6 класс. Литература. Из литературы 20 века. В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».
6 класс. Литература. Из литературы 20 века. В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».
Комментарии преподавателя
В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»
Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.
В. Астафьев.
Цели урока:
- раскрыть идейное содержание рассказа, характеры главных героев, отношение к ним автора и способы выражения авторской позиции;
Рассказ «Конь с розовой гривой» входит в сборник произведений В. П. Астафьева под названием "Последний поклон". Этот цикл автобиографических рассказов автор создавал на протяжении нескольких лет. Лето, лес, высокое небо, беззаботность, лёгкость, прозрачность души и бесконечная свобода, которые бывают только в детстве, и те первые уроки жизни, что прочно хранятся нашей памятью... Они безмерно страшат, но благодаря им растешь и ощущаешь мир по-новому.
В.П. Астафьев
Рассказ написан от первого лица – маленького мальчика-сироты, который живет вместе с бабушкой и дедушкой в деревне. Однажды, вернувшись от соседей, бабушка посылает внука в лес за земляникой вместе с соседскими ребятами. Как не пойти? Ведь бабушка пообещала продать его туесок ягод вместе со своим товаром и на вырученные деньги купить пряник. Это был не просто пряник, а пряник в виде коня: белый-белый, с розовым хвостом, гривой, копытами и даже глазами. С ним разрешалось выходить гулять. И вот когда у тебя за пазухой самый заветный и желанный «конь с розовой гривой» – ты по-настоящему уважаемый и почитаемый «человек» во всех играх.
На увал главный герой пошёл вместе с детьми Левонтия. «Левонтьевские» жили по соседству и отличались буйным характером и беспечностью. Дом без забора, без наличников и ставен, с кое-как застекленными окнами, зато «слобода», словно бескрайнее море, и «ништо» глаз не угнетает… Правда, весной левонтьевское семейство вскапывало землю, что-то сажали вокруг дома, возводили изгородь из хворостин и старых досок. Но ненадолго. Зимой всё это «добро» постепенно исчезало в русской печи.
Главной целью в жизни было пробраться к соседу после получки. В этот день всех охватывало какое-то беспокойство, лихорадка. С утра тетка Васеня, жена дяди Левонтия, бегала по домам, долги отдавала. К вечеру в доме наступал настоящий праздник. На стол вываливалось всё - конфеты, пряники... Все угощались, а потом затягивали любимую песню о горемычной «облизьянке», которую привез из Африки моряк… Все плакали, становилось жалостливо, тоскливо, и так хорошо на душе! Ночью Левонтий задавал свой главный вопрос: «Что такое жисть?!», и все понимали, что надо быстро хватать оставшиеся сласти, потому что отец будет драться, бить остатки стекол и ругаться. На следующий день Левонтьиха снова бегала по соседям, занимала деньги, картошку, муку… Вот именно с левонтьевскими «орлами» главный герой и пошел собирать землянику. Собирали долго, старательно, тихо. Вдруг послышалась возня и крики: старшой увидел, что младшие собирают ягоду не в посуду, а прямо в рот. Началась драка. Но после неравного боя старший брат приуныл и поник. Принялся он собирать рассыпанное лакомство, и назло всем – в рот его, в рот… После неудачных стараний для дома-для семьи беззаботные ребятишки побежали к речке побрызгаться. Тут-то они и заметили, что у нашего героя земляники полный туесок. Недолго думая, подбили и его «доход» съесть. Стараясь доказать, что он не жадина и не боится бабушки Петровны, мальчишка вываливает свою «добычу». Вмиг ягоды исчезли. Ему и досталось всего нечего, пару штук, и те зеленые.
День прошел весело и интересно. И о ягодах забылось, и об обещании, данном Катерине Петровне. Да и конь с розовой гривой совсем вылетел из головы. Наступил вечер. И пришла пора возвращаться домой. Грусть. Тоска. Как быть? Санька подсказал выход: набить туесок травой, а сверху рассыпать горсть красных ягод. Так и поступил, и пришёл с «обманкой» домой. Катерина Петровна не заметила подвоха. Похвалила внука, дала есть, и решила не пересыпать ягоды, а так и повезти ранним утром на рынок. Беда ходила рядом, но обошлось, и главный герой с легким сердцем отправился гулять на улицу. Но не выдержал и похвалился невиданной удачей. Хитрый Санька смекнул, что по чем, и потребовал за молчание один калач. Пришлось тайком пробраться в кладовку и принести один калач, потом еще один, и еще, пока он не «нажрался». Ночь была беспокойная. Сна не было. Покой «андельский» не снисходил на душу.Так хотелось пойти, и всё-всё рассказать: и про ягоды, и про ребят левонтьевских, и про калачи… Но бабушка быстро уснула. Решил встать пораньше, и перед её отъездом раскаяться в содеянном. Но проспал. Утром в пустой избе стало еще невыносимее. Слонялся, слонялся без дела, и решил снова податься к левонтьевским, и они все вместе пошли на рыбалку. В самый разгар клева он видит выплывающую из-за угла лодку. В ней среди прочих сидит бабушка. Увидав её, мальчик схватил удочки и бросился бежать. «Стой!…Стой, мошенник!... Держи его!» - кричала она, но он был уже далеко. Поздно вечером привела его домой тетя Феня. Он быстро пробрался в холодную кладовку, зарылся и притих, слушая. Спустилась ночь, вдали слышался лай собак, голоса молодежи, которая собирается после работы, поет и пляшет. Но бабушка все не заходила. Сделалось совсем тихо, холодно и тоскливо. Вспомнилось, как мать также ездила в город продавать ягоду, и однажды перегруженная лодка перевернулась, она ударилась головой и утонула. Долго искали её. Бабушка несколько дней провела возле реки, бросая хлеб в воду, чтобы разжалобить реку, умилостивить Господа…
Проснулся мальчонка от яркого солнечного света, который пробивался сквозь мутные грязные окна кладовки. На него был накинут дедушкин старый полушубок, и сердце радостно застучало – дедушка приехал, он обязательно его пожалеет, не даст в обиду. Услышал голос Екатерины Петровны. Она кому-то рассказывала о проделках внука. Ей нужно было непременно высказаться и облегчить сердце. Здесь зашел дед, усмехнулся, подмигнул, велел идти прощения просить – ведь иначе нельзя. Стыдно и страшно… И вдруг он увидел как «по скобленому кухонному столу» скакал сахарно-белый «конь с розовой гривой»… С тех пор много воды утекло. Давно уж нет ни бабушки, ни дедушки. Да и сам главный герой давно вырос, его собственная «жизнь клонится к закату». Но никогда ему не забыть того дня. Конь с розовой гривой навсегда остался в его сердце…
Биографические факты В.П.Астафьева.
Мы продолжаем размышлять над одним из самых замечательных рассказов для детей русского писателя прошлого века Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой». В его основу лёг случай из жизни автора. Рассказ небольшой по объёму, но как много мы узнаём из него о жизни героев, их характерах.
Вспомним немного об авторе.
Виктор Петрович Астафьев родился в мае 1924 года.
Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию. Фронтовая биография солдата отмечена орденом Красной Звезды, медалями "За отвагу", "За победу над Германией" и "За освобождение Польши". Несколько раз был тяжело ранен.
С 1951 по 1955 год Астафьев работает литературным сотрудником уральской газеты "Чусовской рабочий". В 1953 году в Перми выходит его первая книжка рассказов - "До будущей весны", а в 1955 году вторая - "Огоньки". Это рассказы для детей.
С апреля 1957 года Астафьев - спецкор Пермского областного радио. Постепенно писатель приобретает широкую известность.
В 1975 году за повести "Перевал", "Последний поклон", "Кража", ♦ Пастух и пастушка" В. Г1. Астафьеву была присуждена Государственная премия РСФСР имени М. Горького.
За знаменитое повествование в рассказах "Царь-рыба" Астафьев удостоен Государственной премии СССР. В 1994 году "за выдающийся вклад в отечественную литературу" писателю была присуждена Российская независимая премия "Триумф". В 1995 году за роман "Прокляты и убиты" В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии России.
Умер писатель в ноябре 2001 года.
- Почему же человек столько переживший и испытавший, прошедший страшную войну, почти через сорок лет вспоминает о таком незначительном событии из далёкого детства?
(Человек запоминает те события, которые сыграли в его жизни значительную роль.)
Уроки мудрости и доброты
Сюжет рассказа очень прост.
Сюжет – это событие, или ряд событий, изображённых в произведении.
Восстановим основные сюжетные моменты рассказа.
- Обещание бабушки купить пряник;
- Сбор ягод;
- Наставления Саньки;
- Переживания;
- «Отчёт и расчёт».
Завязкой сюжета можно считать обещание бабушки купить Витьке замечательный, необыкновенный пряник.
- Что нужно было сделать, чтобы заслужить его?
Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал за земляникой, и велела сходить с ними.
- Наберёшь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.
- Конём, баба?
- Конём, конём.
- Почему пряничный конь был таким желанным подарком?
Пряник конём! Это же мечта всех деревенских малышей. Он белый – белый этот конь, а грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые.
Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом. Иначе будет худо. Но пряник – совсем другое дело! Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса – потерял – хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться – тут он, тут конь-огонь.
С таким конём почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа тебе первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцем то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Санька или Танька так цапнут, что останется от коня хвост да грива».
Итак, пряник– это не только лакомство и игрушка, а что ещё?
(Любая награда должна быть заслужена своим трудом, тогда она ценится больше.)
Утром «с орлами-то дяди Левонтия и отправился я по землянику трудом заработать пряник…»
- Кто особенно выделялся среди левонтьевской «орды»?
«Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят».
Как ведут себя дети по пути на увал, какие поступки совершают?
«Парнишки вольничали, боролись, бросали друг в друга посудой, ставили подножки, раза два принимались драться, плакали, дразнились…
…по пути заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не поспело, напластали луку- батуна, наелись до зелёной слюны…
Наконец ребята дошли до увала, где росла земляника. Что же там произошло?
- Почему Витька не хотел идти с ними?
(Он ещё не выполнил свою работу, не набрал ягод, а он знал, что без них не получит пряник.)
- После чего он присоединился к ребятам?
Санька стал его дразнить.
- Бабушки Петровны испугался? Эх ты!
- Зато мне бабушка пряник конём купит!
- Может, кобылой! Скажи уж лучше – боишься её и ещё жадный!
- Я?
- Ты!
- Я?
- Ты, ты!
- Жадный?
- Жадный!
- А хочешь, все ягоды съем?
- Слабо!
- Мне слабо! Мне слабо! Вот! Ешьте вместе со мной! (едят ягоды)
- Я ещё у бабушки калач украду!
- Давай!
- Только одного калача мало!
- Шанег прихвати!
- А лучше ещё и пирог!
- Лишнее не будет!
- Ладно!
Витька поддался на провокацию Саньки, ему не хочется выглядеть трусом и «жадиной», он хочет быть в глазах ребят героем, ни в чём от них не отставать. Мы знаем, что основное средство характеристики героя – поступок. Витя проявляет слабость, хочет показать себя «смельчаком» и вместе со всеми совершает один плохой поступок за другим
День проходит незаметно, Витька на время забывает о своём поступке, но вот пора возвращаться домой.
- Как автор рисует душевные переживания героя?
«Грустно. Тоска на сердце – предчувствует оно встречу с бабушкой, отчёт и расчёт».
- Какие ещё плохие поступки пришлось ему совершить?(Текст)
«Я пробрался тайком в кладовку, вынул из ларя калач и принёс его Саньке под рубахой. Потом ещё принёс и ещё, пока Санька не нажрался».
- Какой же можно сделать вывод?
Нельзя поддаваться слабости, нужно уметь отвечать за свои поступки, иначе ложь рождает новую ложь, а проступок может перерасти в преступление.
- Что Витя чувствует после всех событий?
«Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет? – терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, покой «андельский» не снисходил на мою варначью душу… А что если слезть с полатей, забраться к бабушке под одеяло и всё-всё рассказать? Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека…Нет уж, я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу обо всём: и про туесок, и про домовиху с домовым, и про калачи, и про всё, про всё»…
Мы знаем, что этим мыслям не суждено было сбыться – Витька уснул. Утром он «слоняется» по дому и идёт с «левонтьевскими» на рыбалку. Там он отвлекается от своих горьких мыслей, но ненадолго.
А сейчас обратим внимание на пейзаж, который рисует автор.
«День был ясный, летний. На длинных стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики и, наверное, только пчёлы слышали, как они звенели. Возле муравейника на обогретой земле лежали полосатые цветки граммофончики, и в голубые их рупоры совали головы шмели. Они ненадолго замирали…должно быть, заслушивались музыкой. Берёзовые листья блестели, осинник сомлел от жары, сосняк по увалам был весь в синем куреве. Над Енисеем солнечно мерцало…Тени скал лежали неподвижно на воде… Железнодорожный мост колыхался тонким кружевцем…»
И от этой красоты ещё тяжелее на душе у мальчика, ещё сильнее он ощущает свою вину. На реке появляется лодка, в ней Витя видит бабушку. Он убегает, понимая, что расплаты не миновать. Тётя приводит его домой.
Утром Витя слышит, как бабушка всем рассказывает о его преступлении. Он хочет «скорее помереть». Витька изо всех сил сдерживается, но жалость дедушки вызывает поток слёз, это уже не слёзы страха, а слёзы раскаяния. Мальчик понимает свою вину и ждёт справедливого наказания.
- Как же наказала его бабушка?
«...И срамила же меня бабушка! И обличала же! Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня еще уведет, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел, не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврата нету…А когда поднял голову, увидел перед собой…
Я зажмурился и снова открыл глаза. Еще раз зажмурился, еще раз открыл. По скобленому кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой.».
На всю жизнь запомнил Виктор Петрович этот случай из жизни, пронёс светлые воспоминания о бабушке. В рассказе «Последний поклон» он пишет:
«И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта… Нет у меня таких слов, чтоб смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею… Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать».
Эти слова посвящены не только Екатерине Петровне, а всем близким людям, которые воспитывают нас своей любовью, мудростью и добротой.
ИСТОЧНИК
http://pedsovet.su/_ld/273/27337____.zip
http://www.slavkrug.org/biografiya-astafeva-viktora-petrovicha/
http://lit-helper.com/p_kratkoe_soderjanie_kon-_s_rozovoi_grivoi_astaf-eva_v_p
http://www.youtube.com/watch?v=YSDtyOUVgQM
http://demone.ru/biografii/viktor-petrovich-astafev-kratkie-biograficheskie-svedeniya/