3 класс. Чтение. Природа летом. С. Есенин "С добрым утром!". Б. Пастернак "За поворотом".
3 класс. Чтение. Природа летом. С. Есенин "С добрым утром!". Б. Пастернак "За поворотом".
Комментарии преподавателя
Природа летом.
Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!» и Б. Пастернака «За поворотом»
Введение
– «Природа летом». Так называется третий раздел нашего учебника.
Откройте разворот книги, с. 86–87. Рассмотрите иллюстрацию художника.
– Какое настроение у этой иллюстрации?
– Как вы думаете, какие особенности именно у летней природы? Чем она отличается от других времён года?
– Откройте «Содержание» в конце учебника. Прочитайте фамилии авторов, названия произведений, с которыми мы будем знакомиться в этом разделе. Есть ли среди них писатели, с творчеством которых вы знакомы?
– Можно ли по именам авторов, по названиям определить, какие по жанру произведения включены в раздел? Что наиболее часто мы будем встречать в произведениях? (Описания природы.)
Чтение стихотворения С. Есенина «С добрым утром!».
http://bimbleebe.ru/uploads/images/s/t/i/stihi_s_esenina_detjam_s_dobrim_utrom.jpg
Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте фамилию автора. Встречались ли раньше с его произведениями?
– Интересно, к кому обращено приветствие «С добрым утром!»? Принадлежит ли оно поэту или ещё кому-то, как вы думаете? Обратите внимание на зарисовку, которую сделал художник к стихотворению.
– А как вам показалось, глядя на зарисовку, о каком утре мы будем читать? Почему?
– Вспомните, кто ещё из поэтов описывал летний рассвет и звёзды предутреннего неба? (К. Бальмонт, «Капля».)
– Константин Бальмонт грустит, встречая «зеленоватый рассвет», ведь закончилась сказка, померк колодец, угасла звезда. А Сергей Есенин? Можно ли сказать о его настроении, не читая стихотворения?
Работа с текстом во время чтения.
http://litsait.ru/images/photos/medium/article28868.jpg
1. Первичное чтение (самостоятельно, про себя).
2. Выявление первичного восприятия.
– Какие картины вы представляли, когда читали стихотворение?
– Так кто же обращается с приветствием? Кто кому говорит «С добрым утром!»?
– Правы ли мы были, когда предположили, что настроение в стихотворении радостное, бодрое, приподнятое?
Перечитывание по строфам (комментированное чтение). Развитие воображения.
1-я строфа
Задремали звёзды золотые. (Какую картину вы представили? Раннее утро, звёзды становятся всё бледнее, гаснут, как бы засыпают…)
Задрожало зеркало затона. (Затон – это мелкий, длинный речной залив, его ещё называют «заводь». Вода была спокойной, прозрачной, как зеркало. И вдруг это зеркало – поверхность воды – задрожало. Почему? (От лёгкого утреннего ветерка.)
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона. (Представьте себе эту картину: солнца ещё нет, но уже появляется едва-едва (брезжит) его свет, небо розовеет – румянится.)
– Как нужно читать эту строфу? (Спокойно, негромко, ведь в природе тишина, дремлют звёзды, а летняя природа только-только просыпается…)
2-я строфа
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы. (Что вы представляете? Как просыпаются берёзки? Лёгкий ветерок колышет ветви, мягкие листья – как шёлк…)
Шелестят зелёные серёжки. (Мы были правы: ветерок разбудил берёзки. А кого они вам напоминают? Улыбки, шёлковые косы, серёжки…
Действительно, берёзки похожи на юных улыбчивых девушек.)
И горят серебряные росы. (Представили, как капли росы сверкают (горят) под первыми солнечными лучами?)
– Как будем читать эту строфу? (Уже чуть громче: природа просыпается, шумят берёзки под утренним ветерком; с улыбкой, ласково, любуясь…)
3-я строфа
Читаем строфу целиком.
– Что представили, какую картину? (У изгороди, сплетённой из веток (у плетня) разрослась крапива, она вся в блестящих капельках росы («обрядилась ярким перламутром»), качается под лёгким ветерком и как будто шепчет радостно всем вокруг, всей природе: «С добрым утром!»)
– Как прочитаем эту строфу? (Эмоционально, весело, ведь крапива похожа на игривую девчонку-шалунью.)
Обобщение
а) Как меняется настроение от строфы к строфе? (От спокойного, немного «сонного», к бодрому, радостному.)
б) В последней строфе слова «С добрым утром!» говорит крапива у плетня. А в названии стихотворения? (Вся летняя природа просыпается и говорит нам «С добрым утром!»)
в) Говорится ли в стихотворении о ветре? (Нет, прямо не говорится.)
Почему же мы ощущаем его присутствие? (действия ветерка: задрожало, улыбнулись, растрепали, шелестят, качаясь, шепчет.)
– А вы заметили, какие звуки помогают услышать дуновения летнего ветерка? (Звуки ж, ш: задрожало, шелестят, шёлковые, шепчет, шаловливо, заросшая.) Настоящий поэт умеет с помощью слов, звуков нарисовать картины так ярко, зримо, что мы их легко можем представить, и удивиться, и порадоваться красоте природы вместе с ним. Именно такой поэт Сергей Есенин.
г) Кто заметил ещё один секрет поэтического мастерства С. Есенина?
(Поэт как бы оживляет природу: у него дремлют звёзды, улыбаются берёзки, наряжается и шаловливо шепчет крапива, и мы очень ясно всё это себе представляем, ведь пробуждение природы похоже на пробуждение человека.)
– Когда вы будете читать это стихотворение выразительно, какие чувства вы постараетесь передать? (Радость, нежность, любование родной природой, доброту, любовь…)
Чтение стихотворения Б. Пастернака «За поворотом».
Борис Пастернак
http://www.ya-zemlyak.ru/images/photoarhiv/
– О летней природе писали многие поэты. Познакомимся ещё с одним стихотворением, оно завершает раздел «Природа летом» (с. 107).
Работа с текстом до чтения.
– Судя по иллюстрации, стихотворение о лесе. Рассмотрим иллюстрацию повнимательнее. Что вы можете сказать о лесе, изображённом на ней?
– Деревья сомкнулись, переплели ветви, за ними чернота, темнота. Как ещё можно назвать такой лес? (Чаща.)
– Прочитайте название стихотворения. Соответствует ли оно иллюстрации? Что можно предположить?
– Кто автор стихотворения? Знакомы ли вы с его творчеством? О чём можем сказать сейчас, глядя на дату? (Поэт XX века.)
– Прочитайте стихотворение про себя, постарайтесь представить картины, нарисованные автором, почувствовать его настроение, понять мысли.
Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (самостоятельно, про себя).
2. Выявление первичного восприятия.
– Какие картины вы увидели, читая стихотворение? Что почувствовали?
3. Повторное (комментированное) чтение.
Борис Пастернак
ЗА ПОВОРОТОМ
Насторожившись, начеку
У входа в чащу,
Щебечет птичка на суку
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/4/113/634/113634483_large_P1040636.JPG
Легко, маняще. (Представили? Обратите внимание: птичка поёт «легко, маняще» – то есть манит, зовёт в эту чащу, но при этом – «насторожившись, начеку» – сразу два слова-синонима, они усиливают это ощущение настороженности. Почему? Вопрос задаётся, но ответа он не требует.)
Она щебечет и поёт
В преддверье бора, (В преддверье – то есть у входа, у начала бора.)
Как бы оберегая вход
В лесные норы. (Вот ответ на вопрос: птичка на страже – «как бы оберегая вход в лесные норы». Оберегая от кого?
Предположения детей.)
Под нею – сучья, бурелом,
Над нею – тучи,
В лесном овраге, за углом –
Ключи и кручи.
Нагроможденьем пней, колод
Лежит валежник.
В воде и холоде болот
Цветёт подснежник. (Представили эту густую, непроходимую чащу? В ней своя, особая жизнь и своя красота: чистые ключи (родники), подснежник, цветущий, несмотря ни на что, «в воде и холоде болот». Эту жизнь и эту красоту надо оберегать…)
А птичка верит, как в зарок,
В свои рулады. (Есть такое выражение: дать зарок, т.е. обещание, клятву. Рулады – это очень красивое, виртуозное (совершенное) пение.)
И не пускает на порог
Кого не надо. (А кого не надо «пускать на порог» этого леса, как вы думаете? Людей, чужих природе: злобных, чёрствых, не умеющих видеть и ценить красоту, уважать законы, по которым живёт мир природы…)
Обобщение
а) Похожи ли чем-то, созвучны ли стихотворения Б. Пастернака и С. Есенина? (У них общая тема, близкое настроение…) Оба поэта – «взрослые», они не писали специально для детей, но их стихотворения доступны, понятны читателям любого возраста, и это признак настоящей поэзии.
б) Можно ли сказать, что стихотворение Б. Пастернака – только о летней природе? Что ещё может увидеть и услышать вдумчивый читатель в этом стихотворении?
в) Как бы вы объяснили смысл названия стихотворения? (Его можно толковать по-разному. Например, так: жизнь полна неожиданных встреч, чудес, за поворотом тебя может ожидать такая встреча или особый мир, живущий по своим законам, который надо понять. Другой вариант: природа – особый мир, в который пускают не каждого.)
Работа с текстами стихотворений после чтения.
– Если бы вас попросили проиллюстрировать стихотворение С. Есенина или Б. Пастернака, что бы вы нарисовали? Расскажите.
Итоги
Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.
Учились воспринимать на слух тексты ; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
представлять по ходу чтения картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
ИСТОЧНИК
http://school2100.com/pedagogam/lessons/file.php?file=16452
http://add.coolreferat.com/docs/index-2794.html
http://www.youtube.com/watch?v=dv8xBlybDXE
http://www.youtube.com/watch?v=gSMf0nfqp2o
http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/06/13/s.esenin_i_b._pasternak.pptx
http://mypresentation.ru/download/tema__s_a_esenin_s_dobrym_utrom_avtor_uchitel_nachalnyx_klassov_ov_ignatova
http://fb.ru/article/143643/boris-pasternak---biografiya-jizn-i-tvorchestvo#image422926
http://fb.ru/article/217225/sergey-esenin---biografiya-i-tvorchestvo-poeta-kogda-den-rojdeniya-sergeya-esenina#image1020936