3 класс. Чтение. Летние путешествия и приключения. М.Твен «Приключения Тома Сойера». Главы 8 и 13.
3 класс. Чтение. Летние путешествия и приключения. М.Твен «Приключения Тома Сойера». Главы 8 и 13.
Комментарии преподавателя
М.Твен «Приключения Тома Сойера». Глава 13 «Шайка пиратов поднимает паруса».
http://data.fantlab.ru/images/editions/big/132303
Работа с текстом до чтения.
– Как называется глава? ( Шайка пиратов поднимает паруса). Можно ли предположить, что предпримет Том? Будет ли он один? (Слово шайка означает «группа людей, объединившихся для какой-либо преступной деятельности». Чем же собирается заняться Том? Вы можете предположить что-то плохое?)
(....Том принял твёрдое, бесповоротное решение. В душе у него был мрак безнадёжности. Он говорил себе, что он одинок, всеми покинут, что никто в мире не любит его. Потом, когда люди узнают, до чего они довели его, может быть, они раскаются и пожалеют о нём. Он старался быть хорошим и делать добро, но ему не хотели помочь. Если уж им надо непременно избавиться от него — что ж, он уйдёт, и пусть бранят его сколько хотят. Сделайте одолжение, браните! Разве одинокий, всеми брошенный мальчик имеет какое-нибудь право роптать? Он не хотел, но приходится. Они сами вынудили его стать на путь преступлений. Иного выбора у него нет...)
– Рассмотрите иллюстрацию на с. 65. Похожи ли герои на страшных морских разбойников?
Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение.
В трёх милях от Сент-Питерсберга, там, где река Миссисипи достигает более мили ширины (герои М. Твена живут в городе Сент-Питерсберге, такой город действительно есть в Америке, на берегу реки Миссисипи), есть длинный, узкий, поросший деревьями остров с песчаной отмелью у верхнего конца – вполне подходящее место для изгнанников. (Почему же этот остров – подходящее место для изгнанников, можете предположить?) Остров был необитаем и лежал ближе к противоположному берегу, поросшему густым, дремучим лесом, где тоже не было ни одного человека. Потому-то они и решили поселиться на этом острове – острове Джексона. (Вот и ответ на наш вопрос: остров был необитаем и противоположный берег реки – тоже.) Им и в голову не пришло спросить себя, кто будет жертвами их пиратских набегов. (Похоже, наши пираты никого не собирались грабить…) Затем они разыскали Гекльберри Финна, и он охотно присоединился к их шайке.
Геку было всё равно, какую карьеру избрать (то есть ему всё равно, чем заниматься), он был к этому вполне равнодушен. Они расстались, уговорившись встретиться на берегу реки, в уединённом месте на две мили выше городка, в свой излюбленный час, то есть в полночь. (Почему полночь – излюбленный час наших героев?) Там, у берега, был виден небольшой бревенчатый плот, который они решили похитить. Условлено было, что каждый захватит с собой удочки и рыболовные крючки, а также съестные припасы, те, какие удастся украсть, по возможности самым загадочным и таинственным образом, как и подобает разбойникам. (На что это больше похоже: на серьёзные дела или на игру?) Ещё до вечера каждый из них успел с наслаждением распространить среди товарищей весть, что скоро в городе «кое-что услышат». (Почему с наслаждением?) Все, кому был дан этот туманный намёк, получили также приказ «держать язык за зубами и ждать». (Что значит «держать язык за зубами»? Почему надо было молчать и ждать? А настоящие пираты стали бы всё это делать?)
...Гек опять обратился к Тому:
— А что же они делают, пираты?
— О! Пираты живут очень весело: берут в плен корабли и сжигают их, и забирают себе золото, и закапывают его в землю на своём острове в каком-нибудь страшном месте, где его стерегут привидения и всякая нечисть. А матросов и пассажиров они убивают — заставляют их пройтись по доске…
Обобщающий вопрос: похоже ли, что наши герои всерьёз решили стать пиратами?
Части 3, 4 – комбинированное чтение.
Обращаем внимание на прозвища, которые Том позаимствовал из любимых книг. (Около полуночи Том явился с варёным окороком и ещё кое-какой провизией и притаился в густой заросли на невысокой круче у самого берега. С кручи было видно то место, где они должны были встретиться. Было тихо, сияли звёзды. Могучая река покоилась внизу, как спящий океан. Том прислушался — ни звука. Тогда он тихо, протяжно свистнул. Снизу донёсся ответный свист. Том свистнул ещё два раза, и ему снова ответили. Потом чей-то приглушённый голос спросил: -
— Кто идёт?
— Том Сойер, Чёрный Мститель Испанских морей. Назовите ваши имена!
— Гек Финн, Кровавая Рука, и Джо Гарпер, Гроза Океанов.
Эти прозвища Том позаимствовал из своих излюбленных книг.
— Ладно. Скажите пароль!
В ночной тишине два хриплых голоса одновременно произнесли одно и то же ужасное слово:
— «Кровь»!)
Выводы
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
ИСТОЧНИК
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/11/23/uroki-literatury
https://www.youtube.com/watch?v=wmGoqhGQBb4
http://www.myshared.ru/slide/335019/
http://www.xn--80aobchcjq2a.xn--p1ai/book-96/7