11 класс. Литература. М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество

11 класс. Литература. М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество

Комментарии преподавателя

Произведение «Истории одного города»  впервые вышло отдельным изданием в 1870 году. До этого книга печаталась в несколько приёмов в журнале «Отечественные записки». Сразу по выходе книги в свет И.С.Тургенев, находившийся тогда в Лондоне, писал М.Е.Салтыкову-Щедрину: « На днях получил Вашу «Историю одного города», прочёл её немедленно. Под своей резко сатирической, иногда фантастической формой, своим злободневным юмором, напоминающим лучшие страницы Свифта, «История одного города» представляет самое правдивое воспроизведение одной из коренных сторон российской физиономии».

    Но подобное отношение к новому творению Щедрина было далеко не единодушным. Некоторые читатели и критики встретили его более чем прохладно. В апрельском номере журнала «Вестник Европы» за 1871 год появилась критическая статья, посвящённая «Истории одного города», которая называлась «Историческая сатира» Автор её рассматривал книгу как сатиру на русскую историю и в этой связи обвинял писателя в самых разных грехах: « в поверхностном знакомстве с историей 18 века, и вообще с историей русского народа», в неясности позиций автора, в смехе для смеха и старании «позабавить читателя во что бы то ни стало, в отсутствии всякой руководящей идеи. Одним из главных пунктов обвинения был тезис о глумлении сатирика над народом. Подписана статья была псевдонимом А.Б-ов, за которым скрылся А.С.Суворин – в то время либеральный критик. Салтыкова статья Суворина возмутила и непониманием замысла книги, её истинной направленности и художественного своеобразия. Он написал письмо в редакцию журнала «Вестник Европы», в котором объяснил замысел « Истории одного города». Но объяснение автора было положено под сукно и пролежало в архиве ответственного редактора Стасюлевича сорок с лишним лет.

    Чем же объяснилась разноголосица мнений по поводу новой сатиры Щедрина? Прежде всего различием в идейных позициях её читателей. Но немаловажное значение имело и то обстоятельство, что по своей художественной структуре книга была необычной, сложной. Не случайно И.С.Тургенев в своей рецензии назвал её странной и замечательной. Это и в самом деле одно из самых своеобразных произведений русской сатирической литературы.

а) Город Глупов – город – гротеск. Необычен и жанр, и герои, необычен сам объект изображения, избранный сатириком. Давно известно, что предметом сатиры должна быть современность, а тут вдруг – история. К тому же история какого-то города Глупова.

Границы города неопределённые, непонятные, то это уездный городишко с прилегающим к нему выгоном для скота ( рассыльный прибывает в г.Глупов из Губернии; новый градоначальник тоже), то выясняется, что это город скорее губернский ( в трактате Микаладзе встречаем фразы: « В одной из приволжских губерний градоначальник был роста трёх аршин с вершком. В другой губернии столь же рослые градоначальники»), то границы города расширены до пределов всей России (« Выгонные земли Византии и Глупова были до такой степени смешены, что византийские стада почти постоянно смешивались с глуповскими, и из- за  этого выходили беспрестанные пререкания).

Город Глупов населяли странные люди, похожие на горожан, встречаем мы здесь и купечество, и интеллигенцию, и даже глуповский бомонд. А потом вдруг оказывается, что жители этого города …пашут, сеют, пасут скот и живут в избах).

Это город условный, иносказательный. Город – гротеск, в котором нашли воплощение негативные стороны всей страны, всего государства. В этом обобщённом образе совмещены деревни, сёла, уездные и губернские города, столицы Российской империи).

Один город следует соотнести с исконным смыслом корня gard – ограждённая территория, область человеческого существования, значит, это изображение любого человеческого общества).

Глава  «О корени происхождения глуповцев». Здесь Щедрин рисует гротесковую картину возникновения Глупова, строительным материалом  для которой в значительной мере послужила сатирически переосмысленная легенда о «добровольном призвании славянами варяжских князей»).

  Вспомним русскую пословицу «Заставь дурака Богу молиться - он и лоб расшибёт», которую следует понимать метафорически. Объяснение слова головотяпы является ни чем иным, как вариантом этой пословицы, но писатель переосмыслил данное прозвище и прочёл его буквально. Ироническое объяснение помогает понять, что перед нами образ не правдоподобный, а условный. Приём, к которому прибегает здесь автор, встречается в сатире часто. Особенно любят к нему прибегать художники – карикатуристы. Он позволяет создавать яркие гротесковые образы.

- С чего же начали головотяпы наведение порядка?

    Но невозможно такими нелепыми действиями добиться порядка, и они обращаются к князю.

- Какая главная проблема ставится писателем в связи с этим в главе «О корени происхождения глуповцев», а потом и во всём повествовании?

            (Народ и самовластие).

- Сторонники самодержавия заявили, что, пригласив князей, народ проявил мудрость. А как считает автор?

         ( Щедрин считает это глупостью, выражая своё мнение устами князя, согласившегося « володеть» головотяпами).

- Что же принесло головотяпам самовластие?

         ( «И будете вы платить мне дани многие…», т.е. грабёж систематический, узаконенный.

           « Когда же пойду на войну – и вы идите!» - превращение жителей в пушечное мясо.

           « А до прочего вам ни до чего дела нет» - то есть устранение народа от обсуждения и решения любых общественных вопросов.

           « И тех …которым ни до чего нет дела, я буду миловать; прочих же всех казнить» - воспитание в народе покорности, повиновения путём откровенного непрерывного террора).

Градоначальники.

   Дальнейшие главы представляют собой описание жизни глуповцев при самовластии. Сатирик воссоздаёт город Глупов на разных этапах его существования, при разных правителях. Например, глава «Опись градоначальников» даёт целую вереницу их. И снова люди вроде бы как люди: и фамилии есть, и имя – отчество, и чин. И качествами некоторые из них наделены вполне правдоподобными. В то же время сплошь и рядом быль переплетается с фантастикой.

          Образы градоначальников необычны, фантастичны.

          Сам Салтыков – Щедрин, объясняя смысл своего обращения к фантастике, подчёркивал, что « фантастичность рассказов немало не устраняет их …воспитательного значения и что опрометчивая самонадеянность летающего градоначальника может даже и теперь послужить спасательным предостережением для тех из современных администраторов, которые не желают быть преждевременно уволенными от должности».

            Конечно, объяснение это носит ироничный характер, но вместе с тем оно в своеобразной форме выражает ту мысль, что обращение к фантастике было не случайным, а диктовалось серьёзными творческими задачами, несло важную идейную нагрузку, т.е. сколько бы прихотливым и безграничным ни был полёт фантазии, он всегда связан с реальной действительностью. Например, говоря о гротесковой характеристике Никодима Осиповича Иванова, который настолько «мал ростом, что не в состоянии был вмещать пространных законов, мы должны знать, что эта фантастическая подробность появилась у Щедрина не случайно, что он опирался на материалы реальной действительности.

    С середины 18 века по 1825 год в России были изданы десятки тысяч разных законов. Собранные вместе, они заняли 45 томов (Полное собрание законов Российской империи. 1830). Законы, изданные при Николае Первом и Александре Втором (до 1870 года), составили ещё 45 томов. Характерной чертой многих из них были не только пространность, но и крайняя запутанность, противоречивость. Вот куда метит сатирик, заявляя, что градоначальник Иванов умер от «натуги, усиливаясь постичь некоторый сенатский указ.

   В фигурах некоторых градоначальников можно отыскать черты подлинных самодержцев (так, например, в образе Негодяева есть нечто от Павла Первого, в фигуре Микаладзе и Грустилова – от Александра Первого, в Перехват Залихватском – от Николая Первого).

Многообразие градоначальников оборачивается на самом деле их поразительным однообразием. И термин ГРАДОНАЧАЛЬНИК в данной книге употребляется не в официальном своём значении, а в чисто условном. Градоначальник – это начальник города Глупова, а поскольку Глупов – город обобщённый, то и градоначальник – понятие собирательное, обозначающее самовластного правителя. И в следующих главах эти разнообразные фигуры как бы приведены к общему знаменателю. Этим знаменателем оказывается Дементий Варламович Брудастый – градоначальник без головы.

Получается, что градоначальник это мундир, а кто в мундире – это неважно. В нём может быть Клементий, вывезенный из Италии за искусную стряпню макарон, или Фердыщенко, бывший денщик князя Потёмкина, большой любитель буженины и гуся с капустой, или Негодяев, бывший гатчинский истопник, или более зловещая фигура – Угрюм – Бурчеев ( глава «Подтверждение покаяния. Заключение»).

Глуповцы.

Основное их качество: неиссякаемое терпение и сильная вера в начальство.   На эти качества указывают даже звукоизобразительные характеристики. Звукоизобразительные характеристики градоначальников и глуповцев резко отличаются.

Смысл финала.                 

    Взбунтовавшееся естество сметает с лица земли угрюм – бурчеевскую утопию. Но финал книги остаётся тёмным, о чём свидетельствуют различные трактовки эпизода в литературоведении.

    - ОНО означает предсказание народной революции.

     -ОНО знаменует начало ещё более жёсткоё реакции.

      Обе версии спорны.

  Есть и третья точка зрения. Сатирик пишет: «История прекратила течение своё».

  Есть несколько значений слова история. Салтыков – Щедрин скорее всего использует это слово в значении «непрерывная связь времён, естественно вбирающая в себя и прошлое, и настоящее, и будущее, процесс общественного развития, неостановимое течение жизни».

    « История одного города» - это сатира современности. Писатель отобрал и обобщил то, что было равно характерно для эпох, отстающих друг от друга на десятилетия и даже на столетия, т.е. созданные им образы, черты были присущи как прошлому, так и настоящему.

   Сам писатель подтверждал эту мысль, разъясняя своеобразие замысла: «Те же самые основы жизни, которые существовали в 18 веке, существуют и теперь. Следовательно, историческая сатира вовсе не будет для меня целью, а только формою».

    По Щедрину, история – неостановимое течение жизни. «История не останавливает своего хода и не задерживается прыщами. События следуют один за другим с быстротою молнии.

- Почему же в данном произведении она прекратила течение своё?

      Поможет в этом разобраться жанр книги. «История одного города» - это антиутопия, т.е. изображение опасных последствий, связанных с построением общества, т.е. книга – предупреждение о том, что будет, если у власти будут такие градоначальники и им будут подчиняться такие, как глуповцы.

Вывод. История города Глупова, с точки зрения сатирика, обречена на гибель как нечто противоестественное, уродливо – неразумное и бесчеловечно – жестокое. В связи с этим ОНО символизирует неминуемое возмездие, которое посылает Глупову истинная история. Это произведение не только антиутопия, но и пророчество. Угрюм – бурчеевская прямая линия напоминает о генеральной линии коммунистической партии, а его любимые слова, барак, масса долгое время были любимыми и в нашем лексиконе. Сила щедринской «Истории…» столь велика, что она способна привести к возникновению новых фантазий на вечную тему – общество и власть.

 

Источники

http://www.youtube.com/watch?v=4HhhVHm6cT8

http://www.youtube.com/watch?v=kr7OPqbqbec

http://www.youtube.com/watch?v=Rvjpg05d8aY

http://www.youtube.com/watch?v=epLAURFeub4

конспект http://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2014/01/02/saltykov-shchedrin-glupov-i-glupovtsy-urok-po-romanu

Файлы