11 класс. Литература. Н.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
11 класс. Литература. Н.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Комментарии преподавателя
«Кому на Руси жить хорошо» — широкое эпическое полотно, проникнутое горячей любовью к родине, народу, что придает ей ту лирическую теплоту, которая согревает и оживляет весь поэтический строй произведения. Лиризм поэмы проявляется и в самом тоне авторского повествования. Авторское начало в поэме вполне ощутимо, хотя и не всегда выделено на первый план. Позиция повествователя определена совершенно точно. Он вместе с народом; он, как и они, тревожится за последствия холодной затянувшейся весны, радуется широкому раздолью сельской ярмарки…
Но голос автора-повествователя не всегда сливается с голосом мужиков. Автор выступает в поэме как носитель более передового, революционно-демократического сознания. В его задачу входит вести народ, раскрывать перед ним перспективы разумной и сознательной жизни. Отсюда появление в поэме открытых авторских обращений к читателю, посвященных не только настоящему, но и желаемому будущему: «Эх! эх! придет ли времечко…» Так возникает в «Кому на Руси…» проблема времени, которое становится одним из важнейших объектов изображения.
Начинается произведение вполне в духе фольклора, которому не свойственна конкретизация:
- «В каком году — рассчитывай,
- В какой земле — угадывай…»
Но тут же появляется точное указание, определяющее социально-правовое положение мужиков-странников: «Семь временнообязанных…» Сразу же становится понятно, что действие происходит в России в определенный временной отрезок: еще два года после отмены крепостного права (1886) крестьяне обязывались нести некоторые повинности в пользу своих бывших владельцев, почему и назывались «временнообязанными». И это сочетание сказочного и реального характерно для!всей поэмы, хотя их соотношение постоянно изменяется: с развитием действия сказочные элементы (скатерть-самобранка, например) постепенно исчезают.
Для крестьян и тем более для Гриши Добросклонова будущее открыто, для них время только начинается. Напротив, у врагов народа будущего нет, для них время остановилось. В высшей степени характерно в этом отношении прозвище князя Утятина: Последыш.
Нечто подобное происходит и с использованием в поэме категории художественного пространства. Отрицательные герои существуют в замкнутой сфере, им не дано выхода на широкий простор деятельной жизни. А странники-правдоискатели изображены на широчайшем пространстве русской земли;.они постоянно в дороге, в пути. Вот почему мотив дороги, чрезвычайно характерный для Некрасова («В дороге», «Коробейники», «Железная дорога»; «Русские женщины»), становится определяющим в построении всей поэмы. Таким образом, пространственно-временные отношения помогают глубже проникнуть в сложную структуру художественного текста.
Некрасов строит поэму на основе свободной композиции. Недаром некоторые исследователи, Говоря о «Кому на Руси жить хорошо», используют кинематографический термин «монтаж». Монологи, исповеди, народные сцены, хоры, песни, отдельные реплики, внешне никак друг с другом не снизанные, образуют сложное полифоническое единство, подчиненное в конечном счете авторскому замыслу. Новаторство поэмы «Кому на Руси жить хорошо» проявлялось но всех компонентах текста, в том числе и в стихе поэмы, который сочетал фольклорные и литературные традиции. Этот стих давал иозможность передать своеобразие народного языка, монологи крестьянских ораторов, ярмарочное оживление, но в то же время и более сложную авторскую речь, пропагандистские выступления Гриши Добросклонова, его стихи.
В художественную систему поэмы органически включается мир устного народного творчества как воплощение вековой народной мудрости, помогающей лучше осмыслить богатства национального характера, его незаурядной нравственной силы, красоты и величия. Нет ни одного фольклорного жанра, который так или иначе не отразился бы в некрасовской поэме (волшебная и бытовая сказка, былины, песни, причитания, пословицы, поговорки, загадки). Но поэт использует богатейший фольклорный материал не слепо, не механически; он подчиняет его своему идейно-художественному заданию, порою переосмысляет те или -иные его мотивы и образы.
Историко-литературное значение центрального произведения Некрасова исключительно велико. Выработанные поэтом принципы изображения народной жизни, народных характеров, его художественные открытия оказались очень важными и для его современников, и для его наследников уже в литературе.
Источники
http://www.youtube.com/watch?v=nG-bgPx8UIo
http://www.youtube.com/watch?v=DymCNCCDtlw
http://prezentacii.com/literatura/1634-poema-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-horosho.html
http://uslide.ru/literatura/18406-poema-nanekrasova-komu-na-rusi-zhit-horosho.html
http://www.litrasoch.ru/xudozhestvennoe-svoeobrazie-poemy-komu-na-rusi-zhit-xorosho/
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.