6 класс. Литература. Произведения русских писателей XIX в. Н.С.Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа. «Человек на часах»
6 класс. Литература. Произведения русских писателей XIX в. Н.С.Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа. «Человек на часах»
Комментарии преподавателя
Н.С.Лесков. «Человек на часах».
1. Я смею, даже, может быть, дерзко думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночью, под тёплым овчинным тулупом... так мне непристойно ни поднимать народ на ходули, ни класть его к себе под ноги.
Н.С. Лесков
2. Куда я ни обращался, кого ни спрашивал – все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, – думаю себе, – или неправедны – всё это надо собрать и потом разобрать: что тут возвышается над чертою простой нравственности, и потому свято Господу...
Н.С. Лесков
3. ... доброта преобладала над умом и выходила не из сознания превосходства добра над злом, а прямо безотчётно истекала из... натуры.
Н.С. Лесков
Введение
Где и когда разворачиваются основные действия рассказа?
Зимою, около Крещения, в 1839 году в Петербурге.
Еще в самом начале автор пишет: «Вымысла в наступающем рассказе нет нисколько». О чем говорит нам это высказывание.
Высказывание автора дает нам возможность предположить, что события, упомянутые в рассказе, имели место быть в реальной жизни.
Первоначально автор назвал свой рассказ «Спасение погибавшего», но потом заменил название на «Человек на часах».
Интересно, почему Лесков изменил название рассказа? Попробуем в этом разобраться.
Но прежде давайте представим Петербург 19 столетия:
это была эпоха правления Николая I. В этот период в стране, а, в особенности, в армии господствовал произвол, жестокие порядки. Это было страшное время. Царил страх перед вышестоящим начальством. За малейшую провинность и отступление от закона или воинского устава следовало жестокое наказание.
И вот однажды в городе произошло событие, которое описывает Н.С. Лесков.
Рассказ солдата Постникова о происшествии (от 1 лица):
Я часовой, солдат Измайловского полка, по фамилии Постников, стоя на часах снаружи у нынешнего Иорданского подъезда, услыхал, что в полынье, которою против этого места покрылась Нева, заливается человек и отчаянно молит о помощи.
Я долго слушал крики и стоны утопающего и приходил от них в оцепенение. В ужасе я оглядывался туда и сюда, но не усматривал на набережной ни одной живой души.
Подать помощь утопающему никто не мог, и он непременно зальется...
А между тем тонущий ужасно долго и упорно боролся.
Его стоны и призывные крики то замолкали, то опять начинали раздаваться, и притом все ближе и ближе к дворцовой набережной. Видно, что человек еще не потерялся и держит путь верно, прямо на свет фонарей, но только он, разумеется, все-таки не спасется, потому что именно тут, на этом пути, он попадет в иорданскую прорубь. И снова стон: "Спасите, спасите!" И теперь уже так близко, что даже слышны всплески воды, как он полощется...
Я сообразил, что спасти этого человека чрезвычайно легко. Если сейчас же сбежать на лед, то тонущий непременно тут же и есть. Бросить ему веревку, или протянуть шестик, или подать ружье, и он спасен. Он так близко, что может схватиться рукою и выскочить. Но помнил я и службу и присягу; знал, что я часовой, а часовой ни за что и ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки, отлично я понимал, что оставить свой пост есть такая вина со стороны часового, за которою сейчас же последует военный суд, наказание розгами и каторжная работа, а может быть, даже и "расстрел".
Но сердце… сердце мое так и ноет, так и стучит, так и замирает... Хоть вырви его да сам себе под ноги брось, - так беспокойно с ним делается от этих стонов и воплей... Страшно ведь слышать, как другой человек погибает, и не подать этому погибающему помощи, когда, собственно говоря, к тому есть полная возможность, потому что будка с места не убежит и ничто иное вредное не случится. "Иль сбежать, а?.. Не увидят?.. Ах, господи, один бы конец! Опять стонет..."
За один получас, пока это длилось, я совсем истерзался сердцем…
А что же так терзало главного героя, какой вопрос не давал ему покоя, перед каким выбором оказался солдат Измайловского полка?
Постников оказался в трудной ситуации, когда перед ним встал выбор: воинский долг, присяга или человеческая жизнь.
Так какой же выбор сделал для себя наш главный герой? Выслушаем его до конца.
Я снова и снова оглядывался во все стороны. Нигде ни души нет, только фонари трясутся от ветра и мерцают, да по ветру, прерываясь, долетает этот крик... может быть, последний крик...
Вот еще всплеск, еще однозвучный вопль, и в воде забулькотало.
Я не выдержал и покинул свой пост, сбежал с сильно бьющимся сердцем на лед, потом в наплывшую воду полыньи и, скоро рассмотрев, где бьется заливающийся утопленник, протянул ему ложу своего ружья.
Утопающий схватился за приклад, я потянул его за штык и вытащил на берег.
Мы оба были совершенно мокры. Спасенный был в сильной усталости, весь дрожал и падал, и я не решился его бросить на льду, а вывел его на набережную и стал осматриваться, кому бы его передать. А меж тем, пока все это делалось, на набережной показались сани, в которых сидел офицер придворной инвалидной команды.
http://img0.bitbazar.ru/600/1/121465
Офицер соскочил с саней и стал допрашивать пострадавшего о случившемся. А я, воспользовавшись моментом, улизнул, вернулся в свою будку.
Проверь себя. Выполнить задания.
- Вставьте пропущенное слово в название сборника Н.С. Лескова “Три … и шерамур”. (Праведника)
- Назовите главное слово в названии новеллы “Человек на часах”. (Человек)
- Главный герой рассказа “Человек на часах”. (Постников)
- Закончите фразу: “То оборвётся и замолкнет, то опять раздастся его измождённый стон и призывной …”. (Крик)
- Что осталось “пустою” во время спасения часовым тонущего? (Будка)
- Закончите фразу: “Но Постников помнил и службу и …”. (Присягу)
- Закончите фразу: “Кто мог спасти и не спас, подлежит каре законов, а кто спас, тот исполнил свой …”. (Долг)
- Так назывались розги, с помощью которых наказывали солдат, нарушивших воинскую дисциплиную. (Шпицрутены)
- Закончите фразу: “ – Долг службы никогда не должен быть нарушен. – Да, но это им было сделано по состраданию, по …”. (Великодушию)
- Закончите фразу: “Солдат говорил, что он стоял на часах и, заслышав стоны человека, тонущего в полынье, долго мучился, долго был в борьбе между служебным долгом и состраданием, и наконец на него напало …”. (Искушение)
Какие ключевые слова вы выделили бы в ответах?
Ответ: Человек, праведник, искушение.
К кому относятся эти слова?
Ответ: К Постникову.
Задание: Докажите текстом рассказа, что Постникову действительно плохо, он мучается (как автор подчёркивает это).
Ответ: “Сердце у Постникова очень непокорное: так и ноет, так и стучит, так и замирает... Хоть вырви его да сам себе под ноги брось, - так беспокойно с ним делается от этих стонов и воплей...”.
Чего больше всего хотел Постников, когда слышал крик тонущего?
Ответ: Постников хотел, чтобы кричащий утонул.
Так кто же тонет эти злосчастные полчаса и почему?
Ответ: Тонет сам Постников, потому что для него эти полчаса мучительны. Он “тонет” и в самый последний момент всё-таки “выплывает” сам: бросает пост и ... спасает тонущего.
Вопрос: Прав ли Постников, который не смог противиться голосу сердца и спас тонущего? Почему?
ПРАВ | НЕТ |
Постников понимает, что, спасая жизнь другому человеку, он губит себя, но иначе он поступить не может. | Постников нарушает присягу, оставляя свой пост. |
Случилось, солдат бросил пост, спас тонущего. И складывается впечатление, что на некоторое время о нём забывают. Начинается суета вокруг поступка солдата Постникова.
Кто теперь в центре внимания?
- Капитан Николай Иванович
- Обер-полицмейстер Петербурга генерал Кокошкин
- Подполковник Свиньин
http://adrianacam.com/images/5615aa717fcb3.jpg - Свиньин был сильно обеспокоен и поэтому сразу отправился к Кокошкину, который тут же собрал у себя всех, кто был причастен к этому делу. Допросив каждого, он выносит свой вердикт, так как утопающий был выпивший, плохо помнил своего спасителя и в растерянности показал на офицера, который привез его в участок, то первого отпускают, а второго будут представлять к награде.
Дадим краткую характеристику каждому чиновнику
Николай Иванович Миллер – ротный капитан, мягкосердечный и жалостливый, гуманист, такой человек не пригоден к военной службе.
Подполковник Свиньин – человек бессердечный, службист, отличающийся строгостью, любящий щеголять требовательностью дисциплины. “Он не имел вкуса ко злу и никому не искал причинить напрасное страдание; но если человек нарушал какую бы то ни было обязанность службы, то Свиньин был неумолим”.
Об обер-полицмейстере Кокошкине в Петербурге говорили тогда много ужасающего и нелепого, но… утверждали, что он обладает удивительным многосторонним тактом и при содействии этого такта не только “умеет из мухи сделать слона, но так же легко умеет сделать из слона муху”.
“Кокошкин … был очень суров и очень грозен и внушал всем большой страх к себе…, не раз случалось находить себе в его лице могущественного и усердного защитника. Вообще, он много мог и много умел сделать, если только захочет…”.
?: Что их всех объединяет? Что их волнует? Чем они озабочены?
Ответ Всех чиновников волнует, как представить эту историю с наименьшими отрицательными последствиями для себя.
И какой же выход был найден?
Ответ: Спасенного повёз в полицейскую часть проезжавший мимо офицер, которому очень хотелось получить медаль “За спасение погибавшего”. Подвиг этого офицера и был представлен царю и вознагражден.
Что значит “выйти сухим из воды”?
Ответ: Благополучно завершить что - то для себя.
Так кто же в этом рассказе вышел “сухим из воды”?
Ответ: Этот фразеологизм используется в рассказе несколько раз и относится к лжегерою офицеру в прямом смысле; а в переносном смысле – к Миллеру, Свиньину и Кокошкину – благополучно завершивших неприятную для себя историю, сумев доказать свою непричастность и невиновность.
Вывод. Из воды выходят сухими:
- Офицер инвалидной команды, получивший награду за подвиг, которого не совершал.
- Миллер, Свиньин, которые отделались лёгким испугом.
- Кокошкин, удовлетворённый тем, что к нему, как к влиятельному лицу, обратились, и он всех “прикрыл”.
А как сложилась судьба Постникова?
Ответ: Арест, ожидание решения своей участи, готовность пройти сквозь строй, вынести каторгу и даже, может быть, расстрел.
Как наградили Постникова?
Ответ: Наказали шпицрутенами, после этого Свиньин приказал дать от себя наказанному Постникову фунт сахару и четверть фунта чаю, чтобы он мог “услаждаться, пока будет на поправке”. В этих словах звучит горькая ирония автора.
А как сам Постников отнёсся к такой награде?
Ответ: Постников доволен и благодарен, потому что, сидя три дня в карцере, он ожидал гораздо худшего. Двести розог, по тогдашнему времени, очень мало.
http://www.syl.ru/misc/i/ai/187217/781176.jpg - "...После этой жестокой экзекуции окровавленного Постникова на его же шинели принесли в лазарет."
Чем объясняется такое поведение Постникова?
Ответ: Постников - праведник, он принимает всё, как должное.
Следовательно, возникает вопрос об авторской позиции – что имеет право на существование: “долг и наказание” либо “долг и награда”?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к XVII главе, где появляется новый образ – образ Владыки.
- Кто такой Владыка?
- Какова его позиция?
- Как к поступку Постникова относится сам Владыка?
- Почему даже Владыка выступает против поступка Постникова?
Ответ: (Из Толкового словаря С.И. Ожегова) Владыка – тот, кто владеет умами и сердцами людей.
Ответ: Авторская задача – обратить внимание на образ Постникова, выделить его среди остальных.
А теперь вернёмся к названию рассказа. Н.С. Лесков изначально назвал свой рассказ “Спасение погибавшего”, изменив его затем на “Человек на часах”.
Почему Лесков изменил название? Какое слово в этом названии является главным?
Ответ: Человек! Именно человек в центре внимания автора.
А кого мы называем человеком?
Ответ: Постникова, а остальные – службисты.
Подведение итогов занятия
Какова же авторская позиция?
Вывод. Авторская позиция заключена в словах XVIII главы и в теме сегодняшнего урока: “...Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него, где бы то ни было...”.
ИСТОЧНИК
http://festival.1september.ru/articles/635681/
http://nsportal.ru/sites/default/files/2016/02/01/teh_karta_uroka.docx
http://u.900igr.net/zip/a7046876be095dce187083980f501ccf.zip
http://fb.ru/article/132080/chelovek-na-chasah-leskov-kratkoe-soderjanie-rasskaza
http://cs1-48v4.vk-cdn.net/p17/f69b4b1df51c1e.mp3?extra=pXLyXvfxMvcZaFGbUDtrUZpldK9lw94dLxzf402Fd4rXfXhADEQNoy8iha1S5Pi2OZ5t6WR3qkbOlGGELRVOz8UPRZqvuqtR3FmobBhp6ruTxqrszuXsPiBK2X-xfl70BFbRyEQmqA
http://ds02.infourok.ru/uploads/doc/0581/00063388-7b2f2b03.ppt
http://download5.proshkolu.ru/download/2326934/b98840cbd0e874ef/40220851/94df47b5ff196d45