6 класс. Литература. Произведения русских писателей XIX в. Н.С.Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа. «Человек на часах»

6 класс. Литература. Произведения русских писателей XIX в. Н.С.Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа. «Человек на часах»

Комментарии преподавателя

Н.С.Лесков. «Человек на часах». 

 

1. Я смею, даже, может быть, дерзко думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночью, под тёплым овчинным тулупом... так мне непристойно ни поднимать народ на ходули, ни класть его к себе под ноги.

Н.С. Лесков

2. Куда я ни обращался, кого ни спрашивал – все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, – думаю себе, – или неправедны – всё это надо собрать и потом разобрать: что тут возвышается над чертою простой нравственности, и потому свято Господу...

Н.С. Лесков

3. ... доброта преобладала над умом и выходила не из сознания превосходства добра над злом, а прямо безотчётно истекала из... натуры.

  Н.С. Лесков

Введение 

Где и когда разворачиваются основные действия рассказа? 

Зимою, около Крещения, в 1839 году в Петербурге.

Еще в самом начале автор пишет: «Вымысла в наступающем рассказе нет нисколько». О чем говорит нам это высказывание.

Высказывание автора дает нам возможность предположить, что события, упомянутые в рассказе, имели место быть в реальной жизни.

Первоначально автор назвал свой рассказ «Спасение погибавшего», но потом заменил название на «Человек на часах».

Интересно, почему Лесков изменил название рассказа? Попробуем в этом разобраться.

Но прежде давайте представим Петербург 19 столетия:

это была эпоха правления Николая I. В этот период в стране, а, в особенности, в армии господствовал произвол, жестокие порядки. Это было страшное время. Царил страх перед вышестоящим начальством. За малейшую провинность и отступление от закона или воинского устава следовало жестокое наказание.

И вот однажды в городе произошло событие, которое описывает Н.С. Лесков.

Рассказ солдата Постникова о происшествии (от 1 лица):

Я часовой, солдат Измайловского полка, по фамилии Постников, стоя на часах снаружи у нынешнего Иорданского подъезда, услыхал, что в полынье, которою против этого места покрылась Нева, заливается человек и отчаянно молит о помощи.

     Я долго слушал крики и стоны утопающего и приходил от них в оцепенение. В ужасе я оглядывался туда и сюда, но не усматривал на набережной ни одной живой души.

     Подать помощь утопающему никто не мог, и он непременно зальется...

     А между тем тонущий ужасно долго и упорно боролся.

Его стоны и призывные крики то замолкали, то опять начинали раздаваться, и притом все ближе и ближе к дворцовой набережной. Видно, что человек еще не потерялся и держит путь верно, прямо на свет фонарей, но только он, разумеется, все-таки не спасется, потому что именно тут, на этом пути, он попадет в иорданскую прорубь. И снова стон: "Спасите, спасите!" И теперь уже так близко, что даже слышны всплески воды, как он полощется...

Я сообразил, что спасти этого человека чрезвычайно легко. Если сейчас же сбежать на лед, то тонущий непременно тут же и есть. Бросить ему веревку, или протянуть шестик, или подать ружье, и он спасен. Он так близко, что может схватиться рукою и выскочить. Но помнил я и службу и присягу; знал, что я часовой, а часовой ни за что и ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки, отлично я понимал, что оставить свой пост есть такая вина со стороны часового, за которою сейчас же последует военный суд, наказание розгами и каторжная работа, а может быть, даже и "расстрел".

Но сердце… сердце мое так и ноет, так и стучит, так и замирает... Хоть вырви его да сам себе под ноги брось, - так беспокойно с ним делается от этих стонов и воплей... Страшно ведь слышать, как другой человек погибает, и не подать этому погибающему помощи, когда, собственно говоря, к тому есть полная возможность, потому что будка с места не убежит и ничто иное вредное не случится. "Иль сбежать, а?.. Не увидят?.. Ах, господи, один бы конец! Опять стонет..."

     За один получас, пока это длилось, я совсем истерзался сердцем… 

А что же так терзало главного героя, какой вопрос не давал ему покоя, перед каким выбором оказался солдат Измайловского полка?

Постников оказался в трудной ситуации, когда перед ним встал выбор: воинский долг, присяга или человеческая жизнь. 

Так какой же выбор сделал для себя наш главный герой? Выслушаем его до конца.

Я снова и снова оглядывался во все стороны. Нигде ни души нет, только фонари трясутся от ветра и мерцают, да по ветру, прерываясь, долетает этот крик... может быть, последний крик...

     Вот еще всплеск, еще однозвучный вопль, и в воде забулькотало.

     Я не выдержал и покинул свой пост, сбежал с сильно бьющимся сердцем на лед, потом в наплывшую воду полыньи и, скоро рассмотрев, где бьется заливающийся утопленник, протянул ему ложу своего ружья.

     Утопающий схватился за приклад, я потянул его за штык и вытащил на берег.

     Мы оба были совершенно мокры. Спасенный был в сильной усталости, весь дрожал и падал, и я не решился его бросить на льду, а вывел его на набережную и стал осматриваться, кому бы его передать. А меж тем, пока все это делалось, на набережной показались сани, в которых сидел офицер придворной инвалидной команды.

                                                                 http://img0.bitbazar.ru/600/1/121465

Офицер соскочил с саней и стал допрашивать пострадавшего о случившемся. А я, воспользовавшись моментом, улизнул, вернулся в свою будку. 


Проверь себя. Выполнить задания.

  1. Вставьте пропущенное слово в название сборника Н.С. Лескова “Три … и шерамур”. (Праведника)
  2. Назовите главное слово в названии новеллы “Человек на часах”. (Человек)
  3. Главный герой рассказа “Человек на часах”. (Постников)
  4. Закончите фразу: “То оборвётся и замолкнет, то опять раздастся его измождённый стон и призывной …”. (Крик)
  5. Что осталось “пустою” во время спасения часовым тонущего? (Будка)
  6. Закончите фразу: “Но Постников помнил и службу и …”. (Присягу)
  7. Закончите фразу: “Кто мог спасти и не спас, подлежит каре законов, а кто спас, тот исполнил свой …”. (Долг)
  8. Так назывались розги, с помощью которых наказывали солдат, нарушивших воинскую дисциплиную. (Шпицрутены)
  9. Закончите фразу: “ – Долг службы никогда не должен быть нарушен. – Да, но это им было сделано по состраданию, по …”. (Великодушию)
  10. Закончите фразу: “Солдат говорил, что он стоял на часах и, заслышав стоны человека, тонущего в полынье, долго мучился, долго был в борьбе между служебным долгом и состраданием, и наконец на него напало …”. (Искушение)

 Какие ключевые слова вы выделили бы в ответах? 
Ответ: Человек, праведник, искушение.

 К кому относятся эти слова?
Ответ: К Постникову.

Задание: Докажите текстом рассказа, что Постникову действительно плохо, он мучается (как автор подчёркивает это).

Ответ: “Сердце у Постникова очень непокорное: так и ноет, так и стучит, так и замирает... Хоть вырви его да сам себе под ноги брось, - так беспокойно с ним делается от этих стонов и воплей...”.

Чего больше всего хотел Постников, когда слышал крик тонущего?
Ответ: Постников хотел, чтобы кричащий утонул.

Так кто же тонет эти злосчастные полчаса и почему?
Ответ: Тонет сам Постников, потому что для него эти полчаса мучительны. Он “тонет” и в самый последний момент всё-таки “выплывает” сам: бросает пост и ... спасает тонущего.

Вопрос: Прав ли Постников, который не смог противиться голосу сердца и спас тонущего? Почему?

ПРАВ НЕТ
Постников понимает, что, спасая жизнь другому человеку, он губит себя, но иначе он поступить не может. Постников нарушает присягу, оставляя свой пост.

Случилось, солдат бросил пост, спас тонущего. И складывается впечатление, что на некоторое время о нём забывают. Начинается суета вокруг поступка солдата Постникова.

Кто теперь в центре внимания?

  • Капитан Николай Иванович
  • Обер-полицмейстер Петербурга генерал Кокошкин
  • Подполковник Свиньин

Рассказ Лескова Человек на часах

http://adrianacam.com/images/5615aa717fcb3.jpg   -   Свиньин был сильно обеспокоен и поэтому сразу отправился к Кокошкину, который тут же собрал у себя всех, кто был причастен к этому делу. Допросив каждого, он выносит свой вердикт, так как утопающий был выпивший, плохо помнил своего спасителя и в растерянности показал на офицера, который привез его в участок, то первого отпускают, а второго будут представлять к награде.

 Дадим краткую характеристику каждому чиновнику

Николай Иванович Миллер – ротный капитан, мягкосердечный и жалостливый, гуманист, такой человек не пригоден к военной службе.

Подполковник Свиньин – человек бессердечный, службист, отличающийся строгостью, любящий щеголять требовательностью дисциплины. “Он не имел вкуса ко злу и никому не искал причинить напрасное страдание; но если человек нарушал какую бы то ни было обязанность службы, то Свиньин был неумолим”.

Об обер-полицмейстере Кокошкине в Петербурге говорили тогда много ужасающего и нелепого, но… утверждали, что он обладает удивительным многосторонним тактом и при содействии этого такта не только “умеет из мухи сделать слона, но так же легко умеет сделать из слона муху”.

“Кокошкин … был очень суров и очень грозен и внушал всем большой страх к себе…, не раз случалось находить себе в его лице могущественного и усердного защитника. Вообще, он много мог и много умел сделать, если только захочет…”.

?: Что их всех объединяет? Что их волнует? Чем они озабочены?
Ответ Всех чиновников волнует, как представить эту историю с наименьшими отрицательными последствиями для себя.

И какой же выход был найден?
Ответ: Спасенного повёз в полицейскую часть проезжавший мимо офицер, которому очень хотелось получить медаль “За спасение погибавшего”. Подвиг этого офицера и был представлен царю и вознагражден.

 Что значит “выйти сухим из воды”?
Ответ: Благополучно завершить что - то для себя.

Так кто же в этом рассказе вышел “сухим из воды”?
Ответ: Этот фразеологизм используется в рассказе несколько раз и относится к лжегерою офицеру в прямом смысле; а в переносном смысле – к Миллеру, Свиньину и Кокошкину – благополучно завершивших неприятную для себя историю, сумев доказать свою непричастность и невиновность.

Вывод. Из воды выходят сухими:

  • Офицер инвалидной команды, получивший награду за подвиг, которого не совершал.
  • Миллер, Свиньин, которые отделались лёгким испугом.
  • Кокошкин, удовлетворённый тем, что к нему, как к влиятельному лицу, обратились, и он всех “прикрыл”.

 А как сложилась судьба Постникова? 
Ответ: Арест, ожидание решения своей участи, готовность пройти сквозь строй, вынести каторгу и даже, может быть, расстрел.

 Как наградили Постникова?
Ответ: Наказали шпицрутенами, после этого Свиньин приказал дать от себя наказанному Постникову фунт сахару и четверть фунта чаю, чтобы он мог “услаждаться, пока будет на поправке”. В этих словах звучит горькая ирония автора.

 А как сам Постников отнёсся к такой награде? 
Ответ: Постников доволен и благодарен, потому что, сидя три дня в карцере, он ожидал гораздо худшего. Двести розог, по тогдашнему времени, очень мало.

Краткое содержание Человек на часах

http://www.syl.ru/misc/i/ai/187217/781176.jpg  -  "...После этой жестокой экзекуции окровавленного Постникова на его же шинели принесли в лазарет."

Чем объясняется такое поведение Постникова? 
Ответ: Постников - праведник, он принимает всё, как должное.

Следовательно, возникает вопрос об авторской позиции – что имеет право на существование: “долг и наказание” либо “долг и награда”?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к XVII главе, где появляется новый образ – образ Владыки.

  • Кто такой Владыка?
  • Какова его позиция?
  • Как к поступку Постникова относится сам Владыка?
  • Почему даже Владыка выступает против поступка Постникова?

Ответ: (Из Толкового словаря С.И. Ожегова) Владыка – тот, кто владеет умами и сердцами людей.

Ответ: Авторская задача – обратить внимание на образ Постникова, выделить его среди остальных.

 А теперь вернёмся к названию рассказа. Н.С. Лесков изначально назвал свой рассказ “Спасение погибавшего”, изменив его затем на “Человек на часах”.

 Почему Лесков изменил название? Какое слово в этом названии является главным?
Ответ: Человек! Именно человек в центре внимания автора.

 А кого мы называем человеком?
Ответ: Постникова, а остальные – службисты.

Подведение итогов занятия

 Какова же авторская позиция?

Вывод. Авторская позиция заключена в словах XVIII главы и в теме сегодняшнего урока: “...Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него, где бы то ни было...”.

ИСТОЧНИК

http://festival.1september.ru/articles/635681/

http://nsportal.ru/sites/default/files/2016/02/01/teh_karta_uroka.docx

http://u.900igr.net/zip/a7046876be095dce187083980f501ccf.zip

http://fb.ru/article/132080/chelovek-na-chasah-leskov-kratkoe-soderjanie-rasskaza

http://cs1-48v4.vk-cdn.net/p17/f69b4b1df51c1e.mp3?extra=pXLyXvfxMvcZaFGbUDtrUZpldK9lw94dLxzf402Fd4rXfXhADEQNoy8iha1S5Pi2OZ5t6WR3qkbOlGGELRVOz8UPRZqvuqtR3FmobBhp6ruTxqrszuXsPiBK2X-xfl70BFbRyEQmqA

http://ds02.infourok.ru/uploads/doc/0581/00063388-7b2f2b03.ppt

http://download5.proshkolu.ru/download/2326934/b98840cbd0e874ef/40220851/94df47b5ff196d45

 

Файлы