3 класс. Чтение. Летние путешествия и приключения. И.Дик «В дебрях Кара-Бумбы». Глава "Удар сабли".

3 класс. Чтение. Летние путешествия и приключения. И.Дик «В дебрях Кара-Бумбы». Глава "Удар сабли".

Комментарии преподавателя

Летние путешествия и приключения.

И.Дик «В дебрях Кара-Бумбы». Глава "Удар сабли".  (чтение 1-5-й части главы первой)

Введение

- Я приветствую вас –

Следопыты, мечтатели.

Вас – туристы отважные,

«пионеры» дорог.

Обращаюсь я к вам –

Пилигримы, искатели,

Путешествий любители,

Те, кто мчит за порог.

Если трудный поход для тебя не проблема,

Если ты – изыскатель и рвешься вперед –

Встреча с новым писателем ждет непременно,

Радость новых открытий наш урок принесет.

- Кто услышал и может назвать слова-синонимы к слову искатель в этом приветствии? (Следопыты, туристы, пилигримы, путешественники, «пионеры» дорог)

- С каким словом кто-то встретился впервые, и оно оказалось непонятным? (Пилигримы – странники)

- Из   приветствия вы поняли, что мы продолжаем работу по разделу «Летние путешествия и приключения».

- Но прежде повторим те практические советы, которые вы записали в «Записную книжку туриста»:

  1. Располагаться нужно только возле источника воды.
  2. Для костра необходимы сухие ветки.
  3. Чтобы приготовить еду, нужно забить две рогатки и подвесить ведра на перекинутой палке.
  4. Кашу можно варить аргентинским способом.
  5. Чайную заварку можно приготовить из ежевичных и малиновых листьев.
  6. Червей лучше запасти еще дома.
  7. Как из раковин смастерить ложку.
  8. Как запечь обмазанную глиной рыбу.
  9. Нельзя прятаться во время грозы под высокими деревьями.

Чтение авторского текста. Знакомство с понятием «фрагмент».

- Что такое фрагмент? (Фрагме́нт, латынь,  fragmentum — обломок, кусок, осколок — какая-либо часть целого, отрывок текста, художественного, музыкального и т.п. произведения.)

- Какие слова вы использовали ранее вместо слова фрагмент? (отрывок, часть текста)

Чтение глав из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы».

Работа с текстом до чтения.

Рано утром, пока утомлённые мама и бабушка спали, Настя с папой, прихватив два лёгких рюк­зачка, тихо вышли из дома. Только в электричке они перевели дух. Фу...   Прямо  как  в  книжке  «В дебрях  Кара-Бумбы»!  - засмеялся папа.  В  каких дебрях? - переспросила Настя. - Так  называется  повесть  Иосифа  Дика,   фраг­мент из неё есть в твоей книжке для  чтения.  Кара-Бумбой герои назвали лес,  в котором жили. - Папа,  а что такое фрагмент? - Это   небольшая   часть  рассказа   или   повести, несколько страниц или гпав. Твоя  книжка  не  мо­жет вместить повесть целиком, но ты можешь по­знакомиться  с  её  героями  и,   если  книга  тебя  за­интересует,  прочесть её всю.

- Мы только что были свидетелями разговора Насти и ее папы.   Прочитаем название книги и фамилию автора.  «В дебрях Кара-Бумбы», Иосиф Дик)

- Будем ли мы читать повесть целиком? Перелистайте страницу. (Нет, только фрагменты, одну главу.)

Работа с заглавием.

 

                      http://www.biblus.ru/pics/e/1/1/1000796406.jpg

- О чем же повесть «В дебрях Кара-Бумбы»? Что об этом говорит папа? Слово дебри уже знакомо. (Вдали от города, в лесном шалаше, друзья-подростки ведут образ жизни робинзонов, отказавшись от всех благ цивилизации. Кара-Бумбой герои назвали лес,  в котором жили.)

- Можно ли узнать из заглавия, кто герой этой повести? К чему следует нам обратиться? (К иллюстрациям.)

- Рассмотрите внимательно иллюстрации на странице 44 и 46, попробуйте предположить, кто герои повести, как развивается действие.

(...В этот вечер Тина Львовна слово «нет» произнесла, наверно, раз пятьсот. И чего мы ей только не обещали! И что поедем в деревню всего лишь на два дня, и что привезем оттуда цветов, березовый веник, свежих ягод…Мы говорили, что в городе можно подохнуть со скуки, что все пионеры должны быть самостоятельными, что они должны любить и понимать природу, что они должны уметь разжигать костер… А где нам разжигать этот костер? В комнате на полу?....)

(...Тина Львовна кинулась к телефону. Я заволновался: а вдруг все раскроется? – Наталь Петровна, - сказала в трубку Лешкина мать, - это правда, что вы… Что? У вас котлеты горят? Хорошо, я попозже позвоню.
   – Ну что? - сказал я победно. - Сами слышали - уже котлеты горят!..)

Чтение ключевых слов в тетради на странице 5  № 3.

Мы с Лешкой

остались в городе

терпение лопнуло

план поездки

уговоры

обещания

жесткие условия

электричка

свобода от пап и мам

река Ока

геолог Владимир Сергеевич

отличная жизнь

остаемся

срочная телеграмма

- Подтвердились ли ваши первоначальные предположения? Что вы можете добавить?

- Прочитайте название первой главы. (УДАР САБЛИ )

- Что такое сабля? (Са́бля — рубяще-режущее и колюще-режущее клинковое холодное оружие.)

                              http://kazgmz.ru/upload/resize_cache/iblock/eac/

Чтение первой части .

- Вопросы после чтения:

1)  От лица кого ведется повествование? (От лица мальчика-рассказчика)

2) Кто еще является героем в этой части?

3) С каким чувством ехали ребята в свое первое самостоятельное путешествие? Подтвердите словами из текста. (Всю дорогу мы с Лешкой ехали в тамбуре и то и дело высовывались из вагона. Мы были счастливы. На рельсовых изгибах мы с восторгом оглядывали всю нашу электричку, которая, иногда тоненько посвистывая, отчаянно неслась среди полей и мелколесья.)

Чтение второй части   по смысловым частям  с попутными комментариями.

1-й абзац.

- Раньше при переходе из класса в класс ученики сдавали экзамены. Причина, по которой наши герои остались в городе, нам ясна. (В то лето, когда все ребята с нашего двора после экзаменов разъехались по лагерям и деревням, мы с Лешкой остались в Городе. Вышло так, что у Лешки заболел отец и слег в больницу, а у моей мамы на дачу денег не было.)

2-й абзац.

- Какой вывод можно сделать о взаимоотношениях мальчиков? (Они дружили с детства).

3-й абзац.

- Что означает слово крепились? (Мирились с положением, находили в себе силы терпеть непривычное время препровождение).

Вопросы после чтения:

- Где и как друзья обычно проводили лето? (Обычно наши семьи - уж который год подряд! - уезжали за сто километров от Москвы под Коломну, В небольшую деревеньку, расположенную неподалеку от Оки, и там жили до конца августа.)

- Почему им хотелось попасть на реку? ( ...Но когда однажды Лешка вытащил из пруда на своей спине две черные пиявки, терпение мое лопнуло. – А знаешь, - сказал я, - а ну его ко всем собакам, этот пруд! Давай завтра махнем на Оку! Встретим Зойку, покупаемся!...)

http://proxy.coollib.net/i/30/194730/i_041.png

Чтение третьей части.

Вопрос после чтения:

- Какую хитрость придумали мальчики, чтобы получить разрешение родителей на самостоятельное путешествие? ( Каждый сказал своей маме, что второго отпускают)

Чтение четвертой части. Найти ответы на вопросы:

- Как удалось убедить Тину Львовну? (...Наконец мы показали Тине Львовне газету, в которой была напечатана статья о перестройке школьных программ и о связи школы с жизнью. Но Тина Львовна стояла на своем непоколебимо. Однако чем больше она отказывала в разрешении, тем больше мы наседали. Эта баталия продолжалась часа два-три. И наконец мы взяли измором. Тина Львовна устало махнула рукой и… согласилась.)

- Какие условия она поставила? (...Ее условия были такие: «Ладно, я вас отпускаю, но из окон поезда не высовываться, к Оке не подходить, в лес не ходить и вообще быть только около прошлогодней дачи». Может быть, она, Тина Львовна, приедет за нами. Условия были жесткими, но мы их приняли...)

Игра «Скажи по-другому».

- Отыщите в тексте слова и выражения:

1) Тину Львовну нельзя было переубедить, она была тверда. (Стояла на своем непоколебимо).

2) Тем мы были напористее, еще сильнее уговаривали. (Тем больше мы наседали).

3) Эта война кто-кого победит продолжалась часа два-три. (Эта баталия продолжалась часа два-три).

4) У нее не было больше сил, мы победили. (Наконец мы взяли измором).

5) Условия были очень тяжелые, как приказ, почти невыполнимые, но мы согласились. (Условия были жесткие, но мы их приняли).

Нахождение ключевых фраз четвертой части.

- Попробуйте отыскать ключевые фразы, которые послужат планом четвертой части.

1) И что мы ей только не обещали!

2) И наконец мы взяли измором.

3) Условия были жесткие, но мы их приняли.

Вдумчивое чтение пятой главы.

Вопрос после чтения:

- В чем особенность этой главы? (Здесь дано описание того места, куда приехали мальчики.)

- Попробуйте передать ощущения детей, которые оказались наедине с природой. (Это были блаженные минуты. Они были счастливы.)

- Автор в рассказе мальчика показывает красоту природы. ( Он видит необыкновенное, притягивающее в самом простом.

Использует эпитеты: плавный, величавый полет чайки;

сравнения: вода, будто потемневшее зеркало;

олицетворения: оглушила тишина, примостилась березка.)

Проблемный вопрос.

Вопрос для самых внимательных читателей. Кто заметил особенность  композиции (построения) этой главы, тех ее частей, которые мы прочитали? (Первая часть должна быть вместо пятой по ходу действия).

- Как вы думаете, почему автор нарушает последовательность событий? (Он начинает свою повесть с детской радости, с победы мальчишек и уже потом рассказывает, как это все произошло. Сразу же возникает интерес к героям повести.)

  Итоги  

- Мы прочитали начало повести. Хочется ли читать дальше? Почему?

- С каким словом мы сегодня познакомились? (Фрагмент). 

- Учились  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

ИСТОЧНИК

http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/10/27/urok_po_chteniyu_0.doc

http://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/liter/3-klass/file/1716-i-dik-v-debryakh-kara-bumby.html

http://www.youtube.com/watch?v=xCZNbHugzFo

http://www.e-reading.mobi/chapter.php/81792/1/Dik_-_V_debryah_Kara-Bumby.html

https://yadi.sk/i/4o2pprLfef6ti

http://dbszao.ucoz.ru/load/3-1-0-11

http://kuglib.ru/load/interesnoe/literaturnye_imena/iosif_dik_detskij_pisatel_k_90_letiju_so_dnja_rozhdenija/10-1-0-842

 

 

 

 

Файлы