3 класс. Чтение. Летние путешествия и приключения. С. Голицин «Сорок изыскателей».
3 класс. Чтение. Летние путешествия и приключения. С. Голицин «Сорок изыскателей».
Комментарии преподавателя
С. Голицин «Сорок изыскателей»
Работа с текстом до чтения.
– Попробуем определить до начала чтения, какое по жанру произведение перед нами. Знаком ли вам автор – Сергей Голицын? Перелистайте страницы. (Это повесть, так как делится на главы, главы разделены на части. Мы будем читать три главы.)
– А теперь самостоятельно прочитайте название повести, названия представленных глав, рассмотрите иллюстрации и попробуйте завязать диалог с автором.
Возможные вопросы:
– Можем ли мы сразу сказать, какова основная тема повести? (Она о приключении, о каком-нибудь путешествии.)
– Кого изобразил художник на 1-й иллюстрации? О чём рассказывает эта иллюстрация?
– Что могло так заинтересовать героя (героев)?
– Можно ли предположить, какие события произойдут?
– Прочитайте ещё раз название повести. Какую информацию оно в себе таит? («Сорок изыскателей». Сорок – это количество. А вот кто такие изыскатели?)
– Попробуйте догадаться о смысле этого слова, подбирая однокоренные слова. (Изыскатель – искатель, искать, поиск, выискивать.)
Обратимся к Толковому словарю Даля: изыскивать – старательно искать и находить; разыскивать, доходить до чего-то опытом и соображением. Изыскатель – тот, кто разыскивает что-либо.
На все вопросы ответить может только сам автор и его произведение.
Начнём читать первую главу. Она называется…(Какие роковые последствия произошли из-за непродуманной подмазки сковороды)
– Уже с первых строчек Сергей Голицын заинтриговал нас. Что это за роковые последствия? (Рок – судьба, участь, что-то неминуемое. Роковые последствия – тяжёлые последствия.)
– Для чего нужно было подмазывать (смазывать) сковороду, да ещё при этом почему следовало это делать продуманно? Все разгадки в тексте!
(Тогда наш библиотекарь начертил, как пройти от базарной площади к тому дому. Я этот план как зеницу ока берёг в одной книге. Сейчас я нашёл эту книгу, перелистал её - плана нет. Я спросил Розу. И что же выяснилось? Тогда, перед моим днём рождения, она решила провести генеральную уборку, стала вытирать пыль на книжных полках, а после уборки затеяла печь блины. И такое несчастье, такое несчастье! Она накрутила этот драгоценный документ на палочку для подмазки сковороды. Только одно сохранилось в моей памяти: тот дом стоит на одной из окраин города, но на какой окраине, восточной или западной, северной или южной, простите, позабыл.)
– Все погибло! – простонал Тычинка и упал в кресло.
Я дал ему валерьянки.
– Расскажите, что случилось?
– Возьму себя в руки и попробую вам рассказать все подробности.
- Чем заканчивается первая глава повести? («А ведь поиски портрета, – подумал я, – тоже очень заманчивое и самое настоящее изыскательское занятие». – Уважаемый Иван Иванович, успокойтесь, пожалуйста. Обещаю вам сделать все возможное и все невозможное и попытаться таинственный портрет разыскать даже и без вашего плана, – торжественно произнес я.)
Автор повести и рассказчик.
Книга “Сорок изыскателей” - первая повесть писателя Сергея Голицына.. В интереснейший поход по Владимировской области отправился С.Голицын с ребятами из интерната за берестяными рукописями. И появилась повесть “За березовыми книгами".
http://izlov.ru/tw_files2/urls_1/11/d-10560/10560_html_9aabcc6.png
Голицын Сергей Михайлович - русский советский писатель, инженер-топограф, военный строитель, участник ВОВ. (1909-1989)
Сергей Голицын родился 1 (14) марта 1909 года. Ещё в детстве, под впечатлением прочитанных книг, Сергей Голицын захотел стать писателем. После окончания школы, в 1927 году, он поступил на Высшие литературные курсы. Первые детские рассказы Голицына начали публиковаться в 1930-х годах в детских журналах «Чиж», «Мурзилка».
Однако сразу стать профессиональным писателем Сергею Голицыну не удалось. В тридцатых годах он стал работать топографом, принимал участие в строительстве канала им. Москвы. В 1941 году, 3 июля, Сергей Голицын был мобилизован. В качестве топографа в составе строительных частей он прошёл боевой путь до Берлина и был демобилизован только в 1946 году. Был награждён орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы» и др.
После войны Сергей Голицын работал инженером-геодезистом в Государственном проектном институте.
С 1959 года Сергей Голицын стал профессиональным писателем. Популярностью пользовались его детские книги о жизни советских пионеров: «Сорок изыскателей», «Городок сорванцов», «Полотняный городок» и другие; историко-краеведческие книги «Сказание о белых камнях» и «Сказание о земле Московской». Писал Сергей Голицын и исторические книги для детей «Ладьи плывут на север», «До самого синего Дона» и др. В шестидесятых — семидесятых годах Голицын написал несколько биографий художников.
В последние годы жизни писатель работал над биографической книгой «Записки уцелевшего». Издана она была только после его смерти, в 1990 году.
Награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями “За боевые заслуги”, “За оборону Москвы” и др.
Сергей Голицын скончался 7 ноября 1989 года от обширного инфаркта.
Итоги занятия:
- перелистали страницы книги С.Голицына "Сорок изыскателей;
- рассмотрели и прокомментировали иллюстрации;
- познакомились с биографией писателя;
- прочитали первую главу повести и выяснили, что из-за непродуманной подмазки сковороды могут произойти роковые последствия.
ИСТОЧНИК
http://doc4web.ru/uploads/files/96/1e4b96df593354b42883c3bb26cedce1.doc
http://www.youtube.com/watch?v=DJJvNaV2pSA
http://www.youtube.com/watch?v=k79E2EnUGl4
http://www.youtube.com/watch?v=Hr_jRda-iDA
http://s2.gallery.aystatic.by/650/273/522/5010/5010522273_0.jpg
http://modernlib.ru/books/golicin_sergey_mihaylovich/sorok_iziskateley/read
http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/10/28/priklyucheniya_izyskateley.pptx
http://5ballov.qip.ru/biographies/bio-na-bukvu-G/golitsyin-s-m/variant-0/
http://modernlib.ru/books/golicin_sergey_mihaylovich/sorok_iziskateley/read