Внутренняя и внешняя политика России во второй половине 19 в. История России. 11 класс.

Внутренняя и внешняя политика России во второй половине 19 в. История России. 11 класс.

Комментарии преподавателя

Алек­сандр II: че­ло­век и по­ли­тик

Бу­ду­щий им­пе­ра­тор Алек­сандр II ро­дил­ся 17 ап­ре­ля 1818 г. и был пер­вен­цем в семье Ни­ко­лая Iи его су­пру­ги Алек­сан­дры Фе­до­ров­ны. По­это­му с мла­дых ног­тей его стали все­сто­ронне го­то­вить к за­ня­тию пре­сто­ла и окру­жи­ли бле­стя­щи­ми на­став­ни­ка­ми и учи­те­ля­ми. Его вос­пи­та­те­лем был на­зна­чен ге­не­рал-адъ­ютант К.К. Медер, глав­ным на­став­ни­ком стал В.А. Жу­ков­ский, а учи­те­ля­ми стали вид­ные рус­ские уче­ные и го­су­дар­ствен­ные де­я­те­ли М. Спе­ран­ский, К. Ка­ве­лин, Е. Кан­крин,Ф. Бру­нов и дру­гие.

По сви­де­тель­ству со­вре­мен­ни­ков, как лич­ность Алек­сандр был го­раз­до при­вле­ка­тель­нее сво­е­го отца – умнее, об­ра­зо­ван­нее, мягче и сдер­жан­нее ха­рак­те­ром. Од­на­ко, в от­ли­чие от силь­ной и во­ле­вой на­ту­ры отца, Алек­сандр II был чрез­вы­чай­но из­мен­чив и с го­да­ми со­хра­нил эту неустой­чи­вость на­ту­ры и в лич­ной, и в го­су­дар­ствен­ной жизни.

Сцена купли-продажи крестьян

Рис. 1. Сцена куп­ли-про­да­жи кре­стьян

Свое об­ра­зо­ва­ние Алек­сандр за­вер­шил в 1837–1839 гг. дли­тель­ной по­езд­кой по 29 гу­бер­ни­ям Ев­ро­пей­ской Рос­сии и За­пад­ной Си­би­ри и прак­ти­че­ски всем стра­нам За­пад­ной Ев­ро­пы. После воз­вра­ще­ния в Рос­сию Ни­ко­лай I стал ак­тив­но при­вле­кать сво­е­го стар­ше­го сына к уча­стию в го­су­дар­ствен­ных делах. В на­ча­ле1840-х гг. це­са­ре­вич стал чле­ном Го­су­дар­ствен­но­го Со­ве­та, Се­на­та и Си­но­да, а затем, в 1846–1848 гг., в ка­че­стве пред­се­да­те­ля воз­гла­вил ра­бо­ту Сек­рет­ных Ко­ми­те­тов по кре­стьян­ско­му во­про­су. Од­но­вре­мен­но с этим на­след­ник пре­сто­ла был на­зна­чен на выс­шие во­ен­ные посты – сна­ча­ла ко­ман­ду­ю­щим всей гвар­дей­ской пе­хо­ты, а затем ко­ман­ди­ром Гвар­дей­ско­го и Гре­на­дер­ско­го кор­пу­сов. На время сво­е­го отъ­ез­да из сто­ли­цы Ни­ко­лай I остав­лял Алек­сандра на хо­зяй­стве и воз­ла­гал на сына все го­су­дар­ствен­ные дела. В 1850 г. на­след­ник пре­сто­ла при­ни­мал ак­тив­ное уча­стие в бо­е­вых дей­стви­ях рус­ских войск на Кав­ка­зе, где при­об­рел бо­га­тый и раз­но­об­раз­ный опыт в во­ен­ных делах.

По сви­де­тель­ству мно­гих со­вре­мен­ни­ков и ис­то­ри­ков (Л. За­ха­ро­ва, В. Чер­ну­ха, Л. Ля­шен­ко), по своим внут­рен­ним убеж­де­ни­ям Алек­сандр IIне был ре­фор­ма­то­ром, и, в от­ли­чие от млад­ше­го брата Кон­стан­ти­на, ни­ко­гда не увле­кал­ся ли­бе­раль­ны­ми иде­я­ми. Более того, бу­дучи гла­вой Сек­рет­ных Ко­ми­те­тов, он все­гда воз­глав­лял кон­сер­ва­тив­ную пар­тию, ко­то­рая жест­ко от­ста­и­ва­ла ин­те­ре­сы по­ме­щи­ков-кре­пост­ни­ков. Од­на­ко, всту­пив на пре­стол после смер­ти сво­е­го отца, Алек­сандр II(1855–1881) нашел в себе му­же­ство при­знать крах ни­ко­ла­ев­ской по­ли­ти­че­ской си­сте­мы и необ­хо­ди­мость про­ве­де­ния ши­ро­ко­мас­штаб­ных ре­форм в стране.

Под­го­тов­ка кре­стьян­ской ре­фор­мы (1856–1861)

В се­ре­дине XIX в. Рос­сия оста­ва­лась един­ствен­ной ев­ро­пей­ской стра­ной, где со­хра­ня­лось кре­пост­ное право, су­ще­ствен­но тор­мо­зив­шее ее со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ское и по­ли­ти­че­ское раз­ви­тие. На­чи­ная со вто­рой по­ло­ви­ны XVIII в., во­прос о лик­ви­да­ции кре­пост­но­го права по­сто­ян­но на­хо­дил­ся в цен­тре об­ще­ствен­но­го вни­ма­ния. Об этом го­во­ри­ли и де­пу­та­ты ека­те­ри­нин­ской Уло­жен­ной Ко­мис­сии (А. Ален­ни­ков, А. Мас­лов), и про­све­ти­те­ли (Н. Но­ви­ков,А. Ра­ди­щев), и де­каб­ри­сты, и сла­вя­но­фи­лы, и за­пад­ни­ки, и ре­во­лю­ци­он­ные де­мо­кра­ты. Даже пра­ви­тель­ство и мно­гие идео­ло­ги дво­рян­ства не оста­лись в сто­роне от этого ост­рей­ше­го во­про­са. До­ста­точ­но вспом­нить про­ек­ты М. Спе­ран­ско­го, Д. Гу­рье­ва, Н. Морд­ви­но­ва, А. Арак­че­е­ва и П. Ки­се­ле­ва, а также де­я­тель­ность мно­го­чис­лен­ных Сек­рет­ных Ко­ми­те­тов по кре­стьян­ско­му во­про­су и их за­ко­но­да­тель­ные акты, чтобы убе­дить­ся в этом. Од­на­ко все по­пыт­ки пра­ви­тель­ства смяг­чить наи­бо­лее от­вра­ти­тель­ные черты кре­пост­но­го права и убе­дить бла­го­род­ное со­сло­вие в вы­год­но­сти его от­ме­ны, по­сто­ян­но упи­ра­лись в мах­ро­вый кон­сер­ва­тизм мно­гих по­ме­щи­ков-кре­пост­ни­ков.

Впер­вые о необ­хо­ди­мо­сти от­ме­ны кре­пост­но­го права Алек­сандр II(рис. 2) офи­ци­аль­но за­явил 30 марта 1856 г., во время ко­ро­на­ци­он­ных тор­жеств в Москве, где, вы­сту­пая перед пред­ста­ви­те­ля­ми мос­ков­ско­го дво­рян­ства, он прямо за­явил, что лучше от­ме­нить кре­пост­ное право «свер­ху», неже­ли ждать, когда оно будет от­ме­не­но са­ми­ми кре­стья­на­ми «снизу».

Александр II в период Крымской войны

Рис. 2. Алек­сандр II в пе­ри­од Крым­ской войны

Од­на­ко сами по­ме­щи­ки не го­ре­ли осо­бым же­ла­ни­ем ре­шать на­зрев­ший кре­стьян­ский во­прос, и власть в оче­ред­ной раз взяла ини­ци­а­ти­ву в свои руки. В ян­ва­ре 1857 г. был об­ра­зо­ван новый Сек­рет­ный Ко­ми­тет по кре­стьян­ско­му во­про­су, в ко­то­рый вошли граф А.Ф. Орлов, князь В.А. Дол­го­ру­ков, граф М.Н. Му­ра­вьев, князь П.П. Га­га­рин и дру­гие. Со­став­лен­ный из быв­ших ни­ко­ла­ев­ских са­нов­ни­ков, в боль­шин­стве своем отъ­яв­лен­ных кре­пост­ни­ков, Ко­ми­тет пред­на­ме­рен­но за­тя­ги­вал ре­ше­ние кре­стьян­ско­го во­про­са. Од­на­ко на­пря­жен­ная со­ци­аль­ная об­ста­нов­ка в стране за­ста­ви­ла Алек­сандра II при­нять более дей­ствен­ные меры. Летом 1857 г. со­сто­я­лась его встре­ча с ге­не­рал-гу­бер­на­то­ром При­бал­тий­ско­го края В.И. На­зи­мо­вым, в ходе ко­то­рой он убе­дил друга своей юно­сти под­толк­нуть по­ме­щи­ков Ви­лен­ской, Ко­вен­ской и Грод­нен­ской гу­бер­ний про­явить ини­ци­а­ти­ву в ре­ше­нии кре­стьян­ско­го во­про­са.

В июле 1857 г. член Сек­рет­но­го Ко­ми­те­та, ми­нистр внут­рен­них дел, граф С.С. Лан­ской, на ос­но­ва­нии «За­пис­ки» сво­е­го за­ме­сти­те­ля, ге­не­ра­ла А.И. Лев­ши­на, пред­ста­вил им­пе­ра­то­ру про­ект кре­стьян­ской ре­фор­мы и пред­ло­жил со­здать в каж­дой гу­бер­нии дво­рян­ские ко­ми­те­ты для об­суж­де­ния этого про­ек­та. В но­яб­ре 1857 г. царь уза­ко­нил пред­ло­же­ние С. Лан­ско­го в сек­рет­ном ре­скрип­те на имя ге­не­ра­ла В. На­зи­мо­ва, а затем, в де­каб­ре 1857 г., ана­ло­гич­ный ре­скрипт был дан пе­тер­бург­ско­му ге­не­рал-гу­бер­на­то­ру графу П.Н. Иг­на­тье­ву и чуть позже всем ру­ко­во­ди­те­лям ве­ли­ко­рус­ских гу­бер­ний.

С опуб­ли­ко­ва­ни­ем пер­вых ре­скрип­тов и на­ча­лом ра­бо­ты ряда гу­берн­ских ко­ми­те­тов под­го­тов­ка кре­стьян­ской ре­фор­ма впер­вые при­об­ре­ла глас­ный ха­рак­тер. В связи с этим об­сто­я­тель­ством, в фев­ра­ле 1858 г.Сек­рет­ный Ко­ми­тет был пе­ре­име­но­ван в «Глав­ный ко­ми­тет по кре­стьян­ско­му делу для рас­смот­ре­ния по­ста­нов­ле­ний и пред­по­ло­же­ний о кре­пост­ном со­сто­я­нии», а его пред­се­да­те­лем на­зна­чен Ве­ли­кий князь Кон­стан­тин Ни­ко­ла­е­вич, ко­то­рый был из­ве­стен сво­и­ми ли­бе­раль­ны­ми взгля­да­ми.

В ап­ре­ле 1858 г.Алек­сандр IIутвер­дил про­грам­му Глав­но­го Ко­ми­те­та на прин­ци­пах, из­ло­жен­ных в ре­скрип­те ге­не­рал-гу­бер­на­то­ру В. На­зи­мо­ву, ко­то­рая преду­смат­ри­ва­ла не лик­ви­да­цию, а лишь смяг­че­ние кре­пост­но­го права.

Между тем опуб­ли­ко­ва­ние цар­ско­го ре­скрип­та и со­зда­ние Глав­но­го Ко­ми­те­та вы­зва­ло новый подъ­ем кре­стьян­ско­го дви­же­ния. По дан­ным на­чаль­ни­ка III От­де­ле­ния и шефа Кор­пу­са жан­дар­мов, ге­не­ра­ла, князя В. Дол­го­ру­ко­ва, в 1858 г. было за­фик­си­ро­ва­но около 530 кре­стьян­ских вы­ступ­ле­ний, более 100 из ко­то­рых были по­дав­ле­ны вой­ска­ми. Таким об­ра­зом, кре­стьян­ское дви­же­ние не толь­ко уско­ри­ло ход под­го­тов­ки кре­стьян­ской ре­фор­мы, но и вы­ну­ди­ло ца­ризм к более ра­ди­каль­но­му ре­ше­нию кре­стьян­ско­го во­про­са.

В де­каб­ре 1858 г. была при­ня­та новая про­грам­ма, ко­то­рая, в от­ли­чие от ста­рой, под­ры­ва­ла сами ос­но­вы кре­пост­ни­че­ства. Ос­нов­ные по­ло­же­ния этой про­грам­мы, ав­то­ром ко­то­рой стал член Глав­но­го Ко­ми­те­та, ге­не­рал Яков Ива­но­вич Ро­стов­цев, вы­гля­де­ли сле­ду­ю­щим об­ра­зом: 1. Кре­пост­ные кре­стьяне по­лу­ча­ют лич­ную сво­бо­ду; 2. Все быв­шие кре­пост­ные кре­стьяне обес­пе­чи­ва­ют­ся зе­мель­ны­ми на­де­ла­ми в по­сто­ян­ное поль­зо­ва­ние с пра­вом их по­сле­ду­ю­ще­го вы­ку­па в соб­ствен­ность через спе­ци­аль­ный кре­дит­ный банк; 3. Пе­ре­ход­ное, или вре­мен­но­обя­зан­ное, со­сто­я­ние кре­стьян по от­но­ше­нию к по­ме­щи­кам ре­гла­мен­ти­ру­ет­ся спе­ци­аль­ным за­ко­но­да­тель­ным актом.

Новая аг­рар­ная про­грам­ма тре­бо­ва­ла пе­ре­ра­бо­тать мно­го­чис­лен­ные про­ек­ты гу­берн­ских ко­ми­те­тов, ко­то­рые были со­став­ле­ны по ста­рой про­грам­ме. С этой целью в марте 1859 г. при Глав­ном Ко­ми­те­те были со­зда­ны двеРе­дак­ци­он­ные ко­мис­сии, ко­то­рые воз­гла­вил ге­не­рал Я. Ро­стов­цев. Имен­но он со­брал все за­ко­но­да­тель­ные акты о кре­стья­нах, а также по­сту­пив­шие в ко­мис­сии про­ек­ты кре­стьян­ской ре­фор­мы и ма­те­ри­а­лы Сек­рет­ных Ко­ми­те­тов и опуб­ли­ко­вал их в 25-том­ном со­бра­нии «Ма­те­ри­а­лов Ре­дак­ци­он­ных ко­мис­сий».

В ав­гу­сте 1859 г. в нед­рах Ре­дак­ци­он­ных ко­мис­сий был под­го­тов­лен про­ект «По­ло­же­ния о кре­стья­нах», ко­то­рый был об­суж­ден с де­пу­та­та­ми от гу­берн­ских ко­ми­те­тов. Мно­гие кон­сер­ва­тив­но на­стро­ен­ные по­ме­щи­ки (П. Га­га­рин, М. Позен) под­верг­ли этот про­ект рез­кой кри­ти­ке, по­сколь­ку счи­та­ли уста­нов­лен­ные в нем кре­стьян­ские на­де­лы слиш­ком за­вы­шен­ны­ми, а по­вин­но­сти за эти на­де­лы – явно за­ни­жен­ны­ми. Ру­ко­вод­ство Ре­дак­ци­он­ных ко­мис­сий вы­нуж­де­но было пойти на ряд усту­пок кон­сер­ва­тив­ной части дво­рян­ства, в ре­зуль­та­те чего в чер­но­зем­ных гу­бер­ни­ях стра­ны были су­ще­ствен­но по­ни­же­ны нормы кре­стьян­ских на­де­лов, а в нечер­но­зем­ных, на­про­тив, по­вы­ше­ны раз­ме­ры об­ро­ка.

Тем вре­ме­нем, в на­ча­ле 1860 г. ско­ро­по­стиж­но скон­чал­ся ге­не­рал Я. Ро­стов­цев и новым пред­се­да­те­лем Ре­дак­ци­он­ных Ко­мис­сий стал ми­нистр юс­ти­ции, ока­ме­не­лый кон­сер­ва­тор граф Вик­тор Ни­ки­тич Панин. Од­на­ко, при всем своем же­ла­нии, он не смог ока­зать се­рьез­но­го нега­тив­но­го вли­я­ния на про­цесс под­го­тов­ки ре­фор­мы, по­сколь­ку фак­ти­че­ское ру­ко­вод­ство всей ра­бо­той осу­ществ­лял пред­се­да­тель Зем­ско­го от­де­лаМи­ни­стер­ства внут­рен­них делНи­ко­лай Алек­се­е­вич Ми­лю­тин – вы­да­ю­щий­ся го­су­дар­ствен­ный де­я­тель и наи­бо­лее вид­ный пред­ста­ви­тель пра­ви­тель­ствен­нойпар­тиили­бе­раль­ных бю­ро­кра­тов.

В на­ча­ле ок­тяб­ря 1860 г. от­ре­дак­ти­ро­ван­ное «По­ло­же­ние о кре­стья­нах» по­сту­пи­ло в Глав­ный Ко­ми­тет по кре­стьян­ско­му делу, где оно об­суж­да­лось вплоть до се­ре­ди­ны ян­ва­ря 1861 г. Затем, в конце ян­ва­ря 1861 г., про­ект этого до­ку­мен­та по­сту­пил на рас­смот­ре­ние Го­су­дар­ствен­но­го Со­ве­та, и после его одоб­ре­ния, 19 фев­ра­ля 1861 г., в ше­стую го­дов­щи­ну сво­е­го вступ­ле­ния на пре­стол, Алек­сандр IIпод­пи­сал два ис­то­ри­че­ских до­ку­мен­та: Ма­ни­фест «Об от­мене кре­пост­но­го права» и «По­ло­же­ние о кре­стья­нах, вы­шед­ших из кре­пост­ной за­ви­си­мо­сти» (рис. 4).

Текс са­мо­го Ма­ни­фе­ста, ко­то­рый был опуб­ли­ко­ван 5 марта 1861 г., пер­во­на­чаль­но был на­пи­сан Н. Ми­лю­ти­ным и Ю. Са­ма­ри­ным. Од­на­ко затем, по лич­ной прось­бе им­пе­ра­то­ра, его от­ре­дак­ти­ро­вал мос­ков­ский мит­ро­по­лит Фи­ла­рет, ко­то­ро­го в на­ро­де звали Филь­ка. По­сколь­ку этот текст был на­пи­сан слиш­ком ви­ти­е­ва­тым для боль­шин­ства без­гра­мот­ных кре­стьян сло­гом, то в на­ро­де Ма­ни­фест по­лу­чил небла­го­звуч­ное на­зва­ние «филь­ки­ной гра­мо­ты».

Отмена крепостного права

Рис. 4. От­ме­на кре­пост­но­го права

Аг­рар­ная ре­фор­ма 1861 г. и ее ис­то­ри­че­ское зна­че­ние

В «По­ло­же­нии о кре­стья­нах, вы­шед­ших из кре­пост­ной за­ви­си­мо­сти» со­дер­жа­лось 17 за­ко­но­да­тель­ных актов, в том числе «Общее по­ло­же­ние», че­ты­ре «Мест­ных по­ло­же­ния о по­зе­мель­ном устрой­стве кре­стьян», «По­ло­же­ние о вы­куп­ной опе­ра­ции» и дру­гие. В со­от­вет­ствии с этими до­ку­мен­та­ми:

1. 23 млн вла­дель­че­ских кре­пост­ных кре­стьян по­лу­ча­ли лич­ную сво­бо­ду и целый ряд иму­ще­ствен­ных и граж­дан­ских прав «сво­бод­ных сель­ских обы­ва­те­лей»: те­перь они могли в ка­че­стве юри­ди­че­ских лиц за­клю­чать все­воз­мож­ные сдел­ки, от­кры­вать тор­го­вые и про­мыш­лен­ные за­ве­де­ния, вы­сту­пать ист­ца­ми и от­вет­чи­ка­ми в суде и т. д.

2. Вме­сте с лич­ной сво­бо­дой быв­шие кре­пост­ные кре­стьяне по­лу­ча­ли усадь­бу «в потом­ствен­ное поль­зо­ва­ние» и по­ле­вой надел в «об­щин­ное поль­зо­ва­ние», от ко­то­ро­го не могли от­ка­зать­ся в те­че­ние пер­вых де­вя­ти лет. В те­че­ние этого срока кре­стьяне долж­ны были по-преж­не­му от­бы­вать за свой зе­мель­ный надел бар­щи­ну и оброк.

3. Раз­ме­ры зе­мель­ных на­де­лов и объем кре­стьян­ских по­вин­но­стей четко фик­си­ро­ва­лись в устав­ных гра­мо­тах, ко­то­рые долж­ны были быть за­клю­че­ны всеми по­ме­щи­ка­ми и кре­стья­на­ми в те­че­ние бли­жай­ших двух лет, до ян­ва­ря 1863 г. Со­став­лять же эти устав­ные гра­мо­ты долж­ны были сами по­ме­щи­ки, и про­вер­ка их за­кон­но­сти воз­ла­га­лась на ми­ро­вых по­сред­ни­ков, ко­то­рые на­зна­ча­лись Се­на­том из числа мест­ных стол­бо­вых дво­рян-зем­ле­вла­дель­цев по пред­став­ле­нию гу­бер­на­то­ра. При этом устав­ные гра­мо­ты за­клю­ча­лись не от­дель­ны­ми кре­стья­на­ми, а сель­ски­ми об­щи­на­ми, и таким об­ра­зом со­хра­ня­лась преж­няя кру­го­вая по­ру­ка и от­вет­ствен­ность всей кре­стьян­ской об­щи­ны за каж­до­го кре­стья­ни­на и его по­вин­но­сти.

4. При опре­де­ле­нии и фик­са­ции раз­ме­ров зе­мель­но­го на­де­ла в устав­ной гра­мо­те по­ме­щи­ки долж­ны были ис­хо­дить из уста­нов­лен­ных «Мест­ны­ми по­ло­же­ни­я­ми» норм на­де­ле­ния зем­лей. Для степ­ных гу­бер­ний раз­мер зе­мель­но­го на­де­ла мог ко­ле­бать­ся от 12 до 6 де­ся­тин земли, а для чер­но­зем­ных и нечер­но­зем­ных гу­бер­ний от 15 до 5де­ся­тин земли. Таким об­ра­зом, кре­стьяне не могли тре­бо­вать надел выше уста­нов­лен­но­го мак­си­му­ма, а по­ме­щи­ки не могли уре­зать кре­стьян­ский надел ниже уста­нов­лен­но­го ми­ни­му­ма. Хотя ре­аль­но это пра­ви­ло до­воль­но часто на­ру­ша­лось, и по­ме­щи­ки чаще всего ис­хо­ди­ли из соб­ствен­ных иму­ще­ствен­ных ин­те­ре­сов.

5. В ре­зуль­та­те всех этих ма­ни­пу­ля­ций быв­шие по­ме­щи­чьи кре­стьяне по­лу­чи­ли в сред­нем по 3,3 де­ся­ти­ны земли на ре­виз­скую душу, т. е. го­раз­до мень­ше па­хот­ной земли, чем у них было до ре­фор­мы. Так, по дан­ным мно­гих ис­то­ри­ков (П. Зай­онч­ков­ский, Л. За­ха­ро­ва, Б. Лит­вак), толь­ко в Ка­зан­ской, Са­ра­тов­ской и Са­мар­ской гу­бер­ни­ях по­ме­щи­ки от­ре­за­ли у кре­стьян почти 40% той на­дель­ной земли, ко­то­рой они вла­де­ли до от­ме­ны кре­пост­но­го права. Кроме того, под­лин­ным бичом кре­стьян­ских хо­зяйств стала че­рес­по­ло­си­ца, по­сколь­ку до­воль­но часто по­ме­щи­чьи земли кли­ном вго­ня­лись в кре­стьян­ские на­де­лы, от­че­го кре­стьяне были вы­нуж­де­ны на крайне невы­год­ных усло­ви­ях и под боль­шой про­цент арен­до­вать эти кли­нья у своих быв­ших вла­дель­цев.

6. Вся земля, ко­то­рую кре­стьяне по­лу­ча­ли в по­сто­ян­ное поль­зо­ва­ние, юри­ди­че­ски оста­ва­лась соб­ствен­но­стью по­ме­щи­ков до за­клю­че­ния так на­зы­ва­е­мой вы­куп­ной сдел­ки. Пока эта сдел­ка не была за­клю­че­на, кре­стьяне счи­та­лись вре­мен­но­обя­зан­ны­ми, т. е. по-преж­не­му несли в поль­зу по­ме­щи­ков тра­ди­ци­он­ные фе­о­даль­ные по­вин­но­сти. Прав­да, по новым пра­ви­лам эти по­вин­но­сти были стро­го фик­си­ро­ва­ны: раз­мер об­ро­ка, в за­ви­си­мо­сти от ре­ги­о­на, ко­ле­бал­ся в пре­де­лах 8–12 руб­лей за год, а раз­мер бар­щи­ны со­кра­ща­лось со 130–140 до 70 дней в году. По­сколь­ку по­вин­но­сти вре­мен­но­обя­зан­ных кре­стьян почти не от­ли­ча­лись от тра­ди­ци­он­ных по­вин­но­стей кре­пост­ных, то мно­гие кре­стьяне не же­ла­ли под­пи­сы­вать устав­ные гра­мо­ты. В итоге, по дан­ным тех же ис­то­ри­ков (П. Зай­онч­ков­ский, Л. За­ха­ро­ва, Б. Лит­вак) до ян­ва­ря 1863 г. устав­ные гра­мо­ты под­пи­са­ли толь­ко 42% быв­ших кре­пост­ных кре­стьян.

7. За­клю­чи­тель­ным актом кре­стьян­ской ре­фор­мы дол­жен был стать выкуп кре­стья­на­ми своих зе­мель­ных на­де­лов в соб­ствен­ность. Од­на­ко под видом вы­ку­па земли фак­ти­че­ски был про­ве­ден выкуп фе­о­даль­ных по­вин­но­стей. Надо ска­зать, что в ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют раз­ные оцен­ки вы­куп­ной опе­ра­ции всей на­дель­ной земли. Одни ис­то­ри­ки (П. Зай­онч­ков­ский, Л. За­ха­ро­ва) счи­та­ют, что ры­ноч­ная сто­и­мость земли, по­лу­чен­ная кре­стья­на­ми, со­став­ля­ла около 650млнруб­лей, а ре­аль­ная, или вы­куп­ная, со­ста­ви­ла более 860 млн руб­лей. Дру­гие ис­то­ри­ки (Б. Лит­вак), на­про­тив, утвер­жда­ют, что вы­куп­ные цены за землю были ниже, чем ее ры­ноч­ная сто­и­мость.

8. Раз­мер вы­ку­па земли и кре­стьян­ских по­вин­но­стей опре­де­лял­ся путем так на­зы­ва­е­мой «ка­пи­та­ли­за­ции об­ро­ка», ко­то­рая в за­ви­си­мо­сти от ре­ги­о­на со­став­ля­ла от 200 до 135 руб­лей в год.Толь­ко в том слу­чае, если кре­стья­нин вы­пла­чи­вал всю эту сумму по­ме­щи­ку сразу и пол­но­стью, он мог стать соб­ствен­ни­ком соб­ствен­но­го на­де­ла земли. Од­на­ко у по­дав­ля­ю­щей части кре­стьян таких огром­ных денег про­сто не было, а по­ме­щик был за­ин­те­ре­со­ван по­лу­чить всю сумму сразу, чтобы, по­ло­жив ее в банк, он мог по-преж­не­му по­лу­чать тра­ди­ци­он­ную сумму кре­стьян­ско­го об­ро­ка. По­это­му роль по­сред­ни­ка между кре­стья­на­ми и по­ме­щи­ка­ми взяло на себя го­су­дар­ство, ко­то­рое в 1861 г. со­зда­ло при Ми­ни­стер­стве фи­нан­сов Глав­ное вы­куп­ное учре­жде­ние. Суть вы­куп­ной опе­ра­ции со­сто­я­ла в сле­ду­ю­щем: 20% тре­бу­е­мой суммы кре­стья­нин пла­тил (или от­ра­ба­ты­вал) по­ме­щи­ку сам, а 80% этой суммы за кре­стья­ни­на пла­ти­ло го­су­дар­ство. Таким об­ра­зом, по­ме­щик по­лу­чал все день­ги разом, а кре­стьяне ста­но­ви­лись вре­мен­но­обя­зан­ны­ми по от­но­ше­нию к го­су­дар­ству. Те­перь, в те­че­ние бли­жай­ших 49 лет они долж­ны были вы­пла­чи­вать го­су­дар­ству эти 80 %. Такая си­сте­ма по­лу­чи­ла на­зва­ние вы­куп­ных пла­те­жей и про­су­ще­ство­ва­ла до 1 ян­ва­ря 1907 г., когда толь­ко по од­ним­про­цен­там кре­стьяне вы­пла­ти­ли го­су­дар­ству аст­ро­но­ми­че­скую сумму в 700 млн руб­лей.

Надо ска­зать, что зна­чи­тель­ная часть быв­ших кре­пост­ных кре­стьян, за­клю­чив устав­ные гра­мо­ты с по­ме­щи­ка­ми, не со­би­ра­лись пе­ре­хо­дить на выкуп земли, что под­ры­ва­ло суть самой аг­рар­ной ре­фор­мы. По­это­му в конце де­каб­ря 1881 г. было из­да­но спе­ци­аль­ное «По­ло­же­ние», в со­от­вет­ствии с ко­то­рым все вре­мен­но­обя­зан­ные кре­стьяне до ян­ва­ря 1883 г. обя­за­ны были пе­рей­ти на выкуп земли.

В июне 1863 г. по ана­ло­гич­но­му сце­на­рию осво­бо­ди­ли 1,7 млнудель­ных кре­стьян, при­над­ле­жав­ших цар­ской фа­ми­лии. Од­на­ко по их «По­ло­же­нию» удель­ные кре­стьяне пе­ре­во­ди­лись на выкуп земли в те­че­ние бли­жай­ших двух лет и сред­ний раз­мер их зе­мель­но­го на­де­ла со­став­лял 4,8 де­ся­тинземли.

В июне 1866 г. ана­ло­гич­ное «По­ло­же­ние» было рас­про­стра­не­но и на 19 млн го­су­дар­ствен­ных кре­стьян, ко­то­рые, бу­дучи лично сво­бод­ны­ми сель­ски­ми обы­ва­те­ля­ми, пла­ти­ли в казну фе­о­даль­ную ренту в форме об­ро­ка. Все они со­хра­ни­ли за собой земли, на­хо­див­ши­е­ся в их поль­зо­ва­нии, и могли по сво­е­му же­ла­нию либо, как и пре­жде, пла­тить об­роч­ную по­дать го­су­дар­ству, либо за­клю­чить с каз­ной вы­куп­ную сдел­ку и стать соб­ствен­ни­ка­ми своих зе­мель­ных на­де­лов. Сред­ний раз­мер на­де­лов го­су­дар­ствен­ных кре­стьян со­став­лял 5,9 де­ся­тин земли, т. е. почти в два раза боль­ше, чем у быв­ших кре­пост­ных кре­стьян.

Под­во­дя итоги аг­рар­ной ре­фор­мы 1861 г., необ­хо­ди­мо особо под­черк­нуть два важ­ных об­сто­я­тель­ства:

1. После от­ме­ны кре­пост­но­го права по­ме­щи­ки в пол­ном объ­е­ме со­хра­ни­ли преж­ние права на зе­мель­ную соб­ствен­ность, т. е. про­бле­ма по­ме­щи­чье­го зем­ле­вла­де­ния так и не была раз­ре­ше­на.

2. Даже после пол­но­го вы­ку­па земли кре­стьяне лишь фор­маль­но ста­но­ви­лись соб­ствен­ни­ка­ми своих зе­мель­ных на­де­лов, по­сколь­ку прак­ти­че­ски во всех ве­ли­ко­рус­ских гу­бер­ни­ях вер­хов­ным соб­ствен­ни­ком всей земли оста­ва­лась кре­стьян­ская об­щи­на.

Па­рал­лель­но с от­ме­ной кре­пост­но­го права, летом 1861 г., во всех по­ме­щи­чьих де­рев­нях и селах было вве­де­но кре­стьян­ское об­ще­ствен­ное управ­ле­ние, по об­раз­цу кре­стьян­ско­го са­мо­управ­ле­ния го­су­дар­ствен­ной де­рев­ни, со­здан­но­го в 1837–1841 гг. гра­фом П. Ки­се­ле­вым. Пер­вич­ной ячей­кой несколь­ких де­ре­вень и сел яв­ля­лось сель­ское об­ще­ство, ко­то­рое управ­ля­лось сель­ским схо­дом, на ко­то­ром из­би­ра­лись на три года сель­ский ста­ро­ста, сбор­щик по­да­тей и дру­гие долж­ност­ные лица. Сель­ский ста­ро­ста обес­пе­чи­вал по­ря­док в своей окру­ге, сле­дил за сбо­ром по­душ­ной по­да­ти и т. д.

Несколь­ко сель­ских об­ществ об­ра­зо­вы­ва­ли во­лость, управ­ле­ние ко­то­рой осу­ществ­ля­лось во­лост­ным схо­дом. Этот орган мест­ной вла­сти из­би­рал во­лост­ное прав­ле­ние во главе с во­лост­ным стар­ши­ной и во­лост­ной суд.Во­лост­ной стар­ши­на имел те же функ­ции, что и сель­ские ста­ро­сты, толь­ко в объ­е­ме во­ло­сти, а сель­ские ста­ро­сты под­чи­ня­лись ему. Что ка­са­ет­ся во­лост­но­го суда, то он раз­би­рал тяжбы между кре­стья­на­ми и судил их за незна­чи­тель­ные про­ступ­ки.

Од­на­ко эти ор­га­ны сель­ско­го и во­лост­но­го управ­ле­ния на­хо­ди­лись под жест­ким кон­тро­лем со сто­ро­ны ми­ро­вых по­сред­ни­ков, ко­то­рые на­зна­ча­лись гу­бер­на­то­ром с по­да­чи пред­во­ди­те­лей гу­берн­ских и уезд­ных дво­рян­ских со­бра­ний.

«Отмена крепостного права на Руси», Муха А.

Рис. 5. «От­ме­на кре­пост­но­го права на Руси», Муха А.

Если в целом оце­ни­вать аг­рар­ную ре­фор­му 1861 г., то сле­ду­ет при­знать, что, несмот­ря на всю про­ти­во­ре­чи­вость и неза­вер­шен­но­сть­этой ре­фор­мы, она­яви­лась пе­ре­лом­ной гра­нью между Рос­си­ей фе­о­даль­ной и Рос­си­ей ка­пи­та­ли­сти­че­ской, со­здав необ­хо­ди­мые усло­вия для утвер­жде­ния новых об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний в стране. 

Ис­то­рио­гра­фия Ве­ли­ких ре­форм

Надо ска­зать, что эпоха Ве­ли­ких ре­форм, на­ча­ло ко­то­рым по­ло­жи­ла аг­рар­ная ре­фор­ма 1861 г., нашла до­стой­ное от­ра­же­ние в оте­че­ствен­ной ис­то­рио­гра­фии. До ре­во­лю­ции наи­боль­ший вклад в изу­че­ние этой темы внес­ли рус­ские ис­то­ри­ки-ли­бе­ра­лы (С. Та­ти­щев, Г. Джан­ши­ев, А. Кор­ни­лов, А. Ки­зи­вет­тер), ко­то­рые оце­ни­ва­ли их по боль­шей части апо­ло­ге­ти­че­ски, как ре­зуль­тат доб­рой воли ца­ря-осво­бо­ди­те­ля, а не как итог объ­ек­тив­ных за­ко­но­мер­но­стей раз­ви­тия стра­ны.           

В со­вет­ской ис­то­рио­гра­фии, на­про­тив, стал де­лать­ся осо­бый ак­цент на огра­ни­чен­но­сти этих ре­форм, при этом их изу­че­ние до­воль­но часто под­го­ня­лось под резко кри­ти­че­ские ле­нин­ские оцен­ки. Наи­бо­лее круп­ные ра­бо­ты, со­здан­ные в тот пе­ри­од, при­над­ле­жа­ли перу Н. Дру­жи­ни­на, П. Зай­онч­ков­ско­го, Б. Лит­ва­ка, Л. За­ха­ро­вой, Н. Эй­дель­ма­на и Л. Ля­шен­ко. В дан­ных мо­но­гра­фи­ях, на­сколь­ко это было воз­мож­но в тех усло­ви­ях, непред­взя­то были изу­че­ны и оце­не­ны бур­жу­аз­ные (опре­де­ля­ю­щие) и кре­пост­ни­че­ские (оста­точ­ные) черты Ве­ли­ких ре­форм, а в ряде работ (Б. Лит­вак, Н. Эдель­ман) рас­смот­ре­ны и воз­мож­ные, но так и не ре­а­ли­зо­ван­ные аль­тер­на­ти­вы.

В на­сто­я­щее время офор­ми­лись три ос­нов­ных под­хо­да в оцен­ке Ве­ли­ких ре­форм и лич­но­сти са­мо­го Алек­сандра II:

1. Одни ис­то­ри­ки (Н. Тро­иц­кий) счи­та­ют, что Алек­сандр II и его окру­же­ние внут­ренне оста­ва­лись про­тив­ни­ка­ми любых ре­форм и вы­нуж­ден­но пошли на их про­ве­де­ние под дав­ле­ни­ем рас­ту­ще­го недо­воль­ства на­род­ных масс и угро­зы окон­ча­тель­ной по­те­ри ста­ту­са ве­ли­кой дер­жа­вы после по­ра­же­ния Рос­сии в Крым­ской войне.

2. Дру­гие ис­то­ри­ки (Б. Лит­вак) мене жест­ко оце­ни­ва­ют по­зи­цию пра­вя­щих кру­гов, од­на­ко и в их пред­став­ле­нии Алек­сандр II вы­гля­дит че­ло­ве­ком, по­ми­мо своей воли увле­чен­ным по­то­ком со­бы­тий на путь ре­форм, ко­то­рые вы­нуж­ден­но про­во­дил для со­хра­не­ния са­мо­дер­жав­но­го ре­жи­ма.

3. Тре­тьи ис­то­ри­ки (Л. За­ха­ро­ва, В. Чер­ну­ха, Л. Ля­шен­ко, Е. Тол­ма­чев) счи­та­ют, что Ве­ли­кие ре­фор­мы яв­ля­лись осо­знан­ным вы­бо­ром пра­вя­щих вер­хов и, пре­жде всего, са­мо­го Алек­сандра II, ко­то­рый ради блага сво­е­го Оте­че­ства от­ва­жил­ся на по­сту­пок, свой­ствен­ный на­сто­я­щим го­су­дар­ствен­ным де­я­те­лям.

Внутренняя политика Александра III

Начало правления Александра III пришлось на период борьбы двух партий: либеральной (желающей реформ, начатых Александром II) и монархической. Александр III отменил идею конституционности России и взял курс на усиление самодержавия.

14 августа 1881 г. правительство приняло специальный закон «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Для борьбы с беспорядками и террором вводились чрезвычайные положения, применялись карательные средства, в 1882 г. появилась секретная полиция.

Александр III считал, что все беды в стране идут от вольнодумства подданных и излишней образованности низшего сословия, что вызвано реформами отца. Поэтому он начал политику контрреформ.

Главным очагом террора считались университеты. Новый университетский устав 1884 г. резко ограничил их автономию, были запрещены студенческие объединения и студенческий суд, ограничивался доступ к образованию представителей низших сословий и евреев, в стране введена жесткая цензура.

изменения в земской реформе при Александре III:

В апреле 1881 года был издан Манифест о независимости самодержавия, составленный К.П. Победоносцевым. Права земств были сильно урезаны, а их работа взята под жесткий контроль губернаторов. В Городских думах заседали купечество и чиновники, а в земствах – только богатые местные дворяне. Крестьяне потеряли право участвовать в выборах.

Изменения в судебной реформе при Александре III:

В 1890 году было принято новое положение о земствах. Судьи стали зависимы от властей, сократилась компетенция суда присяжных, мировые суды были практически ликвидированы.

Изменения в крестьянской реформе при Александре III:

Были отменены подушная подать и общинное землепользование, введен обязательный выкуп земель, но выкупные платежи были снижены. В 1882 г. учрежден Крестьянский банк, призванный выдавать ссуды крестьянам на покупку земель и частной собственности.

Изменения в военной реформе при Александре III:

Усиливалась обороноспособность пограничных округов и крепостей.

Александр III знал важность армейских резервов, поэтому создавались пехотные батальоны, формировались резервные полки. Была создана кавалерийская дивизия, способная вести бой как в конном, так и в пешем строю.

Для ведения боя в горной местности были созданы батареи горной артиллерии, были сформированы мортирные полки, осадные артиллерийские батальоны. Для доставки войск и армейских резервов была создана особая железнодорожная бригада.

В 1892 г. появились минные речные роты, крепостные телеграфы, воздухоплавательные отряды, военные голубятни.

Военные гимназии преобразованы в кадетские корпуса, впервые созданы учебные унтер-офицерские батальоны, которые готовили младших командиров.

На вооружение была принята новая трехлинейная винтовка, изобретен бездымный вид пороха. Военная форма заменена на более удобную. Был изменен порядок назначения на командные должности в армии: только по старшинству.

Социальная политика Александра III

«Россия для русских» - любимый лозунг императора. Только православная церковь считается истинно русской, все остальные религии официально определялись как «иноверные исповедания».

Была официально провозглашена политика антисемитизма, начались гонения евреев.

Внешняя политика Александра III

Царствование императора Александра III было самым мирным. Только однажды русские войска столкнулись с афганскими отрядами на реке Кушке. Александр III ограждал свою страну от войн, а также помогал гасить вражду между другими странами, за что получил прозвище «Миротворец».

Экономическая политика Александра III

При Александре III росли города, фабрики и заводы, прирастала внутренняя и внешняя торговля, увеличилась протяженность железных дорог, начато строительство великой Сибирской магистрали. В целях освоения новых земель шло переселение крестьянских семей в Сибирь и Среднюю Азию.

В конце 80-х годов удалось преодолеть дефицит государственного бюджета, доходы превысили расходы.

Итоги правления Александра III

Императора Александра III называли «самым русским царем». Он всеми силами защищал русское население, особенно на окраинах, что способствовало укреплению государственного единства.

Восстановлен авторитет и значение русской православной церкви.

В результате проведенных мероприятий в России произошел бурный промышленный подъем, вырос и окреп курс российского рубля, улучшилось благосостояние населения.

Александр III и его контрреформы обеспечили России мирную и спокойную эпоху без войн и внутренних смут, но и зародили в россиянах революционный дух, который вырвется наружу при его сыне Николае II.

Император Александр III умер 20 октября 1894 г. от болезни почек.

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники: 

  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya-rossii/
  • www.youtube.com/watch?v=eU1ZnE0cMvE
  • http://www.youtube.com/watch?v=clVoazWbZ7s

Файлы