3 класс. Чтение. Прощание с летом. Э. Успенский "Дядя Федор, пес и кот" (главы).

3 класс. Чтение. Прощание с летом. Э. Успенский "Дядя Федор, пес и кот" (главы).

Комментарии преподавателя

Прощание с летом.

Э. Успенский "Дядя Федор, пес и кот" (главы).

- Видели ли вы мультфильм по сценарию Э. Успенского «Трое из Простоквашино»? Продолжение мультика вы помните? Что предла­гает папа Насте, когда она расстроилась, что продолжение мультфильма только завтра? (Прочитать продолжение в книге.)

 

http://img.darudar.org/s1024/01/00/6a/8b/6a8b073011ba6054e6ead211bfac46b5dd271ec6.jpg

Чтение глав из произведения Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».

  • Переверните страницу и прочитайте, как называется произведение Э. Успенского. («Дядя Фёдор, пёс и кот»)
  • Теперь мы можем догадаться, кто же эти «трое из Простокваши­но», и даже увидеть двоих из них на иллюстрации к тексту.
  • Почему художник изобразил мальчика на переднем плане, крупно? (Он главный герой. С него все началось.)
  • Мы будем читать главы из сказочной повести. Она больше, чем рассказ; делится на главы, а главы на части; охватывает большой про­межуток времени, в ней много героев. Пролистайте, сколько глав мы прочитаем? (Две.)
  • А почему повесть сказочная? (Герои-животные разговаривают, совершают необычные поступки и т.д.)
  • С начала ли будем мы читать эту повесть? (Нет, со второй главы.)

Чтение учителем первой главы повести («Дядя Фёдор»).

У одних родителей мальчик был. Звали его дядя Фёдор. Потому что он был очень серьёзный и самостоятельный. Он в четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил. В общем, он был очень хороший мальчик. И родители были хорошие — папа и мама.

И всё было бы хорошо, только мама его зверей не любила. Особенно всяких кошек. А дядя Фёдор зверей любил, и у него с мамой всегда были разные споры.

А однажды было так. Идёт себе дядя Фёдор по лестнице и бутерброд ест. Видит, на окне кот сидит. 

Но мама была категорически  против того, чтобы в доме жил кот. Поэтому однажды, когда:

Утром папа с мамой на работу ушли. Дядя Фёдор проснулся, сварил себе каши, позавтракал с котом и стал письмо писать.

«Дорогие мои родители! Папа и мама!

Я вас очень люблю. И зверей я очень люблю. И этого кота тоже. А вы мне не разрешаете его заводить. Велите из дома прогнать. А это неправильно. Я уезжаю в деревню и буду там жить. Вы за меня не беспокойтесь. Я не пропаду. Я всё умею делать и буду вам писать. А в школу мне ещё не скоро. Только на будущий год.

До свиданья. Ваш сын — дядя Фёдор».

Он положил это письмо в свой собственный почтовый ящик, взял рюкзак и кота в сумке и пошёл на автобусную остановку.

Вопросы после чтения:

  • Почему же мальчика прозвали дядя Фёдор? Докажите, что он дей­ствительно поступает, как взрослый. (Потому что он был очень серьёзный и самостоятельный. Он в четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил. )
  • Что ещё вы узнали о дяде Фёдоре из первой главы? (Ему на сле­дующий год в школу, значит, ему скоро 7 лет. Очень добрый, любит животных, ответственный и настойчивый, упрямый.)
  • Какое событие изменило жизнь дяди Фёдора? Как кот оказался в подъезде? (...Кот отвечает:  — Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне всё видно. Кто хороший и кто плохой. Только сейчас мой чердак ремонтируют, и мне жить негде. А потом и вовсе могут дверь запереть.)
  • Чем закончилась первая глава? (...Он положил это письмо в свой собственный почтовый ящик, взял рюкзак и кота в сумке и пошёл на автобусную остановку.)

Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение главы 2.

- Что сказочного вы увидели в этой главе? А чем она на сказку не похожа? (Герои-животные разговаривают, совершают необычные поступки и т.д.)

Озаглавливание частей главы

Возможный вариант:

  1. Серьёзная фамилия - Матроскин.
  2. Пёс Шарик.
  3. Лучший дом выбрали!

Чтение главы 3.

Обсуждение заглавия («Новые заботы»), прогнозирование содержания:

- Предположите, о чём будет говориться в этой главе.

http://vseskazki.su/images/eduard-uspenski/dyadya-fjodor-pjos-i-kot/dyadya-fjodor-pjos-i-kot-4.jpg

Чем на самом деле занимались герои повести ? (На другое утро дядя Фёдор, пёс и кот дом в порядок приводили. Паутину сметали, мусор выносили, печку чистили. Особенно кот старался: он чистоту любил. Он с тряпкой на все шкафы, под все диваны залезал. Дом и так был не очень грязненький, а тут совсем заблестел.)

Какую особенность авторского языка вы заметили? (Яркая, не­обычная речь героев, непривычные, остроумные пояснения автора, вся повесть состоит из простых коротеньких предложений, так говорят дети.)

Вспомните, что говорит о сказках народная мудрость. (Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Сказка мудростью богата.)

Эта сказка хоть и современная, но в ней немало уроков жизни.
Давайте попробуем поразмышлять, что полезного можно взять для себя из прочитанного. (Дружба помогает преодолевать все трудности. Животные –

настоящие друзья человека, их нужно защищать. Нужно постараться, чтобы дети и родители друг друга понимали. Бутер­брод надо колбасой на язык класть - так вкуснее. Мыться нужно обя­зательно с мылом, иначе это просто намокание. Необходимо быть внимательными друг к другу.)

О полюбившемся вам дяде-мальчике и его друзьях написана не одна книга. Есть ещё «Каникулы в Простоквашино», «Тётя дяди Фёдора» и даже «Любимая девочка дяди Фёдора». Если вам захочется встретить­ся с героями Э. Успенского и поговорить с автором через его произведе­ния, непременно прочитайте его повести.

«Мне кажется, в моих книжках есть витамин жизни». Эдуард Николаевич Успенский

http://5klass.net/datas/literatura/CHeburashka-Uspenskogo/0016-016-Knigi-Eduarda-Uspenskogo.jpg

 

              http://slidepedia.net/u/storage/ppt_6024/177f8-1393664702-06.jpg

Успенский Эдуард Николаевич (р. 1937), писатель.

Родился 22 декабря в Егорьевске Московской области. Окончив школу, поступил в Московский авиационный институт. В студенческие годы начинает заниматься литературным творчеством, печатается с 1960. Институт окончил в 1961. 
Получил широкую известность как автор детских книжек: "Крокодил Гена и его друзья" (1966), "Вниз по волшебной реке" (1972) и др. Огромную популярность приобретают его пьесы, написанные совместно с Р.Качановым, - "Чебурашка и его друзья" (1970); "Наследство Бахрама" (1973); "Отпуск крокодила Гены"(1974) и др. Образы придуманных им Чебурашки, крокодила Гены и др. героев любят дети нескольких поколений. В 1976 вышел сборник стихов "Все в порядке". В 1980 - 90 публикует серию замечательных детских книжек: "Каникулы в Простоквашино", "Дядя Федор, пес и кот", "Колобок идет по следу", "Разноцветная семейка", "Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)", "Лекции профессора Чайникова (занимательный учебник по радиотехнике)" выходит в 1994. 
По многим книжкам Успенского сняты мультфильмы, пользующиеся большой популярностью у детей и взрослых. 
В последние годы в организованном им издательстве "Самовар" публикуются его новые книги.

Итоги

Кто понравился больше всего? Чему учит эта повесть? 

Быть дружными и доверять друг другу. Друга уважают не за внешние данные, а за душевные качества. А также учит быть самостоятельным. Эта сказка повесть учит   любить животных. Эта весёлая и добрая книга о верности и об умении дружить. В ней развита тема преодоления одиночества.

ИСТОЧНИК

http://collection.edu.yar.ru/catalog/rubr/d4f88a62-4f9c-473e-a506-f2c0ba180137/100075/?

http://vsekratko.ru/biography/uspenskij_e.n/

http://www.youtube.com/watch?v=Fo5OVbaVV1U

http://www.youtube.com/watch?v=tiHya25ceSY

https://www.youtube.com/watch?v=wNTM5sYETqc

http://cs1-21v4.vk-cdn.net/p12/307b7cb5ef7144.mp3?

http://viki.rdf.ru/media/upload/files/yroc_chtenie_3_IrinaRuabova.rar

http://v.5klass.net/zip/e99da33b5c03a0e572688b94bf7249b6.zip

http://altapress.ru/kultpohod/image/get/id/3033/size/large?rev=1

 

Файлы