6 класс. Литература. Произведения русских писателей XIX в. Н.С.Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа. «Человек на часах»

6 класс. Литература. Произведения русских писателей XIX в. Н.С.Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа. «Человек на часах»

Комментарии преподавателя

Н.С.Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа. Платов у Николая I. «Ужасный секрет» тульских мастеров

Цель:

знакомство с биографией и творчеством писателя.

Задачи:

дать представление о жанре сказа;

воспитание   чувства гордости за таланты, которыми богата русская земля, за патриотизм народа.

Введение

Сегодня состоится наша встреча с одним из интереснейших русских писателей, Николаем Семеновичем Лесковым, к творчеству которого мы обращаемся впервые. Но про его знаменитого героя, Левшу, вы, наверное, слышали. Это герой, с легкой руки писателя, получил самостоятельную жизнь. «Современный читатель живет с ощущением, что легенда о стальной блохе, подкованной русским умельцем, «была всегда»… Эта история возникает у нас при слове «блоха», при слове «левша», при слове «Тула»; она первой вспоминается при имени ее автора…именно «Блоха» выскакивает на поверхность памяти при одном имени Лескова»

                                                                                                                                            (Л.А.Аннинский)

Биография

      Родина Николая Семеновича Лескова-город Орел.

 

http://www.2do2go.ru/uploads/full/d98e6eb01399a70b15feda98312a9111_w960_h2048.jpg         Дом-музей Н.С.Лескова в Орле.

«По своему происхождению я принадлежу к потомственному дворянству орловской губернии, но дворянство наше молодое и незначительное, приобретено оно моим отцом…Род наш происходит из духовенства. Дед и прадед были священниками в селе Лесках Орловской губернии. От этого села Лески и вышла нашла родовая фамилия - Лесковы..,»-пишет в своей автобиографии Николай Семенович.

      Отец, Семен Дмитриевич, «не пошел в попы». Это очень огорчило деда и едва ли не свело его в могилу…

      Выгнанный дедом из дома за отказ идти в духовное звание, отец бежал в г.Орел, там он стал учить детей у помещика Михаила Андреевича Страхова. Прекрасный ум и честность составляли отменную черту его многострадальной жизни.

      Родился Николай Семенович 16 февраля 1831 года в селе Горохове, недалеко от Орла. «Жили мы в крошечном домике, который состоял из одного большого крестьянского сруба, оштукатуренного внутри и покрытого соломой,»-вспоминает будущий наш писатель. В деревне жил на полной свободе, которой пользовался как хотел. Сверстниками его были крестьянские дети, с которыми он жил и сживался душа в душу. Простонародный быт знал до мельчайших подробностей.

      В доме Страховых юный Лесков научился, как прилично вести себя в обществе, не дичился людей и имел пристойные манеры - вежливо отвечал, пристойно кланялся и рано научился болтать по-французски. Учился в Орловской гимназии.

      Когда Н.С.Лескову было 17 лет, отец умер от холеры, и будущему писателю надо было работать, служить. Он переезжает в  Киев к своему дяде, где живет и работает. В Киеве его застают значительные для эпохи перемены: смерть Николая II, снятие многих запретов, предвестие грядущих реформ, от которых ждали большего, чем они принесли.

      Новая эпоха вызвала подъем торгово-промышленной деятельности, для которой нужны были образованные предприимчивые люди, и Лесков начинает работать в коммерческом предприятии, для чего переезжает в Пензенскую губернию в 1857 годы.

      За 3 года он исколесил всю Россию. Позже, отвечая на вопрос газетного репортера: «Где вы черпаете материал для своих произведений?» Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы, когда мне приходилось по делам странствовать по России, это самое лучшее время моей жизни, когда я много видел и легко жил.»

      Итак, мы познакомились с биографией известнейшего русского писателя XIX века, Н.С.Лескова.

      В литературу Лесков пришел тридцатилетним человеком с богатым опытом.

      «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» (1881 г) «принадлежит к шедеврам лесковского творчества», по словам Юрия Нагибина.

      В первых созданиях «Сказ…» имел предисловие:

«Я записал эту легенду в Сестронецке по сказу старого оружейника. Меня заинтересовал этот вопрос происхождения прибаутки о том, как «англичане из стали блоху делали, а наши туляки ее подковали, да им назад отослали.»» Но вскоре автор сам «разоблачил себя: «я весь рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное».

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/95/762/95762484_008_Kosoy_Levsha.jpg

      Как вы думаете, зачем все-таки Лесков ссылался на рассказ старого оружейника? (Он хотел, чтобы легенда о левше бытовала в народе, чтобы создать иллюзию своей непричастности к истории).

      Жанр своего рассказа писатель определил сам: это сказ.

      Заглянем в словарь: «Сказ – это жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи».

      Действие сказа происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном. Поездка Александра с Платоновым в Лондон- исторический факт. Упоминается восстание декабристов 1825 года.

Лингвистика сказа

      Рассказчик сказа, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой . В его речи много неправильностей, просторечий, инверсий, исторические персонажи – Александр 1 и Платов – показаны с точки зрения простолюдина.

      Когда вы читали сказ «Левша», то обратили внимание на новые, необычные слова?

      Задумались ли вы как они образуются?

      Новые слова образуются., когда рассказчик или герой сталкиваются с незнакомыми малограмотному человеку словами и изменяет их так, чтобы было «понятнее».

Например:

Мелькоскоп -микроскоп,

Долбица -таблица,

Двухсестная  -двухместная,

Кемалиды-пирамиды.

      В учебнике есть толкование этих слов.  А какова подобных слов в тексте? Как Вы считаете? Какие элементы фольклора Вы заметили в сказе?

      Есть зачин, повторы. Концовка содержит назидание : «А доведи они Левшины слова в свое время до государя, - и в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

      Как вы думаете, из какой пословицы «вырос» сказ Н.С. Лескова? (Дело мастера боится)

Платов у Николая I. Секрет тульских мастеров
      Комментированное чтение 
     

Глава четвертая

      Читая эту главу, обратим внимание на характеристику Николая Павловича: «Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил...» Император говорит Платову: «...покажи моим тульским мастерам эту нимфозорию, и пусть они о ней подумают. Скажи им от меня, что брат мой этой вещи удивлялся и чужих людей, которые делали нимфозорию, больше всех хвалил, а я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают».

Глава пятая

      Мы видим, что Платов «виляет умом» и не вполне доверяет тульским мастерам: «...я вам верю, но только смотрите, бриллиант чтобы не подменить и аглицкой тонкой работы не испортьте, да недолго возитесь...»
      Очень показательно обращение Платова к тулякам: «— Как нам теперь быть, православные?» В Европе и в России и по сей день одна религия — христианство, но в России христианство православное, а в Европе — католическое. И те и другие считали свою веру единственно правильной и относились друг к другу настороженно.

Глава шестая

      Выделим фразу, которой повествователь характеризует туляков, взявшихся за выполнение невиданной работы: «...искусные люди, на которых теперь почивала надежда нации».

Глава седьмая

      — Куда скрылись из города три мастера? Кому они пошли поклониться?
      — На какие хитрости пускались туляки, чтобы узнать секрет мастеров?
      При чтении этой главы учителю важно показать сказочность описания работы мастеров, любовную и ласковую интонацию повествователя, рассказывающего о том, как «тонкие молоточки по звонким наковальням вытюкивают».
      — Как, по-вашему, сам автор относится к тульским мастерам?
      В этой главе взгляды автора и рассказчика совпадают.

Глава восьмая

      Учитель должен особо остановиться на этой главе: в ней позиции повествователя и автора расходятся. После прочтения главы обратим внимание учеников на последний абзац: 
      «Так в тогдашнее время все требовалось очень в аккурате и в скорости, чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала».
      — Как повествователь относится к тому, что Платов ехал «очень спешно и с церемонией»?
      Повествователь одобряет это и считает проявлением заботы о пользе дела.
      — Как, по-вашему, автор относится к платовским «мерам побуждения»?
      — Чем отличается позиция автора от точки зрения повествователя? Почему?
      

 

Глава девятая

      — Что сделалось в «хороминке» мастеров от «безотдышной работы»?
      — Чего боялись послы, торопившие мастеров?

Глава десятая

     События, описанные в ней, добавляют новые штрихи к характеристике Платова. Грубость, неуважение к простому человеку, недоверие к русским мастерам, которых Платов так защищал в Англии, изменяют отношение к этому герою.


     
   Образ атамана Платова 


      Лесков изобразил генерала Платова донским казаком с «грабоватым» носом, в «лохматой бурке» и широких шароварах, который без конца курит корешковую трубку и пьет стаканами «водку-кислярку».
      Главное в характере Платова — твердая уверенность в том, что все русское — самое лучшее, что государь и русские люди должны любить Россию и верить в ее народ и не соблазняться на все иностранное. Замечателен эпизод, когда Платов отковыривает замок удивительной пистоли и показывает надпись на собачке: «Иван Москвин во граде Туле».
      Автор посмеивается над внешним видом Платова, над его привычками, над попытками отстоять русскую честь, когда он приглашает англичан приезжать в Россию и попить чай «с настоящим молво Бобринского завода», над тем, как Платов спустил в карман мелкоскоп, который «сюда же» принадлежит.
      Автор не принимает и отвергает то, как Платов обращается со своими подчиненными и с тульскими мастерами, в том числе и с левшой. В восьмой главе Н. С. Лесков описывает, как Платов ехал на Дон и обратно: спешно и «с церемонией», и в этом описании чувствуется возмущение автора. Возмущает читателей, как Платов показывает мастерам кулак, как он хватает левшу, кидает его в свою коляску. «Сиди, — говорит, — здесь до самого Петербурга вроде пубеля, ты мне за всех ответишь». Платов, который не робел ни в каком бою, вдруг предстает перед нами трусом, когда он прячет за печку шкатулочку с блохой и не верит, что тульские мастера не осрамились. Однако Платов находит в себе честность и мужество извиниться перед левшой за то, что оттаскал его за волосы.
      Прочитаем, что сообщается о Платове в Энциклопедическом словаре (6-й вопрос, с. 292, ч. 1 учебника).  Матвей Иванович Платов и атаман Платов из лесковского сказа не одно и то же лицо.
      На самом деле Матвей Иванович Платов был графом, генералом, образованным человеком. Портрет, который нарисовал Н. С. Лесков, не соответствует реальному генералу М. И. Платову, который умер за семь лет до смерти Александра I и не мог встречаться с царем Николаем I.
      Образ, созданный Н. С. Лесковым, соответствовал представлениям народа о том, каким должен быть атаман казаков: решительный, правдивый, резкий, грубый, но преданный своему царю и Отечеству.

 

Для любознательных

      «если бы у меня был хотя бы один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным сделал».

(император Александр Павлович)

      Мечта императора сбылась: на Руси были и есть мастера. Современный Левша пишет иконы на рисовых зернах.

      В Московском музее книжных знаков проходит выставка «Графика». Особый интерес представляют иконы –гравюры Андрея Рыкованова из Омска. Современный «Левша» делает их на рисовых зернышках. Его имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса…

Шедевры на срезе рисовых зерен. Картины Андрея Рыкованова

http://www.kulturologia.ru/blogs/050110/11884/          Шедевры на срезе рисовых зерен. Картины Андрея Рыкованова

      В 23 музеях страны находятся микроминиатюры народного умельца Михаила Маслюка.

      Главные его работы - «невидимки», каждая и которых  меньше, чем десятые доли пылинок, повисших в воздухе. Только в сильный микроскоп увидишь автомобиль в сравнении с жалом комара. На нем в 4 ряда может разместиться 1200 таких автомобилей. Под сильнейшим микроскопом находится паровоз в 20 миллионов раз меньше макового зерна…

      Более 500 микро-шедевров создал заслуженный мастер народного творчества - Михаил Григорьевич Маслюк

      Мастер своего дела, художник, автор книги «Народный костюм Воронежской области», родился в с.Клеповка. Это Пономарев Петр Денисович.

Вывод по уроку

                                                                                    …Земля наша сильно людьми знаменита,

                                                                                       В которых – надежда, в которых спасенье.

      Эти слова известного поэта Р. Рождественского можно отнести ко всем «мастерам», талантам земли нашей русской, в том числе к писателю- Николаю Семеновичу Лескову.

 

ИСТОЧНИК

http://infourok.ru/material.html?mid=64628

http://old.prosv.ru/ebooks/eremina_uroki-literaturi_6kl/3.html

http://www.youtube.com/watch?v=7K2oLPLn4NE

http://ppt4web.ru/uploads/ppt/1402/52f9ac9c13d2bc84cffd414c9e203cce.ppt

http://www.school-city.by/index.php?option=com_content&task=view&id=1661&Itemid=137

Файлы