6 класс. Литература. Из литературы 20 века. В.Г.Распутин «Уроки французского».
6 класс. Литература. Из литературы 20 века. В.Г.Распутин «Уроки французского».
Комментарии преподавателя
В.Г.Распутин. «Уроки французского»
«Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня»
(В.Г.Распутин)
Мы продолжим наше знакомство с удивительным миром русской литературы, познакомимся с творчеством В.Г.Распутина, узнаем историю создания рассказа «Уроки французского» и какие уроки доброты получил главный герой рассказа от своей учительницы.
Словарь
Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
Введение
Как можно объяснить название рассказа?
Название имеет широкий смысл. Лидия Михайловна вела уроки французского языка в школе. Она приглашала юного героя к себе домой на дополнительные занятия французским языком, много разговаривала и пыталась угостить ужином. Уроки давали свои плоды, так как он был способным мальчиком. Они не только помогли преодолеть отставание в учебе, но и развивали интерес к языку, заставляли самостоятельно заглядывать в словарь, в дальние учебные тексты. Фактически автор под названием уроки французского подразумевает уроки доброты, гуманности, цель которых — как-то помочь мальчику, отогреть его душевно.
Кратко о событиях этого рассказа и важнейших элементах его сюжета.
В рассказе описываются автобиографические события 1948 года. Герой рассказа, пятиклассник, после окончания в деревне начальной школы был отправлен в райцентр для продолжения учебы. Жил на квартире. В деревне царил голод, и мать помогала ему продуктами очень скудно, да и то часть их воровали то ли хозяйка, то ли ее голодные дети. Будучи способным ребенком, он учился хорошо, но не ладилось с французским языком из-за произношения. Эти предварительные сведения о жизни и учебе подростка составляют экспозицию рассказа. Мальчик любил игры, которые развивали ловкость, точные движения.
В райцентре ребята играли на деньги, что преследовалось взрослыми. Рассказчик приобщается к компании старших подростков, в совершенстве овладевает их игрой и начинает зарабатывать себе на еду. Здесь складывается завязка сюжета. Его успехи вызывают озлобление товарищей, и он дважды подвергается побоям. О его игре на деньги узнает классный руководитель и учительница французского языка Лидия Михайловна, которая проводит с ним беседу и узнает причины его участия в азартной игре. Она пытается как-то помочь мальчику, осторожно, не ущемляя его достоинства. Понимая его способности к учебе, она приглашает его домой для дополнительных занятий языком. Жалея мальчика, она пытается усадить его за стол поужинать, однако стеснительный и в то же время обостренно гордый мальчик отказывается от угощений, заявляя, что сыт.
http://i809.photobucket.com/albums/zz11/bukvoed/14639/14714/img011.jpg
Дополнительные уроки не только помогают ликвидировать пробелы в знаниях и произношении, но и развивают вкус к языку, желание самостоятельно заниматься, почитать дальние тексты в учебнике, заглянуть в словарик. Отчаявшись помочь мальчику, в том числе и неудачно отправленной посылкой с макаронами и гематогеном, которые невозможно купить в деревне, Лидия Михайловна решается на крайний шаг. Она заинтересовывает его игрой на деньги, которая при всей ее «непедагогичности» становится орудием доброты. Мальчик честно выигрывает свои копейки и рубли, чтобы купить необходимое ему от малокровия молоко. Игра также сближает подростка и его учительницу.
http://md-gazeta.ru/upload/iblock/a95/a95a5001a0d4eeab2c6953c5a6fd2ef6.jpg
Эпизоды игры — кульминационные моменты рассказа. Развязка наступает неожиданно. Живущий в другой половине дома директор школы Василий Андреевич, педагог и школьный администратор, пораженный шумом в квартире Лидии Михайловны, застает ее за игрой с мальчиком. «Я теряюсь сразу назвать ваш поступок, — задыхаясь, произнес он. — Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое… — И воздел руки над головой». Лидия Михайловна уехала в свой родной Краснодарский край. Больше герой ее никогда не видел. Среди зимы он получил посылку с укладками макарон и тремя красными яблоками, которые раньше видел только на картинках.
Теория литературы
Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое.
- Что такое автобиография?
Словарь
Автобиография - последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.
Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения.
Биография В.Г.Распутина
http://mini55.ru/assets/images/Ilya/zhivopis/otechestvennaya/glazunov/portret%20rasputina.jpg В.Г.Распутин
Детские годы.
В.Г.Распутин родился в 1937 году в Сибири. Детские годы будущего писателя пришлись на трудные военные и послевоенные годы. Детство в глухой сибирской деревне Аталанка, что недалеко от Усть-Уды, было безрадостным. Ребятишки были лишены всех маленьких радостей и удовольствий, доступных современным детям. Особенно плохо было с питанием. Денег не было. Питались тем, что удавалось запасти летом: картошкой, грибами, хлебом. Часто до весны этих запасов не хватало. Тогда начинали есть, что придётся: глазки проросшей картошки, ростки молодой травы, какие-нибудь съедобные корешки. Одежду перешивали из обносков одежды взрослых, обувь тоже донашивали чужую, а летом обходились и без неё. Не было учебников, тетрадей, ручек, но было жадное желание учиться, желание постичь этот огромный мир во всех его проявлениях. Учиться, во что бы то ни стало.
Творчество В.Г.Распутина.
И он учился. Окончил школу, потом Иркутский государственный университет, работал журналистом, уже в первых сборниках повестей и рассказов стремился создать обобщённый образ молодого человека 60-х годов, участника великих сибирских строек. Известность приходит к писателю с публикацией повести «Деньги для Марии». Появление каждой из последующих повестей: «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» — становится событием в литературной жизни страны. За повесть «Живи и помни» писатель удостоен Государственной премии. Последние годы жизни В. Распутин живёт в Иркутске и продолжает писать. Умер писатель в 2015 году.
Словарь
Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
а) Истинное добро со стороны того, кто его творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает;
б) добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила;
в) добро возвращается добром.
- Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому человеку и делать это не ради выгоды, не напоказ, не в расчете на похвалу, а бескорыстно, по убеждению.
Словарь
Прототип - первоначальный образец, человек из реальной жизни, с которого создан литературный образ.
- Кому посвящает Распутин свой рассказ? Кто является прототипом учительницы французского?
Итак, рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое, посвящено Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери друга А.Вампилова, но прототипом учительницы французского стала настоящая учительница Лидия Михайловна Молокова.
ИСТОЧНИК
http://www.youtube.com/watch?v=38NW42F0Cyk
http://www.youtube.com/watch?v=SHyliJYswws
http://fs01.metod-kopilka.ru/uploads/files/4/publ.rar
http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0_%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_-_%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8_%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE
http://vsesochineniya.ru/v-g-rasputin-uroki-francuzskogo-kratkij-pereskaz.html
http://cs1-49v4.vk-cdn.net/p23/7ed26c2f437410.mp3?extra=vYrVUfa98WELjxXJKZv6F9oF_l3GDMeo9zlqkPMlPeziZydt3LbTSbaxdhUqXQUA1iERKllTvN3Rf0ZOkLB_M30ZQufMp3nrZ3MmseeIIwF7LZOJHReUyLAhtFym__vyrMFqo7omdfI
http://v.900igr.net/zip/a9afb152f291cccc75da78b788162258.zip