3 класс. Чтение. Летние путешествия и приключения. С. Голицин «Сорок изыскателей».
3 класс. Чтение. Летние путешествия и приключения. С. Голицин «Сорок изыскателей».
Комментарии преподавателя
Летние приключения и путешествия.
С. Голицын «Сорок изыскателей». Глава четвёртая «Первые неприятности, первые трудности».
Какие они - настоящие изыскатели ?
Вспомним, что такое путешествия и приключения.
Путешествовать |
Быть в пути, в дороге, идти или ехать в даль
|
Путешествие |
Странствование, ходьба или езда по чужим местам |
Путешественник |
Тот, кто находится в пути, много ездит или ходит. |
С какой целью люди отправляются в путешествия?
Каким может быть путешествие?
А как вы думаете кто самый большой любитель путешествия?
Какое произведение о путешествиях мы начали изучать?
Чем привлекло ваше внимание это произведение?
Прочитайте понравившиеся фрагменты. Объясните, почему выбрали именно этот фрагмент.
Работа с текстом до чтения.
- Всегда ли путешествие, поход - только приятное, увлекательное занятие? (Нет, очень часто оно опасное, на пути встречаются преграды, нужно преодолевать трудности.)
- Тогда какие качества человека особенно ценятся в походе? (Знания, смелость, трудолюбие, взаимовыручка, смекалка и т.д.)
- Вы дочитывали дома главу 4-ю. Какие же первые трудности и неприятности поджидали наших героев? (Доктор расстроен: ему придется рассказывать о своих «путешествиях»; надо самим готовить обед; Соня и Галя забыли ложки; гроза ночью в лесу.)
Работа с текстом во время чтения.
Выборочное перечитывание главы 4-й.
Цель работы: понаблюдать за героями, за тем, как они себя ведут в разных ситуациях, и решить, кого из них можно назвать настоящими изыскателями.
Строем шли только по городским улицам, а как вышли на огороды, мальчики прибавили шагу и стали быстро от нас удаляться.
Магдалина Харитоновна кричала, размахивала руками, попыталась было догнать скороходов, но не сумела.
– Всегда они так! – обиженно искала она у меня сочувствия. – В «Справочнике туриста» ясно указано: идти ровным, размеренным шагом, а видите, как они понеслись, и притом пружинящей походкой, которая строжайше воспрещена.
- Как видим, мальчики, невзирая на все «не», уже что-то задумали. Что же? Читаем дальше.
Я понял мальчишечью тактику: сперва они шли очень быстро, чуть не бегом, потом садились на травку и заводили рассказы о капитане Немо, о трех мушкетерах, о Дерсу Узала, о Валерии Чкалове, о космонавтах и о многих других замечательных людях и изыскателях. Как только Магдалина Харитоновна к ним приближалась, они вскакивали и вновь исчезали за поворотом дороги.
- Что такое тактика? (Средства и приемы достижения цели.)
- Почему бы им просто не говорить обо всем этом на ходу? (Нет, в этом вся прелесть, весь секрет вести мужские разговоры обстоятельно, важно, без девчонок и взрослых.)
Обратите внимание: ребята обсуждают книги об изыскателях.
Чтение 3-й части.
Витя Большой вразвалку пошел мне навстречу.
– Товарищ доктор, мальчишки хотят ваши рассказы послушать, – решительно сказал он и нахмурил свои густые брови.
– И девочки тоже, – вставила Галя.
– Сперва о полярных путешествиях, – обрадовался один из близнецов.
– А потом о жарких странах, – подхватил другой.
Я беспомощно оглянулся. Я был в плену. За мной наблюдало множество любознательных глаз. Даже Магдалина Харитоновна прищурилась и ждала. Только Соня, стоя сзади всех, разинув рот поглядывала на меня. Ей-то было отлично известно, что дальше подмосковных дач я никогда никуда не выезжал.
– Знаете, разговор на ходу, – начал я, заикаясь, – несколько неблагоприятно действует на дыхательные пути.
– Дети, ну нельзя так назойливо, – поддержала меня милейшая Магдалина Харитоновна. – Вот устроимся на ночлег, тогда у костра…
Настроение мое было сразу испорчено. Теперь я плелся позади всех, понурив голову, силясь припомнить, что я читал в раннем детстве о знаменитых путешественниках.
Обратите внимание на ситуацию: растерянность доктора, снисходительность Магдалины Харитоновны. Почему?
Чтение 4-й части. Мотивация к чтению:
- Вот и первая остановка на отдых. Вы помните, как ребята распределяли обязанности между собой. Теперь настало время проявить свои способности и показать свои знания. Важной особенностью приключенческого жанра является познавательность, любое дело - даже кашу сварить - нужно делать с умом. Понаблюдаем за изыскателями и попробуем найти практические советы тем, кто отправляется в поход.
– Пионеротряд желает выслушать ваш доклад о путешествиях, – твердо сказал Витя Большой, подойдя ко мне.
– Айдате к костру, – затеребили меня оба близнеца.
И вот меня уже подхватили, поволокли под руки. Я еле переступал ногами и шел, словно к зубному врачу.
Работа с текстом после чтения.
Беседа.
- Какие же секреты походной жизни вы обнаружили? (Располагаться нужно только возле источника воды. Для костра необходимы сухие ветки. Чтобы приготовить еду, нужно забить две рогатки и подвесить ведра на перекинутой палке. Кашу можно варить аргентинским способом. Чайную заварку можно приготовить из ежевичных и малиновых листьев. Червей лучше запасти еще дома...)
- А как вы думаете, откуда у наших героев такие познания? (Вычитывают в книгах, как Витя Большой, общаются со взрослыми, смотрят передачи и т.д.)
- О ком из ребят вам хочется сказать, что в них вас порадовало или огорчило? (Появилась Люся - она, наверное, вожатая отряда, потому что всегда командует. Но ее уважают, хотя Витю она обидела. Могла бы по-другому объяснить. Близнецы просто молодцы, настоящие специалисты, и умеют дружить. А Витя Большой - настоящий Знайка! Вот только обиделся зря: в походе лучше не экспериментировать... Огорчил Индюшонок, он снова без дела, гуляет руки в брюки, всем недоволен, критикует. Критиковать - осуждать, указывать на недостатки.)
Самостоятельная работа
«Узнай героя»
а) У нее голубые глаза, крошечный чуть вздернутый носик, учится на четверки, любит покушать. Когда сидит за уроками, от усердия высовывает язык. Она одна была одета не по-походному. Она общительна и весела. Умеет хранить секреты и хочет стать настоящим изыскателем. Напрасно кое-кто записывал ее в тюфяки. (Соня.)
б) Этот любопытный высокий мальчик воодушевил ребят на поиски портрета, он серьезный и важный, любит читать, его каша по-аргентински наверняка была бы вкусной, но девчонки всему помехой, потому-то
он их недолюбливает. (Витя Большой.)
в) Ее сравнивают с гордой красавицей. Она хрупкая, с огромными задумчивыми глазами и большим белым капроновым бантом на затылке.
(Галя.)
г) Это юркий, с облупившимся носом, костлявый, самый маленькийтурист. Он очень любит задавать невероятные вопросы, но, к счастью,не требует на них ответа. Ему разрешили понести настоящий геологический рюкзак, но даже это не мешало ему мчаться за бабочкой илилезть в болото. (Перец.)
д) Об этих парнях нельзя говорить отдельно, они самые ловкие, самые быстроногие, черноволосые и черноглазые. Они легко могут разжечь костер и покажут себя настоящими рыцарями. А что до ссоры - то это
ненадолго. (Женя и Гена - близнецы.)
Итоги.
Как вы думаете, для чего С. Голицын написал свою повесть? Только ли она для детей? Какие главные мысли вы можете выделить?
(Каждый, если постараться, может стать изыскателем. Взрослыедолжны дружить с детьми, доверять им, уважать. Люди должны помогать друг другу. Призывает детей сохранять прекрасное, учит
жизни, самостоятельности. Показывает, как много можно взять из книг...)
Мы продолжили работу по формированию читательских способностей, умению вести диалог с автором.
ИСТОЧНИК
http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/09/07/liter_chtenie_3kl_1.doc
http://fs01.metod-kopilka.ru/files/2014/11/19/sorok_izys_1416402832.pptx
http://kurkovasm.ucoz.ru/_ld/1/165_tayna_portreta_.ppt
http://cs613620.vk.me/u62947333/audios/a5ae4a94e27e.mp3?