уцелевших из сибирской ссылки в 1856 г. Прототипом его, как принято считать, послужил князь С. Г. Волконский (1788--1865). ( Прототип – конкретный человек, послуживший автору для создания образа). В работе над поэмой Некрасов использовал воспоминания декабристов и их современников, в частности "Записки декабриста" барона А. Е. Розена, некрологи С. Г. Волконского в газете "День» , устные рассказы сына декабриста М. С. Волконского, а также знакомую е книгу С. В. Максимова "Сибирь и каторга".
Что мы узнали о декабристах?
Среди этих дворян, открыто выразивших протест царю, был Сергей Григорьевич Волконский, чья личность привлекла внимание поэта Некрасова. Чем же интересен этот человек?
Князь Серге́й Григо́рьевич Волко́нский (годы жизни 1788 -1865 ) — генерал-майор, бригадный командир 19 пехотной дивизии (1825); герой Отечественной войны 1812 года, декабрист. Из старинного рода черниговских князей. Записан на службу сержантом в Херсонский гренадерский полк 1 июня1796 и после нескольких «перечислений» в разные полки определен ротмистром в Екатеринославский кирасирский полк в декабре 1797. Действительную службу начал 28 декабря 1805 поручиком в Кавалергардском полку. В 1812 году находился в Свите Императора, а затем состоял в отряде Ф. Ф. Винцингероде. Храбро сражался с французами и за отличие в защите переправ через р. Москву у с. Орехово 20 октября получил чин полковника, а за бои на Березине награждён орденом Св. Владимира 3-й ст. Герой Отечественной войны 1812 года.
В 1813 году за храбрость под Калишем удостоен ордена Св. Георгия 4-го кл., а за отличия в сражениях при Гросс-Беерене и Денневице пожалован в генерал-майоры. Отличился под Лейпцигом и был награждён орденом Св. Анны 1-й ст. Сражался во Франции в 1814 году и за отличие при Лаоне удостоен ордена Красного орла 2-й ст. В 1816 году назначен командиром бригады 2-й уланской дивизии, в 1821 году переведён бригадным командиром 19-й пехотной дивизии.
Единственный генерал действительной службы, принявший непосредственное участие в движении декабристов. В 1819 году вступил в «Союз Благоденствия», в 1821 году – в Южное общество. С 1823 года был активным участником движения декабристов. 5 января 1826 года арестован по делу о восстании Черниговского пехотного полка привезён в Санкт-Петербург и заключён в Петропавловскую крепость.
Портрет С.Волконского художника Джоржа Доу
Осуждён по 1-му разряду, лишён чинов и дворянства. 10 июня 1826 года приговорён был к «отсечению головы», но по Высочайшей конфирмации от 10 июля 1826 года смертный приговор был заменён на 20 лет каторжных работ в Сибири (22 августа 1826 года срок сокращён до 15 лет, в 1832 году — до 10).
Портрет Волконского, исполненный с натуры в1823 году, по приказанию Николая I был исключён из числа предназначенных к помещению в галерее и только много лет спустя, уже в начале XX века, занял в ней подобающее место.
Каторгу отбывал на Благодатском руднике, в Читинском остроге, на Петровском Заводе. В 1837 году на поселении в селе Урик под Иркутском. С 1845 года проживал с семьёй в Иркутске.
По амнистии 26 августа 1856 года ему было разрешено вернуться в Европейскую Россию, было возвращено дворянство, но не княжеский титул. Из наград по особой просьбе ему были возвращены воинский орден Георгия за Прейсиш-Эйлау и памятная медаль 1812 года (этими наградами он дорожил особенно). Женат был на Марии Николаевне Раевской — дочери героя 1812 г. Н. Н. Раевского, которая последовала за ним в Сибирь, дети - Михаил и Елена.
В поэме говорится о возвращении деда Саши из ссылки в 1856 году. Некрасов показывает своего героя таким, каким он был в момент возвращения из ссылки.
Каждое произведение искусства –будь то портрет художника или словесное описание человека в литературе -своими средствами создает образ. Лучше, когда есть и то, и то.
Прочитаем прозаический текст – это отрывок из книги С.М. Волконского-внука «О декабристах»:
…. внешность Сергея Григорьевича производила очень сильное впечатление: высокий рост, широки плечи, большая окладистая белая борода и длинные до плеч седые волосы; он вызывал в памяти образ патриарха. На улице люди, не знавшие его, оборачивались. Он внушал ту тишину, которая есть всегдашний спутник уважения. Один мой хороший приятель (…), рассказывал мне, что однажды, проходя мимо постоялого двора, на соборной площади, он увидел сидящего на лавочке старца с белой бородой. В крылатке и широкополой шляпе сидит он, сложив руки на крючковатой палке. Мой знакомый, в то время совсем молодой человек, до такой степени был поражен зрелищем его, что, проходя мимо, невольно замедлил шаг и низко поклонился. Уже после ему сказали, что это декабрист Волконский. (…)
Палка эта была у меня; это та палка, с которой он изображен на известной литографии Кирхнера. А широкополую шляпу и крылатку знал весь Иркутск. Карманы крылатки всегда были набиты леденцами и пряниками, и встречавшие его дети издали уже кричали: "Дедушка идет!" С хохотом и плясом бежали они за ним, предвкушая обычную раздачу. Но дедушка имел свои привычки и соблюдал их в мелочах так же неотступно, как в важных случаях жизни соблюдал принципы. Он шел на мост через речку Ушаковку и только здесь, на мосту, начиналась раздача с разнообразной игрой. И долго раздавались звонкий смех и звонкие голоса над рокотом говорливой реки и вырисовывался на мосту в лучах закатного солнца высокий образ в крылатке и широкополой шляпе...
Общие черты, присущие главному герою поэмы Некрасова:
Это старый, мудрый, всеми уважаемый человек, жизнь его была тяжела, наполнена страданиями и испытаниями; он образован; любовь к труду, созидающее начало; любовь к детям; интересный человек, щедрый, добрый. Способный сострадать, сопереживать; любил разговаривать с простыми людьми, с крестьянами; любил петь.
Прокомментируем исторические реалии, о которых пишет Некрасов:
КРЕПОСТНОЕ ПРАВО
Крепостное право на Руси, т.е. прикрепление крестьян к земле, началось в ХV веке. До этого землей владели главным образом сами князья, а также монастыри и бояре. Отношения между ними и людьми, работавшими на их земле, не были ясно определены. Некоторые земледельцы-крестьяне работали добровольно, но другие - принудительно, находясь иногда почти в рабской зависимости от землевладельцев. Были и свободные крестьяне, работавшие на своей земле. Большинство крестьян могло свободно переходить с одного места на другое. Такая неопределенность земельных отношений не могла продолжаться после того, как московские князья начали "собирать русскую землю".
Московское государство рождалось в тяжелых условиях непрерывной борьбы с внешними врагами. Московским князьям нужна была вооруженная сила для защиты страны и для проведения своей политики. В вознаграждение за службу в войсках и при княжеском дворе вместо денег служилым людям давались земли, так называемые "поместья", доходами с которых они жили. Эти служилые люди, которые впоследствии стали называться "помещиками", должны были по первому требованию правительства являться в полном вооружении для участия в военных действиях, приводя с собой столько людей, сколько требовалось в зависимости от размера их поместья.
Для обеспечения поместий рабочей силой стали приниматься меры к тому, чтобы "прикрепить" крестьян к той земле, на которой они сидели. Развитие такой системы привело к тому, что большие пространства занятой крестьянами земли были переданы помещикам. Таким образом, на этих землях создалась зависимость крестьян от землевладельцев.
Сначала помещики владели поместьями временно. Крестьяне, работавшие у них, им не принадлежали. Если помещик плохо служил государству, его сменяли и на его место назначали другого. Помещики, хорошо исполнявшие свои обязанности, оставались в своих поместьях обычно всю жизнь. Когда умирал отец, помещиком назначался его сын и так далее. Земля постепенно становилась их собственностью, а крепостные крестьяне, работавшие на ней, оказывались прикрепленными уже не только к земле, но и к помещику.
Ни помещику, ни государству уже не было выгодно разрешать свободный уход крестьян с занятой ими земли. Поэтому крестьян старались удержать на месте. Свободный переход в любое время от одного помещика к другому был запрещен. Такой переход разрешался только один раз в год в определенный день. Однако на практике крепостные нередко теряли это право. Если они занимали у помещика деньги и не могли уплатить ему долга, они должны были продолжать работать у него. Иногда богатые помещики, которым нужна была рабочая сила, приезжали в соседние поместья, уплачивали крестьянские долги и переселяли этих крепостных к себе.
С этого бремени помещики стали полными хозяевами земли и людей. Над своими крепостными они получили и административную и судебную власть, а также собирали с них установленные государством налоги.
Отношения между помещиками и крепостными не были достаточно определены законом. Поэтому крепостные в значительной степени зависели от произвола помещика. Постепенно крепостное право становилось все более и более похожим на рабство. Помещики могли уже продавать своих крепостных с землей и без земли, иногда даже разделяя мужа с женой.
До второй половины ХVIII века за право владеть крепостными и землей помещики продолжали работать для государства. В 1761 году Петр III своим "указом о вольности дворянства" освободил дворян (помещиков) от обязанности служить государству; крепостные же остались собственностью помещика. После этого крепостное право уже фактически превратилось в рабство.
Начиная с Павла I, каждый русский император немного облегчал положение крепостных. Наконец, в 1861 году Александр II своим историческим манифестом отменил крепостное право.
В поэме Некрасова «Дедушка» герой рассказывает о чудо-деревне Тарбагатай, где крестьяне живут хорошо, счастливо. Такое село действительно существовало и существует сейчас. О нем узнали именно из поэмы Некрасова. Тарбагатай находится в Бурятии, основано в начале 18 века по названию местности, богатой тарбаганами – сурками. Сюда Екатерина 11 выслала раскольников, старообрядцев – людей старой веры, не желавших следовать новой церковной реформе. Раскольники всегда подвергались гонениям. Селились они в основном в Сибири семьями, жили честно и праведно, следовали традициям и трудились. Вот об этих людях рассказывает дедушка.
http://img-b.photosight.ru/209/3871021_large.jpeg
Сведения его достоверны, так как известно, что в сентябре 1830 года ссыльных декабристов перевели из Читинского острога в Петровский завод. В Тарбагатае они остановились на отдых и увидели богатую, благополучную жизнь крестьян. Это «чудо» поразило деда-декабриста, ведь «воля и труд человека дивные дивы творят!» То есть эти люди были свободны, работали на своей земле, для себя и могли себе позволить сыто есть, нарядно одеваться, покупать предметы быта, мебель. Почему же такое невозможно и во всей России? Такой вопрос, видимо, задавал и Некрасов себе и своим современникам. Поэта тоже ведь волновало, что крестьяне живут плохо. Поэтому устами деда он рассказал об этом в поэме.
В 1824 году в Тарбагатае побывал инженер и писатель А.И. Мартос, вот как он описывает эти земли: «…Скоро показалось и селение, раскинутое в пространной долине, с двумя церквами. Несмотря на чувствительную стужу, люди стояли кружком у ворот; женщины, одетые в настоящем русском национальном платье, в повойниках унизанных жемчугом, с покрытыми фатами; мужчины в нарядных зимних кафтанах, в шапках набекрень (…) Я спешил войти в дом; чистые сени привели меня в опрятную комнату. Мне это с первого взгляда очень понравилось. "Чей это дом?" - спрашиваю женщину, которая пришла поздравить меня с приездом. - Крестьянина, сударь! Отвечает мне. Мебель красного дерева, со вкусом выработанная, полы покрытые коврами, большие зеркала в нарядных рамах, в третьей комнате часы с музыкою, заставили меня забыть ответ и снова повторить прежний спрос. - Хозяин наш крестьянин Верхнеудинского округа, - отвечает женщина, - и теперь его нет дома: он уехал в город, но сего дни ждем его. - Во время моих начальных расспросов выходит и хозяйка, приветствует меня с Новым годом, говорит, что она рада в день сей иметь гостя, и повторяет, что ее муж непременно скоро возвратится. Во время наших разговоров девушка, прекрасная собою, приносит мне чай: он был очень хорош; скоро приглашают обедать. - Четыре блюда, хорошо приготовленные, чистый прибор, чистая скатерть и салфетки, очень хорошо вычищенные серебряные ложки придали мне и лучший аппетит.(…)
Назад тому с небольшим 50 лет несколько юрт занимало долину Тарбагатайскую; пришли русские со своим прилежанием, с своею страстью к землепашеству, и все переменилось. Довольство есть отпечаток совершенного благополучия колонии (….) В 1765 году сорок тысяч старообрядцев велено переселить в Сибирь; они следовали водою из Калуги до Верхотурья и продолжали идти далее сухим путем. В Тобольске сформировали из них два пехотные полка: Томский и Селенгинский; остальных затем разделили надвое: одна часть поселена по Иртышу, другая за Байкалом. Последние избрали урочище Тарбагатай, но одна часть их подалась еще ближе к Китайским пределам на берега Чикоя, где основалась, и, как известно, живет в совершенном довольстве. Старообрядцы пришли сюда семьями, водворены семьями и потому сохранили доселе имя семейных. Для начальных обзаведений выдано было каждому по лошади, корове, сошнику и семян на посев. Так в недрах Сибири жители Стародуба, Добрянки, Гомеля обрели для себя новое отечество, а неутомимое прилежание, деятельность, даровали переселенным возможное на земле счастие. Настоящее поколение, родившееся за Байкалом, довольно своим настоящим».
Заключение
- О каких лирических героях идёт речь? (мальчик Саша, дедушка)
- Что в тексте сказано о мальчике? (он живёт с папой и мамой, показан в процессе взросления от 3 до 10 лет)
- Что говорится о дедушке в начале поэмы?
( в кабинете у отца висит его портрет, о нём никто и ничего не знает, всё плачут, когда о нём заходит речь, в ожидании деда, наступает большая уборка, у всех счастливые лица, у деда на груди большой крест ( исследователи считают, что этот крест был переплавлен из его кандалов), нога у него стёрта (может от кандалов), рука ранена ( наверное от выстрела), автор называет его «таинственный дед».)
- Так, кто же этот, «таинственный дед?» ( декабрист)
- Кто такие декабристы?
( Декабристами называют людей, участвовавших в восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 года в Петербурге. В большей части своей декабристы были дворянами, хорошо образованными, многие были военными. Они действительно хотели изменить Россию. Они боролись за отмену крепостного права, отмену царской власти и создание конституции. Общество декабристов образовалось после Отечественной войны 1812 года.)
В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая. Об отречении Константина не было объявлено. Войска и население были приведены к присяге новому императору. Но он подтвердил свой отказ от престола. На 14 декабря 1825 года назначили переприсягу.
Декабристы хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать «Манифест», ликвидировать существующее правление, отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение солдатской службы.
Утром 14 декабря мятежные офицеры привели свои полки на площадь перед Сенатом, на план, разработанный ранее, осуществить не удалось: Сенат и Государственный совет до прихода полков уже приняли присягу.
Несколько раз Николай I присылал «для увещевания» генералов, митрополитов, несколько раз конница атаковала полки восставших. К вечеру царь отдал приказ расстрелять восставших.
Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. Более 100 декабристов были сосланы в Сибирь, многие были приговорены к казни через повешение.
- Зачем нам нужно знать о декабристаз, о декабрьскои восстании в произведении? ( эта наша история, понимать этот тип людей, знать их жизнь)
- Кто такой Сергей Григорьевич Волконский? ( отчасти является прототипом героя поэмы)
С.Г. Волконский – герой Отечественной войны 1812 года, декабрист. Князь. В своё время участвовал во всех военных кампаниях, был ранен, имел награды. За участие в восстании, в 1826 году арестован и приговорён к смертной казни, затем приговор был заменен на 20 лет каторжных работ в Сибири. В 1856 году был объявлен манифест об освобождении всех каторжников и ему разрешили вернуться в Европейскую Россию. За 5 дней до его ареста, Мария Раевская ( Волконская) родила ему сына и вскоре отправляется в след за мужем.
О подвиге Марии Волконской, о ее решении разделить участь с мужем и следовать за ним в Сибирь на каторгу и ссылку известно, наверное, каждому человеку, умеющему читать по-русски. "Вид его кандалов, так взволновал и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени и поцеловала сначала его кандалы, а потом и его самого" - приехав после разлуки в Нерчинские рудники, вспоминала Мария Волконская.
- Скажите, звучит ли рассказ о декабристах, о восстании в произведении? (непонятно, звучит приглушённо).
- Что происходит в поэме после того, как приехал дед? (через отдельные события идёт узнавание внуком характера деда)
- Сейчас мы с вами по событиям, по разговорам, которые представлены в поэме, попытаемся выяснить характер деда и тот нелёгкий период времени.
5 глава
1) «С дедушкой Саша сдружился,
Вечно гуляют вдвоём,
Ходят лугами, лесами,
Рвут васильки среди нив».
2) Описание деда:
«Дедушка древен годами,
Но ещё бодр и красив,
Зубы у дедушки целы,
Поступь, осанка тверда,
Кудри пушисты и белы,
Как серебро голова,
Строен, высокого роста,..
3) Речь «апостольски проста»
4) «Рад я, что вижу картину
Милую с детства глазам.
Глянь-ка на эту равнину –
И полюби её сам!»
5) Рассуждает о крестьянском хозяйстве, что только тогда «Будет и в песне отрада,/ Вместо унынья и мук», когда будет большое хозяйство.
6) «Дедушка хвалит природу,
Гладит крестьянских ребят».
«Первое дело у деда
Потолковать с мужиком:
«Скоро вам будет нетрудно,
Будете вольный народ!» - Как Вы понимаете эти строки? ( верит в перемены)
- Опишите жизнь крестьян в деревне Тарбагатый
а) русских мужиков согнали в страшную глушь на неплодородные земли, дали волю и землю.
б) приехали через год комиссары – уже выстроена деревня, мельница.
в) ещё через год приехали – крестьяне с бесплодной
земли собирают урожай и т.д.
Так за 50 лет «вырос огромный посад».
– Для чего дед рассказывает о жизни крестьян? (Нацеливает Сашу, что свободный трудолюбивый человек нигде не пропадёт. Говорит, что «Воля и труд человека/ Дивные дивы творят». И если в семье устроен быт, здоровы дети – значит, это счастливая семья. И крестьяне могут быть счастливы, могут жить богато.)
- С какой целью автор вводит в поэму образ пахаря?
(Образ этого измождённого человека противопоставляется сытой вольготной жизни в Тарбагатае. Ещё очень многое придётся сделать, чтобы добиться такой жизни для крестьян. Человек не должен гнушаться никакой работы. Труд украшает человека. )
- О каких народных бедствиях рассказывает дед в 13 главе?
(Вспоминает крестьянскую свадьбу, где молодые «забыли спросить разрешения» у барина. Он разлучил молодожёнов и всех наказал. Дед говорит, что нет души у помещиков. Жалеет крестьян, обвиняет сильных мира сего в самодурстве)
- Что рассказывает дед о службе в армии в его время? (Рассказывает о том, какая муштра была в армии, рукоприкладство, нецензурщина в обращении к младшему по званию, Учит внука, что нужно дорожить честью,)
- Прочитайте эпизод о жизни на каторге от слов «…. Глухо, безлюдно….» до слов « Медленно – медленно таишь…»
- О чём вспоминает дедушка? (Вспоминает о той страшной жизни. Нет геройства. Обыкновенный человек)
На протяжении всей поэмы Саша задаёт вопросы и папе, и маме, а потом уже дедушке. Так или иначе они связаны с декабристами, с восстанием.
Интересуется он и о том, как дед жил в Сибири.
ИСТОЧНИК
http://www.youtube.com/watch?v=uSBjqxhhl-8
http://fs01.infourok.ru/uploads/russkij-jazyk-i-literatura/conspect/23384122355.docx
http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/04/11/urok_literatury_v_6.doc
http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%9D._%D0%90._%D0%9D%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2._%D0%9E%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BA_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8_%D0%B8_%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0
http://v.900igr.net/zip/6f5b1d408f58702aaffeb64bc3afa4de.zip