Повседневная и духовная жизнь в 1953-1964 гг. История России. 11 класс.

Повседневная и духовная жизнь в 1953-1964 гг. История России. 11 класс.

Оттепель в духовной жизни советского общества. Видеоурок.

Комментарии преподавателя

Повседневная и духовная жизнь в 1953-1964 гг.

Пе­ри­о­дом «от­те­пе­ли» на­зы­ва­ет­ся время прав­ле­ния Н.С. Хру­ще­ва в СССР с 1953 по 1964 гг. Эти 11 лет были очень про­ти­во­ре­чи­вы­ми в сфере куль­ту­ры, науки, ис­кус­ства, об­ра­зо­ва­нии и об­ще­ствен­ной жизни.

 

 Н.С. Хру­щев – Ге­не­раль­ный сек­ре­тарь ЦК КПСС в 1953–1964 гг.

Что же спо­соб­ство­ва­ло раз­ви­тию науки, об­ра­зо­ва­ния, ис­кус­ства, куль­ту­ры и об­ще­ствен­ной жизни и опре­де­ля­ло их в эпоху «от­те­пе­ли»?

Во-пер­вых, это раз­вен­ча­ние «куль­та лич­но­сти» И.В. Ста­ли­на. Про­цес­сы де­ста­ли­ни­за­ции и де­мо­кра­ти­за­ции, ко­то­рые шли в по­ли­ти­че­ской жизни Со­вет­ско­го Союза в пе­ри­од прав­ле­ния Хру­ще­ва, непо­сред­ствен­но за­де­ва­ли вы­ше­на­зван­ные сферы. Имен­но в 1953–1964 гг. со­вет­ские пи­са­те­ли и поэты со­зда­ли зна­чи­мые ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния, ко­то­рые ока­за­ли очень се­рьез­ное вли­я­ние на ду­хов­ную жизнь об­ще­ства.

В то же время не стоит за­бы­вать о том, что кон­троль го­су­дар­ства не пре­кра­щал­ся над ду­хов­ной сфе­рой об­ще­ства: под­кон­троль­ны оста­ва­лись ли­те­ра­ту­ра, жи­во­пись, скульп­ту­ра, му­зы­ка и др. виды ис­кус­ства. С одной сто­ро­ны, го­су­дар­ство фи­нан­си­ро­ва­ло сферу куль­ту­ры, а с дру­гой сто­ро­ны, оно тре­бо­ва­ло, чтобы де­я­те­ли куль­ту­ры и ис­кус­ства от­ра­жа­ли офи­ци­аль­ную го­су­дар­ствен­ную идео­ло­гию, то есть от­ра­ба­ты­ва­ли вы­дан­ные им день­ги.

Кроме того, боль­шую роль иг­ра­ла эко­но­ми­ка. На­уч­но-тех­ни­че­ский про­гресс по­ло­жи­тель­но ска­зал­ся на раз­ви­тии есте­ствен­ных и точ­ных наук в тео­ре­ти­че­ском плане, равно как и на ме­ди­цине, ин­же­не­рии, стро­и­тель­стве, кос­мо­нав­ти­ке и дру­гих при­клад­ных об­ла­стях. Таким об­ра­зом, тех­ни­че­ско-при­клад­ным об­ла­стям зна­ний в эпоху «от­те­пе­ли» уде­ля­лось боль­ше вни­ма­ния, чем со­ци­аль­но-гу­ма­ни­тар­ным на­у­кам. Свое­об­раз­ным под­твер­жде­ни­ем этого слу­жит ци­та­та поэта Б.А. Слуц­ко­го: «Что-то фи­зи­ки в по­че­те, что-то ли­ри­ки в за­гоне». Боль­шие на­деж­ды были свя­за­ны с элек­трон­но-вы­чис­ли­тель­ны­ми ма­ши­на­ми (ЭВМ, бу­ду­щи­ми ком­пью­те­ра­ми).

 

 Со­вет­ская ЭВМ

Огром­ную роль в раз­ви­тии «от­те­пе­ли» сыг­ра­ло еще и то что «же­лез­ный за­на­вес», воз­ник­ший в эпоху Ста­ли­на, начал по­сте­пен­но осла­бе­вать во вре­ме­на прав­ле­ния Хру­ще­ва. Из дру­гих стран в СССР и на­о­бо­рот про­ни­ка­ли раз­лич­ные тео­рии, идеи, мысли.

Сто­ить пом­нить, что Со­вет­ский Союз был мно­го­на­ци­о­наль­ным го­су­дар­ством и важ­ное зна­че­ние имела де­я­тель­ность людей куль­ту­ры, науки и об­ра­зо­ва­ния всех на­ци­о­наль­но­стей.

В воз­ник­но­ве­нии «от­те­пе­ли», на­ко­нец, одной из глав­ных при­чин была лич­ность Ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря СССР – Н.С. Хру­ще­ва. Он был очень ак­тив­ным, вспыль­чи­вым и эмо­ци­о­наль­ным че­ло­ве­ком. По­ми­мо этого, Ни­ки­та Сер­ге­е­вич, как на­сто­я­щий боль­ше­вик, был вос­пи­тан в тра­ди­ци­ях «ре­а­ли­стич­но­го и пра­виль­но­го» ис­кус­ства, что по­вли­я­ло на его ху­до­же­ствен­ные взгля­ды.

Кроме непо­сред­ствен­но­го главы го­су­дар­ства, важ­ную роль в эпохе «от­те­пе­ли» сыг­ра­ли при­бли­жен­ные к Н.С. Хру­ще­ву ру­ко­во­ди­те­ли стра­ны – ми­ни­стры куль­ту­ры и ис­кус­ства, науки, об­ра­зо­ва­ния и так далее. Эти люди были очень раз­ные, и мно­гие из них не хо­те­ли по­ни­мать, что твор­че­ские люди – осо­бые и к ним нужен осо­бый под­ход.

С одной сто­ро­ны, в 1953–1964 гг. в СССР шла де­ста­ли­ни­за­ция, в куль­ту­ре и ис­кус­стве по­яв­ля­лись про­из­ве­де­ния, раз­об­ла­чав­шие ста­лин­скую эпоху. С дру­гой сто­ро­ны, кри­ти­ка Ста­ли­на была очень узкой. Толь­ко после мно­же­ства уси­лий и лич­но­го вме­ша­тель­ства Н.С. Хру­ще­ва А.И. Сол­же­ни­цын смог опуб­ли­ко­вать роман «Один день Ивана Де­ни­со­ви­ча», рас­ска­зы­ва­ю­щий о ла­ге­ре ГУЛАГ. «Белые одеж­ды» В.Д. Ду­дин­це­ва (роман о борь­бе на­сто­я­щих уче­ных с псев­до­уче­ны­ми), а также дру­гие ра­бо­ты под­вер­га­лись кри­ти­ке, а ка­кие-то во­об­ще не уви­де­ли свет из­да­тель­ства.

 А.И. Сол­же­ни­цын

 

 В.Д. Ду­дин­цев

Де­мо­кра­ти­за­ция в куль­ту­ре и ис­кус­стве про­яв­ля­лась по двум на­прав­ле­ни­ям. Пер­вое на­прав­ле­ние – это раз­ре­ше­ние раз­лич­ных сти­лей в ис­кус­стве. То есть ху­дож­ни­кам, по­этам, му­зы­кан­там и дру­гим людям, ра­бо­та­ю­щим в сфере ис­кус­ства, раз­ре­ши­ли со­зда­вать про­из­ве­де­ния по сво­е­му усмот­ре­нию (среди по­этов новых ве­я­ний это были, на­при­мер, Р.И. Рож­де­ствен­ский  и А.А. Воз­не­сен­ский  и дру­гие, ко­то­рые ис­поль­зо­ва­ли в своих про­из­ве­де­ни­ях ли­те­ра­тур­ные при­е­мы ран­не­го твор­че­ства В.В. Ма­я­ков­ско­го; в му­зы­каль­ной сфере это был джаз как новая му­зы­каль­ная форма). С дру­гой сто­ро­ны, ру­ко­вод­ству СССР не нра­ви­лись неко­то­рые из­ме­не­ния в сфере ис­кусств и оно на­кла­ды­ва­ло за­пре­ты на ка­кие-то его виды или огра­ни­чи­ва­ло их.

 

 Р.И. Рож­де­ствен­ский – поэт, пе­ре­вод­чик, про­дол­жа­тель дела Ма­я­ков­ско­го

 

А.А. Воз­не­сен­ский – со­вет­ский поэт, ху­дож­ник, ар­хи­тек­тор

Что ка­са­ет­ся по­ли­ти­че­ской жизни, то в Со­вет­ском Союзе при Н.С. Хру­ще­ве не было мно­го­пар­тий­но­сти. Ве­ду­щей оста­ва­лась КПСС. Вы­ска­зы­вать­ся за де­мо­кра­ти­за­цию об­ще­ства и по­ли­ти­ки было можно, но до опре­де­лен­но­го пре­де­ла. Имен­но в эпоху «от­те­пе­ли» по­яв­ля­лись сти­хо­тво­ре­ния по­этов о по­ли­ти­ке, те­ле­ви­зи­он­ный са­ти­ри­че­ский жур­нал «Фи­тиль», в ко­то­ром кри­ти­ко­ва­лись недо­стат­ки со­вет­ской по­ли­ти­че­ской си­сте­мы. Среди ху­до­же­ствен­ных филь­мов в таком на­прав­ле­нии мысли были «Кар­на­валь­ная ночь», «Добро по­жа­ло­вать, или по­сто­рон­ним вход вос­пре­щен». В этих филь­мах го­во­ри­лось о неэф­фек­тив­но­сти и глу­по­сти мест­ных чи­нов­ни­ков или ру­ко­во­ди­те­лей и об умных на­чаль­ни­ках, сто­я­щих над ними, ко­то­рые ре­ша­ли про­бле­мы. То есть су­ще­ство­вал опре­де­лен­ный порог в по­ли­ти­че­ской жизни, даль­ше ко­то­ро­го кри­ти­ко­вать было нель­зя.

 Со­вет­ский ре­клам­ный пла­кат филь­ма «Кар­на­валь­ная ночь»

 

 Со­вет­ский ре­клам­ный пла­кат филь­ма «Добро по­жа­ло­вать, или по­сто­рон­ним вход вос­пре­щен»

Кон­так­ты с За­па­дом во вре­ме­на «от­те­пе­ли» по­сте­пен­но рас­ши­ря­лись. Со­вет­ские люди ез­ди­ли за гра­ни­цу. Сна­ча­ла это были де­я­те­ли ис­кус­ства, куль­ту­ры, спортс­ме­ны (в 1956 г. со­вет­ская сбор­ная ко­ман­да от­лич­но вы­сту­пи­ла на Олим­пиа­де в г. Мель­бурн). Потом в дру­гие стра­ны на­ча­ли ез­дить и обыч­ные люди. В 1957 г. в г. Москве про­во­дил­ся VI Все­мир­ный фе­сти­валь мо­ло­де­жи и сту­ден­тов. Этот фе­сти­валь про­во­дил­ся под ан­ти­им­пе­ри­а­ли­сти­че­ски­ми ло­зун­га­ми («Долой ка­пи­та­лизм», «Долой ко­ло­ни­а­лизм» и т. д.). Участ­ни­ка­ми фе­сти­ва­ля были около 500 тыс. че­ло­век. Они об­ме­ни­ва­лись между собой раз­лич­ны­ми иде­я­ми, тео­ри­я­ми, мыс­ля­ми, кни­га­ми, от­кры­ти­я­ми, пред­ме­та­ми и т. д.

 

 Со­вет­ская сбор­ная ко­ман­да, по­лу­чив­шая зо­ло­то на Олим­пиа­де в г. Мель­бурн в 1956 г.

 

 VI Все­мир­ный фе­сти­валь мо­ло­де­жи и сту­ден­тов

В 1958 г. в Со­вет­ском Союзе про­во­дил­ся Меж­ду­на­род­ный му­зы­каль­ный кон­курс имени П.И. Чай­ков­ско­го. По­бе­ду в нем одер­жал ге­ни­аль­ный аме­ри­ка­нец Ван Кли­берн, пи­а­нист. В 1959 г. был про­ве­ден пер­вый Мос­ков­ский Меж­ду­на­род­ный ки­но­фе­сти­валь. Ве­ду­щие ре­жис­се­ры того вре­ме­ни меч­та­ли, чтобы их при­гла­си­ли на него. Таким об­ра­зом, можно ска­зать, что в 1957 г. же­лез­ный за­на­вес в СССР зна­чи­тель­но осла­бел, но все еще су­ще­ство­вал, так как меж­ду­на­род­ные кон­так­ты со­вет­ских жи­те­лей огра­ни­чи­ва­лись, а за­ру­беж­ные про­из­ве­де­ния ис­кус­ства под­ле­жа­ли идео­ло­ги­че­ской цен­зу­ре. Но в то же время, когда Б. Па­стер­на­ку при­су­ди­ли Но­бе­лев­скую пре­мию за ан­ти­ре­во­лю­ци­он­ный роман «Док­тор Жи­ва­го» (хотя Но­бе­лев­ский ко­ми­тет по­сту­пил хитро, объ­яс­нив при­суж­де­ние пре­мии пи­са­те­лю и поэту за раз­лич­ные за­слу­ги в ли­те­ра­ту­ре), на него на­ча­лась трав­ля в Со­вет­ском Союзе. Это объ­яс­ня­лось тем, что по своей сути ан­ти­со­вет­ский роман по­лу­чил Но­бе­лев­скую пре­мию в усло­ви­ях хо­лод­ной войны.

 

Меж­ду­на­род­ный му­зы­каль­ный кон­курс имени П.И. Чай­ков­ско­го, 1958 г. (за фор­те­пи­а­но по­бе­ди­тель – аме­ри­ка­нец Ван Кли­берн)

То есть, с одной сто­ро­ны, в эпоху «от­те­пе­ли» была опре­де­лен­ная сво­бо­да в куль­ту­ре, твор­че­стве ра­бот­ни­ков ис­кус­ства, а с дру­гой сто­ро­ны, вла­сти эту сво­бо­ду огра­ни­чи­ва­ли, если де­я­тель­ность ка­ких-то людей силь­но про­ти­во­ре­чи­ла го­су­дар­ствен­ной идео­ло­гии или ме­ша­ла ру­ко­вод­ству СССР.

За время прав­ле­ния Н.С. Хру­ще­ва, по срав­не­нию с эпо­хой И.В. Ста­ли­на, ре­прес­сий было зна­чи­тель­но мень­ше, но за ста­тьи по ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции и про­па­ган­де, кле­ве­те на со­вет­ский строй и т. д. было преду­смот­ре­но стро­гое на­ка­за­ние. Неугод­ных го­су­дар­ству людей са­жа­ли в тюрь­мы.  

В 1953–1964 гг. про­ис­хо­ди­ла не толь­ко ре­а­би­ли­та­ция про­шлой по­ли­ти­че­ской жизни, но и ре­а­би­ли­та­ция ис­кус­ства про­шло­го. На­при­мер, была вос­ста­нов­ле­на в пра­вах опера «Ве­ли­кая друж­ба» В.И. Му­ра­де­ли на­ча­ли из­да­вать­ся про­из­ве­де­ния ранее не из­вест­ных ав­то­ров. Но очень мно­гие про­из­ве­де­ния со­вет­ских и за­ру­беж­ных пи­са­те­лей оста­ва­лись под за­пре­том (на­при­мер, про­из­ве­де­ния М.А. Бул­га­ко­ва и А.А. Ах­ма­то­вой).

 В.И. Му­ра­де­ли – со­вет­ский ком­по­зи­тор и ди­ри­жер

Что ка­са­ет­ся науки, то она тоже была ча­стич­но ре­а­би­ли­ти­ро­ва­на. Опре­де­лен­ные дис­кус­сии и споры раз­ре­ша­лись среди ис­то­ри­ков, био­ло­гов, вра­чей и так далее. Ге­не­ти­ке был воз­вра­щен на­уч­ный ста­тус, так как ру­ко­вод­ство стра­ны осо­зна­ло, на­сколь­ко важна эта наука для че­ло­ве­ка. В ис­то­рии и по­ли­ти­ке «культ лич­но­сти» был за­ме­нен на т. н. «культ на­род­ных масс», от ис­то­ри­ков тре­бо­ва­ли встав­лять в свои на­уч­ные ра­бо­ты идеи и рас­суж­де­ния о ре­ша­ю­щей роли на­род­ных масс в ми­ро­вой ис­то­рии. Вы­да­ю­щи­е­ся до­сти­же­ния были сде­ла­ны в об­ла­сти фи­зи­ки. Среди уче­ных-фи­зи­ков можно вы­де­лить А.М. Про­хо­ро­ва, Л.Д. Лан­дау, Н.Г. Ба­со­ва и дру­гих. Много со­вет­ских уче­ных по­лу­чи­ли Но­бе­лев­ские пре­мии в раз­ных об­ла­стях зна­ний.

 

 А.М. Про­хо­ров – со­вет­ский физик, один из изоб­ре­та­те­лей ла­зе­ра

 

 Л.Д. Лан­дау – со­вет­ский физик

 

 Н.Г. Басов – со­вет­ский физик, один из изоб­ре­та­те­лей ла­зе­ра

В об­ла­сти об­ра­зо­ва­ния тоже были про­ве­де­ны раз­лич­ные из­ме­не­ния. Вво­ди­лось все­об­щее один­на­дца­ти­лет­нее об­ра­зо­ва­ние и про­фес­си­о­наль­ная под­го­тов­ка школь­ни­ков к раз­лич­ным тех­ни­че­ским спе­ци­аль­но­стям (на­при­мер, ме­ха­ни­ка, то­ка­ря, фре­зе­ров­щи­ка, кра­нов­щи­ка и т. д.). Про­во­ди­лись и дру­гие ре­фор­мы в об­ра­зо­ва­нии. Бла­го­да­ря им со­вет­ское об­ра­зо­ва­ние в то время было одним из луч­ших в мире.

Хо­чет­ся от­ме­тить, что опре­де­лен­ная де­мо­кра­ти­за­ция куль­ту­ры и ис­кус­ства при­ве­ла к тому, что в ка­кой-то мо­мент их стало невоз­мож­но от­де­лить от об­ще­го со­сто­я­ния жизни об­ще­ства.  В об­ще­стве со­зда­ва­лась уни­каль­ная ат­мо­сфе­ра по­пу­ляр­но­сти по­этов, пи­са­те­лей, уче­ных, об­ще­ствен­ных де­я­те­лей и т. д.

Имен­но в эпоху «от­те­пе­ли» в Со­вет­ском Союзе по­явил­ся такой му­зы­каль­но-ли­те­ра­тур­ный жанр, как бар­дов­ская песня. Поэты пи­са­ли сти­хо­тво­ре­ния, под­би­ра­ли му­зы­ку на ги­та­рах и сами ис­пол­ня­ли свои песни. Среди ис­пол­ни­те­лей-бар­дов были наи­бо­лее по­пу­ляр­ны В.В. Вы­соц­кий, Б.Ш. Окуд­жа­ва , А.А. Галич. Также по­пу­ляр­ной в СССР в пе­ри­од с 1953 по 1964 гг. стала на­уч­ная фан­та­сти­ка. Вы­да­ю­щим­ся де­я­те­лем этого ли­те­ра­тур­но­го на­прав­ле­ния был И.А. Еф­ре­мов. Мас­со­вость бар­дов­ской песни и по­все­мест­ное об­суж­де­ние про­из­ве­де­ний по­этов, пи­са­те­лей, му­зы­кан­тов, на­уч­ных работ по­ка­зы­ва­ли, что со­вет­ские граж­дане ин­те­ре­со­ва­лись своей куль­ту­рой, ис­кус­ством и на­у­кой, были нерав­но­душ­ны ко всему этому.

 

В.В. Вы­соц­кий и Б.Ш. Окуд­жа­ва – со­вет­ские барды

 

 А.А. Галич – со­вет­ский поэт, бард

 

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники:

  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya-rossii/11-klass/
  • https://www.youtube.com/watch?v=_FK7VkFkKiE
  • https://www.youtube.com/watch?v=U3ghLKISTH0

Файлы