3 класс. Чтение. Природа летом. А.Толстой «Детство Никиты». Главы «В купальне» и «Стрелка барометра».

3 класс. Чтение. Природа летом. А.Толстой «Детство Никиты». Главы «В купальне» и «Стрелка барометра».

Комментарии преподавателя

Природа летом

А.Толстой «Детство Никиты». Глава «Стрелка барометра»

Творчество писателя.

                                                                

А. Толстой.    http://chtoby-pomnili.com/gallery/cache/1509_ANTolstoy_2.jpg_max.jpg                                                                      

Алексей Николаевич Толстой  родился 10 января 1883 г. (по новому стилю) в городе Николаевске (ныне Пугачёвск в Саратовской области). Отец — граф Н. А. Толстой, мать — детская писательница А. Л. Толстая.

Воспитывался у отчима А. А. Бострома (на хуторе Сосновка под Самарой). Учился в Самарском реальном училище. Повесть «Детство Никиты» – автобиографическое произведение. Писатель Алексей Толстой передаёт в ней свои детские впечатления. Никита – имя его сына. Ему-то он и посвятил свою книгу. О своём детстве на хуторе Сосновка, что под Самарой, он пишет в автобиографии: «Там прошло моё детство. Сад. Пруды, окружённые вётлами и заросшие камышом. Степная речонка Чагра. Товарищи – деревенские ребята. Верховые лошади… Смены времён года, как огромные и всегда новые события. Всё это, и в особенности, что я рос один, развивало мою мечтательность…» и, несомненно, мечтательность главного героя его повести Никиты.

Мама, Александра Леонтьевна, всеми силами старалась развить в Алексее Толстом писательский талант. Может быть, благодаря ей он и стал писателем.

Аркадий Иванович – это первый домашний учитель писателя, его звали Аркадий Иванович Словохотов, о нём А.Н. Толстой вспоминает:

«Рябой, рыжий, как огонь, отличный человек, с которым мы жили душа в душу…»

в 1901 г. поступил в Петербургский технологический институт, в 1907 г. ушёл в художественное училище.

Первые книги — «Лирика» (1907 г.) и «Сорочьи сказки» (1910 г.).

С 1918 по 1923 г. Находился  за пределами России и затем, вернулся  на родину

Для детей написал сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936 г.). Прототипом Буратино здесь стал Пиноккио из одноимённой сказки Карло Коллоди, однако отличия сюжета и характеров героев достаточно существенны, и о “Буратино” вполне можно говорить как о самостоятельном произведении. Повесть «

Умер 23 февраля 1945 г. в Москве.

Словарная подготовка.

Мгла - завеса тумана, пыли.

Точно в бреду - бессознательное и возбуждённое состояние 

Чесучовые панталоны -   летние мужские брюки из лёгкой ткани.

Тиф - инфекционное заболевание.

Циферблат  Пластина с делениями, по которым перемещается конец стрелки часов и других стрелочных измерительных приборов. 

Томление -  мучение, страдание.

Пекло – страшная жара, окаянное пекло – проклятая жара, которая несёт погибель.

Работа над текстом

   Барометр.

                 http://antiques-shop.ru/resources/i38235-icon-original.jpg                                               

Беседа после прочтения первой части.

- Какая была погода? Найдите описание в тексте? (Земля растрескалась, от зноя выцвело небо, и вдали, над горизонтом, висела мгла, похожая на пыль от стада. Погорели луга, потускнели, стали свертываться листья на деревьях...)

- К чему это может привести, если такая погода будет долго?   (За обедом Василий Никитьевич, выбивая пальцами полечку по краю тарелки, сказал: — Если завтра не будет дождя, — урожай погиб.)

-Какое настроение было у героев? Почему они себя так вели? ( Собираясь за столом, домашние не шутили, как прежде, — лица у отца и матушки были озабоченные; Аркадий Иванович тоже молчал, глядел в тарелку и время от времени поправлял очки, стараясь скрыть этим сдержанный вздох.)

Беседа после прочтения 2 части.

                    http://cp14.nevsepic.com.ua/203/20264/1385233167-01-23.jpg

 

- Как меняется настроение у семьи? (  Стрелка барометра твердо указывала «буря». Все домашние собрались и сидели у круглого сороконожечного стола. Говорили шепотом, оглядывались на раскрытые в невидимый сад балконные двери.)

- Как вы это поняли?

- Что с природой, как автор передаёт состояние природы? (  И вот в мертвенной тишине первыми, глухо и важно, зашумели ветлы на пруду, долетели испуганные крики грачей. Отец ушел на балкон, в темноту. Шум становился все крепче, торжественнее, и, наконец, сильным порывом ветра примяло акации у балкона, пахнуло пахучим духом в дверь, внесло несколько сухих листьев, мигнул огонь в матовом шаре лампы, и налетевший ветер засвистал, завыл в трубах и в углах дома. Где-то бухнуло окно, зазвенели разбитые стекла. Весь сад теперь шумел, скрипели стволы, качались невидимые вершины. )

с помощью каких слов А.Н. Толстой рисует атмосферу в доме, в усадьбе: все ждут дождя, а его всё нет. Найдите, прочитайте. (Тусклые, душные, тоскливо, голая стена, железная, точно в бреду)

Восстановить последовательность событий.

Никита не знал, куда приткнуться. От тишины, от зноя звенело в голове. Пошел на крыльцо. В комнатах, в полуденной зловещей тишине, только звенели мухи. Под мглистым, но особенно каким-то ослепительным белым светом солнца широкий двор был пустынен и тих – всё заснуло, замерло. ( Никита не знал, куда приткнуться. Пошел на крыльцо. Под мглистым, но особенно каким-то ослепительным белым светом солнца широкий двор был пустынен и тих, — все заснуло, замерло. От тишины, от зноя звенело в голове.)

9. Итоги

-Представьте себя художником. Какие краски вы бы использовали для изображения детства? Какие бы цвета  преобладали. Позвольте закончить наш урок стихами.

У детства много разных красок

Ты среди них свою найди.

На белом листике бумаги

Свою мечту изобрази.

Проходит детство незаметно,

Не возвращается назад.

И только красками напомнит

Вам о весёлых тех годах.

Ведь жизнь она бывает разной,

 Угрюмой, скучной, однообразной.

Но ты сквозь годы пронеси

Из детства яркие мечты.

Итоги

На занятии учились   анализировать художественный текст; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Сделали вывод о том, что Никита воспринимает себя частью милой его сердцу усадьбы, расположенной посреди степи.  

ИСТОЧНИК

http://cs1-50v4.vk-cdn.net/p13/bcb6294e31fa4b.mp3?

http://www.youtube.com/watch?v=zuwUcgL_QnY

http://fb.ru/article/191482/povest-alekseya-tolstogo-detstvo-nikityi-kratkoe-soderjanie#image816166

http://moemesto.ru/lbalberova/file/

 

Файлы