3 класс. Чтение. Летние путешествия и приключения. К. Паустовский "Кот - ворюга", "Жильцы старого дома".
3 класс. Чтение. Летние путешествия и приключения. К. Паустовский "Кот - ворюга", "Жильцы старого дома".
Комментарии преподавателя
Летние путешествия и приключения.
К. Паустовский "Кот - ворюга"
Введение
Мы сегодня познакомимся с рассказом замечательного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского «Кот - ворюга».
Константин Георгиевич Паустовский родился 19 мая 1892 года в Москве. Костя Паустовский написал свой первый рассказ в возрасте 19 лет. За свою большую писательскую жизнь он побывал во многих уголках своей Родины. «Почти каждая моя книга — это поездка. Или, вернее, каждая поездка – это книга», — говорил Паустовский.
Паустовский написал много рассказов для детей и несколько сказок. Они учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное и уметь фантазировать, быть добрым, честным, способным признать и самому исправить свою вину. Книги Паустовского переведены на многие иностранные языки. За свои книги писатель был награжден тремя орденами и медалью.
http://mypresentation.ru/documents/45f1002ddb10461099748e5983ebc55a/img3.jpg
Чтение первой части
Что мы узнали о коте из 1 части? Найдите в тексте его описание. ( Кот , у которого разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза.)
О каких поступках узнали? ( Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.)
Какой вывод из всего сказанного мы можем сделать? ( Он описан как хулиган, боец).
Правильно, результат этого отражён в строках описания внешнего вида кота. Видны результаты борьбы. Видимо кот не раз получал за свои проказы, воровство. Какие чувства вызывает кот?( Мне жалко кота. А мне не жалко, он воровал)
Как автор называет кота?( бродяга и бандит, ворюга) Чье мнение выражает автор?( Своё) Что означает слово вор?( это , тот кто крадёт)
А ворюга? ( так говорят презрительно о том, кто совершает кражи).
Что использует автор, для описания поступков?
(Для описания поступков использованы глаголы действия. )
Паустовский оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой. Если бы мы прочитали только описания поступков, действий, не зная, что это совершал кот, мы бы решили, что всё это делает мальчик-хулиган.
Что сделал кот напоследок? (Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу. Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу, она упала на голову Рувиму. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.)
http://900igr.net/datai/literatura/Skazochnik-Andersen/0004-004-Uznaj-proizvedenie.png
Как называет автор его последний поступок? ( отчаянный)
Почему он так называет?( спасения не было)
Как вы думаете, почему кот так ведет себя? Какой образ кота создаёт автор?(образ наглого бродяги, он ведёт себя так, чтобы выжить)
Правильно, Паустовский создаёт образ нахального кота, который готов на всё, даже на самый отчаянный поступок. Кот бездомный, у него нет хозяев, он никому не принадлежит и никому не нужен. Поэтому он и ведёт бродячий, воровской образ жизни, другого пути у него быть не может. Так он ведёт себя, чтобы выжить. Это и есть мотив его поступков - желание выжить, будучи никому ненужным.
Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно и подчеркните их.
Кукан с окунями – бечевка, на которую надевают под жабру и в рот пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду, чтобы не умерла.
Погреб – устроенная и покрытая яма для хранения съестных припасов.
Прорва – у Паустовского - название реки
Чтение второй части
Вспомните, что такое пейзаж в художественном произведении?
( Пейзаж-описание природы)
Что в рассказе Паустовского является пейзажем?
Найдите и прочитайте пейзажную зарисовку. (Дом был маленький. Он стоял в глухом, заброшенном саду. Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу. Дом был завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями. Мы в нем только ночевали. Все дни, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озер. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях. Чтобы пройти к берегу озер, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах. Их венчики качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью. Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, сожженные солнцем, ...)
(В рассказе Паустовского к пейзажной зарисовке относится лишь описание старого заброшенного дома.)
Как вы думаете, почему именно заброшенный дом? Есть связь между домом и котом?
(дом заброшенный и кот беспризорник)
Что означает слово заброшенный?( Одинокий)
Между описанием дома- и главного героя –кота -есть связь.
Писатель проводит параллель: заброшенный дом- никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения ворюга.
Какой литературный приём использует Паустовский, описывая поведение кота? («выл, как подземный дух»)
Олицетворение – один из художественных приёмов: свойства живого переносятся на неодушевлённые предметы т.е на неживое.
Каким был этот вой, какие чувства он вызывал, почему?.( Этот вой страшный зловещный, тем самым кот даёт понять, что никто с ним не справится.)_
Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно и подчеркните их.
Тес – это доски, сделанные из бревен следующим образом: бревна не распиливают пилой, а превращают в доски топором, снимая все лишнее, – обтесывают.
Тесовая крыша – крыша из тёса
Лаз - это отверстие, ход, ведущий куда-то.
Чтение третьей части
- Что произошло с котом? (попался)
- Кому поручили вытащить кота?( Лёньке)
- Почему Лёньку позвали? ( Лёнька славился бесстрашием и ловкостью)
- Есть сходство между Ленькой и котом? (Да, кот тоже славился бесстрашием и ловкостью)
Противопоставляются друг другу два равных соперника - кот и Лёнька.
Кто оказался сильнее? ( Лёнька оказывается сильнее в борьбе)
Почему кот попался? (Кот попался только из-за своего голода, жадности)
- Как Ленька вытаскивал кота? Найдите в тексте и прочитайте. (Ленька взял шелковую леску, привязал к ней за хвост пойманную днем плотицу и закинул ее через лаз в подполье. Вой прекратился. Мы услышали хруст и хищное щелканье – кот вцепился зубами в рыбью голову. Он вцепился мертвой хваткой. Ленька потащил за леску, Кот отчаянно упирался, но Ленька был сильнее, и, кроме того, кот не хотел выпускать вкусную рыбу. Через минуту голова кота с зажатой в зубах плотицей показалась в отверстии лаза. Ленька схватил кота за шиворот и поднял над землей. Мы впервые его рассмотрели как следует.)
Что помогло Леньке поймать кота? (Смекалка)
После того, как кота вытащили, что удалось как следует сделать героям? ( Рассмотреть кота)
http://fb2.booksgid.com/content/22/konstantin-paustovskiy-kot-voryuga/img/i_004.png
Как выглядел кот? Прочитайте (Это оказался тощий, несмотря на воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.)
Зачем автор использует описание кота? ( чтобы мы тоже хорошенько рассмотрели его).
Вспомните, какой он был в 1 части?
Этот прием называется - контраст.,т.е противопоставление.
Какие слова и выражения использует Паустовский, описывая поведение кота, когда его поймали и схватили за шиворот? (Зажмурил глаза, прижал уши; хвост, на всякий случай, подобрал под себя)
-А зачем? Изменилось ли ваше отношение к коту? (сочувствие)
Правильно, чтобы мы сопереживали ему, показать, что и героям станет его жалко. До сих пор людьми владели чувства, они не видели кота, судили о нём по его проделкам. Он был для них воплощением зла. Но когда они его поймали, то увидели, что кот жалок, тощий, голодный, задумались о том, почему кот всё время ворует.
Вот и наступает самый напряжённый момент - вздуют кота или пожалеют.
- Что предложил сделать Лёнька? Почему он решил, что коту не поможет наказание? (У него характер такой с детства.)
- А что ждал кот? ( Наказания)
- Как он повёл себя после того, как его накормили? (Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел.)
Так, чего же не хватало коту? ( Внимания, заботы)
Чтение четвертой части.
Что значит прижился? (остался жить)
Какие изменения произошли с котом?( перестал воровать)
Какой поступок совершил кот?(благородный и неожиданный)
Что стало причиной событий, в которых кот повел себя благородно? (Куры влезли на стол и стали склёвывать кашу)
http://www.playing-field.ru/img/2015/052218/4935812
Каковы же были действия кота? Прочтите. (Кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол. Куры взлетели с отчаянным воплем. Они перевернули кувшин с молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада.)
Как автор описал действия кур? ( взлетели с отчаянным воплем, бросились, теряя перья)
http://img-fotki.yandex.ru/get/5306/98598246.20/0_62501_f3462f66_XL.jpg
Прочтите, как автор описывает Петуха? (Впереди мчался, икая, голенастый петух-дурак, прозванный “Горлачом”. Кот несся за ним на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. Внутри его от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу. После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной водой, и он отошел.)
(длинноногий дурак, кричит попусту, мчался впереди кур… Петух – трус).
Что помогает понять, что петух – трус? (Во-первых мчался впереди всех , во-вторых не просто бежал, а мчался)
Какие качества кота проявились в этом поступке? (смелость, храбрость )
.Каким предстает кот после демонстрации «благородного поступка». (он – сторож, хозяин).
Автор показывает только внутренние перемены кота, внешние перемены здесь не имеют важного значения. Его действия направились на благородные дела.
Зачем кота переименовали в милиционера? (Кот не только сам перестал воровать, но и не стал позволять этого делать другим, он почувствовал себя нужным) .
Подходит ли ему эта кличка? (Да)
Что по этому поводу говорит Рувим? (Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно, но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде.)
Обобщение
Что поняли люди? (Нужно по-доброму относиться ко всем окружающим, и тогда они ответят тем же .)
Так что же произошло? Почему так неузнаваемо изменился кот? В чём секрет столь чудесного перевоплощения Ворюги и Бандита в благородного кота?( Кот почувствовал доброту по отношению к себе, он ощутил себя нужным, переменился в ласкового кота)
-Читая рассказ, у нас постоянно менялось настроение и отношение к коту.
-Сначала вы негодовали, были возмущены поведением кота.
Потом появилось желание наказать как – то кота за его поступки.
Но потом – сочувствие, жалость.
- Написав этот рассказ, Паустовский доносит до нас ,читателей ,важную вещь:
- Добро людей, от которых кот ждал лишь привычных побоев и жестокости, изменили его: ужас сменился настороженностью, а затем – доверчивостью. Кот перестал воровать, он ходил, как хозяин и сторож. И люди тоже поняли, что добро всегда добром возвращается.
Ответили мы с вами на вопрос, который возник в начале урока?
Так, какой же кот? ( В начале мы кота представляли бандитом, вором, но оказывается кот очень добрый и милый. Он вел себя так от безысходности, чтобы выжить. Кот был никому не нужен. Но когда его накормили приютили, он ответил добротой.)
Главная идея этого произведения- добро всегда добром возвращается.
Итоги
Освоили главную идею произведения ( добро всегда добром возвращается.)
Дали оценку поступкам кота.
Объяснили, что такое олицетворение, контраст (описание внешности кота в начале рассказа и в конце), кукан с окунями, погреб, Прорва, тесовая крыша, лаз.
ИСТОЧНИК
http://www.youtube.com/watch?v=CkECGIhY_EU
http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/01/31/3_kl._kot-_voryuga.doc
http://pwpt.ru/download/ident/6eeb2da716a8ce589f482b91607c7f55/
http://citaty.su/kratkaya-biografiya-paustovskogo
http://festival.1september.ru/articles/596182/pril.docx
http://novyurok.ru/downloadfile.php?file=http://ppt4web.ru/uploads/ppt/1402/052a3c647a98c94f41942b4edab2f08d.ppt