6 класс. Литература. Произведения русских писателей XIX в. Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Стихотворение "Железная дорога", картины подневольного труда.
6 класс. Литература. Произведения русских писателей XIX в. Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Стихотворение "Железная дорога", картины подневольного труда.
Комментарии преподавателя
Сегодняшний урок посвящён анализу стихотворения Николая Алексеевича Некрасова (рис. 1) «Железная дорога».
Рис. 1. Н.А. Некрасов, русский поэт, писатель и публицист (Источник)
Главные вопросы урока: как автору удалось изобразить картины подневольного труда, и в чем проявилась горькая ирония автора?
Первого ноября 1851 года состоялось официальное открытие движения на Петербурго-московской железной дороге (впоследствии ее стали называть Николаевской), именно о строительстве этой дороги и рассказывается в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога». Строили её долгих восемь лет, начиная с 1843 года.
Обратим внимание на эпиграф:
Ваня (в кучерском армячке):
Папаша! Кто строил эту дорогу?
Папаша (в пальто на красной подкладке)
Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душечка!
(разговор в вагоне).
ЭПИГРАФ – краткое изречение (пословица, цитата), которое автор помещает перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль.
Как правило, в качестве эпиграфа используются цитаты или пословицы, здесь же приведен отрывок из разговора отца с сыном в вагоне, который построен как сцена из пьесы: есть обозначенные действующие лица, реплики предваряются ремарками. По ремаркам мы можем судить об участниках разговора: Ваня – в кучерском армячке. Армяк – это народная одежда. Но мальчик – сын генерала, так как папаша «в пальто на красной подкладке», то есть в генеральской шинели. Таким образом, кучерский армячок – это лишь маскарад, подделка под народность. Строителем железной дороги называется граф Петр Андреевич Клейнмихель, известный своей жестокостью начальник строительства.
Эпиграф играет роль повода для написания стихотворения. Само стихотворение словно ответ на вопрос о том, кого нужно называть истинным строителем железной дороги: действительно ли Клейнмихеля? Проверка справедливости этого мнения становится главной поэтической задачей стихотворения.
Правда показана через сказочный и фантастический образ царя-голода. Некрасов называет голод царем, так как именно голод заставляет людей выполнять трудную, иногда непосильную работу, «водит он армии; в море судами правит; в артели сгоняет людей, ходит за плугом, стоит за плечами каменотесцев, ткачей». Чтобы избавиться от голода, люди должны зарабатывать деньги, выращивать хлеб, заниматься ремеслом, торговлей.
Подчас голод убивает людей, но именно голод заставляет людей в борьбе за жизнь создавать новое:
Многие – в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
В этих строках Некрасов выражает мысль о том, какой тяжелый труд, какое напряжение всех сил требуется для созидания. Людям необходимо отдавать свои жизни, для того чтобы вдохнуть жизнь в эти «бесплодные дебри».
Интонации русской народной песни слышны в следующей строфе:
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то все косточки русские...
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
Эти интонации убеждают нас в сочувствии автора к народному страданию и труду, показана цена, которою построена дорога.
Правда, рассказанная при лунном сиянии, обретает фантастическое обличие. Впечатлительному мальчику и лирическому герою представляются страшные картины и видения:
Тень набежала на стекла морозные...
Что там? Толпа мертвецов!
Призраки окружают героев диким пением, пугают мальчика, то, что он слышит из их уст – это реальные, страшные картины подневольного труда простых людей, которым теперь в земле «истлевать суждено».
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда...
Звучит риторический вопрос:
Все ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно?...
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – выразительное средство языка: утверждение в форме вопроса, не предполагающего ответа.
Забыли, конечно! А строителем дороги объявлен граф Клейнмихель. Об истинных, настоящих строителях, «мирных детях труда» никто и не вспоминает (рис. 2).
Рис. 2. Репродукция картины К.А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» (Источник)
Слова «божие ратники», «мирные дети труда» означают: Бог все равно на стороне тех, кто мирно и честно трудиться.
В толпе призраков мужиков выделяется образ белоруса:
Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;
Ямою грудь, что на заступ старательно
Из дня в день налегала весь век...
Ты приглядись к нему, Вася, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!
Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь еще: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мерзлую землю долбит!
С одной стороны автор рисует образ мертвеца, с другой стороны – это реальный труженик, доведенный тяжелым трудом до того, что он стал похож на мертвеца.
Из песни мы узнаем о тяжелых условиях, в которых работали строители железной дороги, об угнетении и жестокости начальства о том, что много людей погибло, прежде чем другие могли ездить на поездах, то есть «плоды пожинать».
Это песня мертвецов вызывает чувство тоски и возмущения несправедливостью: страдания людей могли быть намного меньше, если бы начальство относилось к рабочим как к братьям, с уважением к их труду.
Прочитаем обращение автора к Ване:
Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
С разных концов государства великого –
Это все братья твои – мужики!
В этой строфе важно утверждение, что нет людей особенных, что презрение к простонародью, которое воспитывалось в дворянских семьях, – это сословный предрассудок. Все люди на Земле братья: и генеральские дети, и ребенок, родившийся в семье крепостного крестьянина. Благородна одна лишь привычка к труду, и жизнь за чужой счет – это нарушение высшей справедливости.
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять...
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Идеал лирического героя – это труд, «привычка к труду благородная». Герой прямо призывает к труду тех, кто беззастенчиво пользуется плодами народного труда. Привычка к труду, народное терпение, выносливость – это те качества, которые позволяют Некрасову верить в лучшее будущее народа.
Да не робей за отчизну любезную...
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет всё, что господь ни пошлёт!
Вынесет всё – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только – жить в эту пору прекрасную
Уж не придется – ни мне, ни тебе.
Некрасов говорит о будущем с надеждой и сожалением от того, что ему, наверное, не придется жить в эту прекрасную пору.
В описании видений лунной ночи являются черты баллады.
БАЛЛАДА – стихотворное произведение на историческую или легендарную тему, в котором реальное сочетается с фантастическим.
Тема строительства железной дороги, унесшая жизни, – это историческая основа.
В описании призраков выступают реальные и фантастические черты. Как в сказках привидения исчезают при первом крике петуха, так и в стихотворении Некрасова видения пропадают при свистке паровоза.
Ваня – внимательный и впечатлительный мальчик – будто видел картины, которые рисовал ему попутчик, но его богатое воображение довершало страшные впечатления:
В эту минуту свисток оглушительный
Взвизгнул – исчезла толпа мертвецов!
«Видел, папаша, я сон удивительный, –
Ваня сказал, – тысяч пять мужиков,
Русских племён и пород представители
Вдруг появились – и он мне сказал:
«Вот они – нашей дороги строители!..
Генерал в ответ на рассказ Вани об удивительном сне захохотал: для него всё, что говорит лирический герой – чепуха, он спорит с ним о роли народа в истории. С точки зрения генерала народ – это варвары, дикое скопище пьяниц, которые «не создавать, разрушать мастера».
Авторское отношение к изображаемому – противоположное. Рассказчик хочет донести до мальчика Вани мысль о том, что именно простой народ создает богатства, которыми гордятся страны.
Заканчивается третья часть словами генерала:
Вы бы ребенку теперь показали
Светлую сторону…
Генерал возмущен той страшной картиной, которую герой нарисовал мальчику, и призывает показать «светлую сторону» жизни, которую и показывает лирический герой в четвёртой части.
Так называемая «светлая сторона» – это описание окончания строительства железной дороги:
Слушай, мой милый: труды роковые
Кончены – немец уж рельсы кладет.
Мертвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках…
Фраза «немец уж рельсы кладет» означает, что закончилась самая трудная, не требующая высокой квалификации, часть работы. Её, как правило, выполняли русские. Немцы же (а так называли всех иностранцев) выполняли высококвалифицированную работу.
Рис. 3. Иллюстрация И. Глазунова к поэме Н.А. Некрасова «Железная дорога» (Источник)
…рабочий народ
Тесной гурьбой у конторы собрался...
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!
Всё заносили десятники в книжку –
Брал ли на баню, лежал ли больной:
«Может, и есть тут теперича лишку,
Да вот, поди ты!..» Махнули рукой…
Рабочие после окончания строительства, остались должны подрядчику (рис. 3).
Как это могло произойти?
Всё дело в действующей в то время системе штрафов. Например, человек, не вышедший на работу из-за болезни, мог быть оштрафован. Своих денег у рабочих не было, поэтому на какие-то нужды им нужно было брать деньги в долг у подрядчика, всё это впоследствии вычитывалось из заработной платы.
На строительстве железных дорог в основном работали крестьяне, которые практически все были неграмотными, они не могли проверить правильность записей десятников и «махнули рукой» понимая, что их обманывают, но поделать с этим ничего нельзя.
Многоточие и интонация фраз показывают, что рабочие не верят тем, кто ими руководит, они отчаялись найти правду.
Следующая сцена – появление почтенного лабазника, то есть купца, торговца. Уже само описание этого персонажа противопоставляется рабочему народу.
Сравним с описание белоруса:
Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах…
и описание лабазника:
В синем кафтане – почтенный лабазник,
Толстый, присадистый, красный, как медь…
Особого внимания заслуживает фраза:
Пот отирает купчина с лица…
Рабочие вытирают пот от напряженного труда. Какой же пот вытирает купчина? Нетрудно догадаться…
Следующая строфа своей абсурдностью вызывает ощущение ужаса:
Бочку рабочим вина выставляю
И – недоимку дарю!..
Казалось, это заявление подрядчика должно было вызвать возмущение среди рабочих, но они кричат «ура» и впрягаются вместо лошадей в повозку купчины.
Выпряг народ лошадей – и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал...
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..
В этих строках звучит горькая ирония, именно та ирония, которая, по определению Аристотеля, есть «высказывание, содержащее насмешку над тем, кто действительно так думает».
ИРО́НИЯ (от др.-греч. εἰρωνεία – «притворство») – троп, в котором истинный смысл скрыт или противопоставляется смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.
Самая светлая картина в произведении оказалась самой безобразной.
Несмотря на свою мрачность, стихотворение посвящено детям, потому что именно они имеют возможность исправить то, что есть несправедливого в этом мире.
ИСТОЧНИК
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/6-klass/proizvedeniya-russkih-pisatelej-19-veka/kartiny-podnevolnogo-truda-i-utverzhdenie-mysli-o-velichii-naroda-sozidatelya-v-stihotvorenii-nekrasova-zheleznaya-doroga-gorkaya-ironiya-avtora?seconds=0&chapter_id=258
http://www.youtube.com/watch?v=p0N-upZLxz8
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/03/09/kartiny-podnevolnogo-truda-v-stikhotvorenii-nanekrasova
http://school3kuban.3dn.ru/lisenko.pdf