10 класс. Литература. «Золотой век» русской культуры
10 класс. Литература. «Золотой век» русской культуры
Комментарии преподавателя
Когда же речь идет о русской культуре начала XIX века, то есть резон напомнить о том, что Герцен,
Александр Герцен (zakachkaprog-x.ga)
размышляя о своеобразии исторического пути русской культуры, который она прошла со времен Петровских преобразований до начала XIX века, со свойственной ему красотой выражений заметит, что на Петровский призыв к образованию через сто лет Россия ответит гением Пушкина. И в этом смысле, действительно, то, что мы называем «золотым веком» русской культуры, начинается с первых десятилетий XIX века и наиболее отчетливо, может быть, проявилось в завершенности ансамбля северной столицы, Петербурга. Именно в это время Петербург приобретает тот классический вид, который мы помним, в первую очередь, по Пушкинскому роману «Евгений Онегин». И действительно, архитектор Захаров
Андреян Захаров (domir.ru)
выстраивает здание адмиралтейства,от которого отходят центральные проспекты Петербурга.
Здание адмиралтейства в Петербурге (excursions.discovery)
О классическом веке в истории русской культуры, которую принято еще называть Петербургской частью её истории. И совсем не случайно. Ведь в центре событий окажется сам город Петербург с очень не большой историей, потому что его основание приходится на начало XVIII века. В строительстве Петербурга XVIII века преобладающим архитектурным стилем был стиль барокко. Так, выстраивается Петропавловский собор архитектором Трезини.
Петропавловский собор в Петербурге (skachat94.torrent-and)
Доменико Трезини (vnovostroike.ru)
Растрелли выстраивает Зимний дворец,
Зимний дворец в Петербурге (wallpaperscraft.ru)
Екатерининский дворец.
Екатерининский дворец в Петербурге (prousadbi.ru)
А вот к концу XVIII началу XIX века сама по себе идея России как империи начинает подчеркиваться утверждением другого архитектурного стиля – классицизма. И если в литературе русский классицизм наиболее ярко выразился в середине XVIII века, то в архитектуре и живописи наиболее значительных достижений этот стиль обнаружит именно в начале XIX века, с одной стороны. С другой стороны, он и завершит собою архитектурную организацию Петербурга. Действительно, в этом смысле есть резон напомнить о строительстве адмиралтейства, построенного архитектором Захаровым. Оно оказалось некой точкой, от которой лучами отходят в разные стороны основные проспекты Петербурга, и в первую очередь, Невский, где в первой четверти XIX века завершает его оформление Казанский собор,построенный архитектором Воронихиным,причем по модели Рима, в данном случае, по модели собора Петра,выстроенного Микеланджело.
Казанский собор в Петербурге (boombob.ru)
Андрей Воронихин (artinvestment.ru)
Собор Петра в Риме - otantravel.kz
Буонарроти Микеланджело (boy-bg.com)
И опять возникают античные, римские ассоциации. Конечно, особого разговора требует дооформление Васильевского острова
Васильевский остров в Петербурге (kudainfo.ru)
с постройкой на нем здания биржи, которая должна была уравновесить водные и островные пространства. Для этого выбирается все тот же античный греческий стиль: биржа выстраивается в стиле античного храма. И, наконец, особая тема – это творчество архитектора Карла Росси, у которого возникла удивительная возможность выстраивать не отдельные здания, как это было обычно, а выстраивать целые городские ансамбли, в стилях которых превалирует все тот же классицизм. Непременные портики, колонны, арки, непременные соразмерность, гармоничность архитектурных частей. Словом, то самое, что незаметным образом отражалось не только в архитектуре, а и в литературе. Потому что как раз в это время в формировании русского литературного поэтического языка будет превалировать именно эта тенденция: стремление к ясности, к гармоничной точности, завершенности. И в этом отношении мы действительно обнаруживаем примету этого классического направления, стиля.
Французский архитектор Тома де Томон выстраивает здание биржи в виде огромного античного храма.
Тома де Томон (diz-a-viz.ru)
Здание биржи в Петербурге (huets.ga)
Карл Росси выстраивает свои знаменитые ансамбли: Александрийский театр со знаменитой улицей Росси,Михайловский замок,здание Синода.
Карл Росси (nrfmir.ru)
Михайловский замок в Петербурге (etoretro.ru)
Здание Синода в Петербурге (oldsp.ru)
И все это будет архитектура, выстроенная в стиле классицизма, что заставляет вспомнить греко-римскую традицию. И в этом отношении, действительно, возникало ощущение того, что, как минимум, Петербург на глазах превращается в некое подобие Римской империи. Также есть резон напомнить, что одновременно это был не только город, связанный с имперской темой. Ведь с возможностью выстраивать не отдельные дома, а целые архитектурные ансамбли Петербург превращался в некое произведение искусств. И тогда возникала другая ассоциация: северные Афины, если иметь в виду Грецию как некий символ, связанный с темой искусства, философии, науки и культуры. Следует заметить, что созданная Академия художеств ориентировала и архитекторов, и художников на воссоздание классического стиля. Стоит вспомнить таких личностей, как Карл Брюллов, если иметь в виду создателей грандиозных по замыслу полотен: «Последний день Помпеи», «Явление Христа народу».
Академия художеств в Петербурге (html.hellopiter.ru)
Александр Иванов (sc.tverobr.ru)
«Последний день Помпеи» (historyframe.ru
Более скромных портретистов Ореста Кипренского, Василия Тропинина.
Орест Кипренский (liveinternet.ru)
Василий Тропинин (opisanie-kartin.ru)
---------------------------------------------------------
Если говорить о развитии живописи в эту эпоху «золотого века», то есть резон обратить внимание на грандиозность замыслов наших живописцев и культурную плотность. Потому что эти живописные замыслы оказывают свое влияние и смысловое давление на других авторов, писателей например. В этом смысле достойно отдельного замечания то, что выдающиеся шедевры, скажем, Карла Брюллова «Последний день Помпеи», это не только грандиозное само по себе полотно, выполненное в блестящей классицистической манере с точностью изображения, мастерством, необычайного свойства тонкостью. «Золотой век» является золотым не только потому, что авторы тут достигают максимального совершенства формы, но отличаются и глубиной замыслов. Так, глядя на это полотно, Гоголь задумывается над тем, что необходимо сегодняшнему писателю в качестве сюжета, идеи такого порядка, чтобы оно захватило собою всех. Потому что картина Брюллова сделана таким образом, что взорвавшийся Везувий приводит в ужас огромное количество народа. И этот самый страх, который одновременно сплачивает людей и заставляет их действовать как некую одну силу, оказался крайне важным для Гоголевского «Ревизора», ведь там нет любовной интриге, а всё завязано на страхе героев. А вот, например, картина Иванова «Явление Христа народу» несла в себе мистический оттенок, потому что при своей огромности зритель оказывался включенным в саму картину, и Христос как бы действительно шел к вам навстречу, что абсолютной аккомпанирует другой гениальной задумке Гоголя: «Мертвые души».
По замыслу автора, это была такая книга, которая должна была из нас всех «мертвых» душами сделать людей с душами «живыми». Поэтому грандиозность этих идей, которые возникают и у живописцев, и у писателей, в их взаимодействии является одной из особенностей «золотого века».
-------------------------------------------------------
А если иметь в виду музыкальную культуру, то невозможно не вспомнить гениальное творчество Михаила Глинки.
Михаил Глинка (derzava.com)
Когда мы смотрим на этот пласт русской культуры, связанной с архитектурой, живописью, то тут не просто ощутимы эти классицистические греко-римские традиции, они тут приобретают свой классический характер, завершая собою ту самую идею открытого окна в Европу, о которой мечтал Петр.
С другой стороны, легко заметить, что именно эти авторы, архитекторы в будущем будут восприниматься как создатели национальных стилей в том или ином виде искусства. И поэтому совсем не удивительно, что в 1825 году близкий друг Пушкина Петр Плетнев,
известный поэт, литературный критик, преподаватель русской словесности, ректор Петербургского университета, в одной из статей, опубликованных в альманахе Дельвига «Северные цветы», напишет небольшой обзор, связанный с развитием русской поэзии за последние десятилетия, припомнив творчество Жуковского, Батюшкова и завершив разговором о гениальном Пушкине, который, по мнению автора статьи, «первый поэт «золотого века» нашей словесности (если непременно надобно, чтобы каждая словесность имела свой «золотой век»)». Плетнев, конечно, имеет в виду тот самый «золотой век» римской литературы, поэтому в том окружении, в котором оказались Петербургские писатели и деятели культуры в начале XIX века, это ощущение близости к римской классической традиции золотого её века были вполне понятны и очевидны.
Василий Жуковский (fbciranians.org)
Константин Батюшков (mypresentation.ru)
А вот намного позже, уже в 30 годы XX века, в Париже русский поэт и эмигрант Николай Оцуп напишет статью, посвященную «серебряному веку» в истории русской культуры и литературы, в которой попытается обозначить грань, возникшую между «золотым» и «серебряным веком» литературы. Он оттолкнулся от мысли французского писателя и эссеиста Поля Валери, рассуждающего о своеобразии русской литературы XX века.
Николай Оцуп (all-pix.com)
Он был поражен огромным количеством талантов, которые удивительным образом просияли в XIX веке, имея в виду «вершинных» авторов и их «вершинные» достижения: Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Толстого, Достоевского.
Он сравнивал это чудо русского искусства с тем, что происходило когда-то в развитии античного театра, когда буквально за столетие три драматурга создали всю европейскую драматическую традицию. Он сравнивал эту эпоху с эпохой Возрождения, с её титанами. И вот Николай Оцуп, размышляя о том же, собирает в «золотой век» всю русскую литературу в её мировом контексте. Но обнаруживает границу, отделяющую XIX век от будущего модернистского XX где-то в 80-е годы XIX века. Таким образом, действительно, возникло более широкое представление о «золотом веке» русской литературы, которое включает в себя представление обо всей литературе XIX столетия.
В конце концов, можно говорить о том, сто существует узкое, более конкретное и исторически оправданное представление о «золотом веке», которое связанно с русской культурой и литературой первой четверти XIX века. То время, которое вошло в историю русской культуры как Пушкинское время. А это, с одной стороны, эпоха во многом выстраивающаяся как подведение итогов всего предшествующего XVIII века. А с другой стороны, она важна здесь как эпоха формирования национальных традиций, школ, потому что мы привычно называем Пушкина основоположником русского литературного языка и новой русской литературы. Мы традиционно называем Глинку, современника Пушкина, основоположником русской музыки основоположник национальной композиторской школы.
А вот когда этот «золотой век» понимается в расширительном смысле, то тогда, конечно, приходится вспомнить весь XIX век и включить туда не только Пушкинскую эпоху, но и Толстого, Достоевского, Чехова. И тогда становится понятно, что это своего рода итог «золотого века» в том отношении, что эта русская культура и литература приобретает характер звучания. Это уже не только национальные достижения, а выход русской культуры на мировую арену.
Последующая эпоха, эпоха Декаданса, эпоха модерна, кладет определенную границу между возникшей классической традицией XIX века и началом XX века.
С другой стороны, в узком смысле, поскольку все-таки речь идет о пушкинской эпохе, действительно впервые прозвучавшей золотой век русской словесности был в первую очередь связан с поэтами начала XIX века, и, если вспоминать Плетнева, речь идет о поэзиях Константина Батюшкова, Василия Жуковского, Александра Пушкина, то мы с некоторой очевидностью обнаруживаем определенного рода кольцевую композицию, связанную со странной вспышкой поэзии в начале XIX века с одной стороны и не менее странной по масштабу, по объему дарований, по количеству поэтов, которое как бы вдруг случится в конце XIX в начале XX века. В этом смысле «золотой» и «серебряный» века русской поэзии вполне симметрично укладываются в начало XX и в начало XX века, потому что в середине мы обнаружим русскую прозу, где действительно становление русского реализма в середине XIX века будет связано не сколько с поэзией, сколько с прозой. Хотя почти ровно в середине века (в середине 50-х годов) выйдут три сборника трех удивительных поэтов: это будет первый сборник Некрасова, это будет первый большой сборник Тютчева и сборник Фета.
И действительно, получается так, что эти три автора оказываются ровно в середине, между «золотым» поэтическим веком русской литературы и «серебряным». И они окажутся такими авторами, которые особенным образом соединят два этих поэтических века, два расцвета русской поэзии.
Есть резон напомнить, что, собственно, история русской поэзии черпает свои истоки с XVIII века. В 30-е годы XVIII столетия благодаря усилиям Ломоносова, Тредиаковского, чуть позже у Сумарокова возникнет особая система стихосложения: классическая, так называемая, силлабо-тоническая. А к концу XVIII века особого развития достигнет то, что принято называть «дворянской культурой». Причем тут речь идет не обязательно о каких-то высших ее проявлениях, а бытового уровня. Будет принято писать стихи, сочинять музыку, и не для того, чтобы это непременно публиковать или быть замечательными писателями. Это будет бытовая культура. Можно вспомнить «дамские альбомы», в которых кавалеры должны были непременно писать стихи дамам. И именно на такой фазе высококультурного дилетантизма могла вырасти та высочайшая поэтического стиха, которая сложится усилиями поэтов начала XIX века.
Василий Тредиаковский (russian7.ru)
Александр Сумароков (az.budclub.ru)
Источники
конспект http://interneturok.ru/ru/school/literatura/10-klass/literatura-pervoy-poloviny-xix-veka/zolotoy-vek-russkoy-kultury?seconds=0
http://www.youtube.com/watch?v=hSGc7rFzxpQ
http://www.youtube.com/watch?v=5_G483LtWWQ
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.