3 класс. Чтение. Природа летом. А.Толстой «Детство Никиты». Главы «В купальне» и «Стрелка барометра».
3 класс. Чтение. Природа летом. А.Толстой «Детство Никиты». Главы «В купальне» и «Стрелка барометра».
Комментарии преподавателя
Природа летом
А.Толстой «Детство Никиты». Глава «Стрелка барометра».
Творчество писателя.
А. Толстой. http://chtoby-pomnili.com/gallery/cache/1509_ANTolstoy_2.jpg_max.jpg
Алексей Николаевич Толстой родился 10 января 1883 г. (по новому стилю) в городе Николаевске (ныне Пугачёвск в Саратовской области). Отец — граф Н. А. Толстой, мать — детская писательница А. Л. Толстая.
Воспитывался у отчима А. А. Бострома (на хуторе Сосновка под Самарой). Учился в Самарском реальном училище. Повесть «Детство Никиты» – автобиографическое произведение. Писатель Алексей Толстой передаёт в ней свои детские впечатления. Никита – имя его сына. Ему-то он и посвятил свою книгу. О своём детстве на хуторе Сосновка, что под Самарой, он пишет в автобиографии: «Там прошло моё детство. Сад. Пруды, окружённые вётлами и заросшие камышом. Степная речонка Чагра. Товарищи – деревенские ребята. Верховые лошади… Смены времён года, как огромные и всегда новые события. Всё это, и в особенности, что я рос один, развивало мою мечтательность…» и, несомненно, мечтательность главного героя его повести Никиты.
Мама, Александра Леонтьевна, всеми силами старалась развить в Алексее Толстом писательский талант. Может быть, благодаря ей он и стал писателем.
Аркадий Иванович – это первый домашний учитель писателя, его звали Аркадий Иванович Словохотов, о нём А.Н. Толстой вспоминает:
«Рябой, рыжий, как огонь, отличный человек, с которым мы жили душа в душу…»
в 1901 г. поступил в Петербургский технологический институт, в 1907 г. ушёл в художественное училище.
Первые книги — «Лирика» (1907 г.) и «Сорочьи сказки» (1910 г.).
С 1918 по 1923 г. Находился за пределами России и затем, вернулся на родину
Для детей написал сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936 г.). Прототипом Буратино здесь стал Пиноккио из одноимённой сказки Карло Коллоди, однако отличия сюжета и характеров героев достаточно существенны, и о “Буратино” вполне можно говорить как о самостоятельном произведении. Повесть «
Умер 23 февраля 1945 г. в Москве.
Словарная подготовка.
Мгла - завеса тумана, пыли.
Точно в бреду - бессознательное и возбуждённое состояние
Чесучовые панталоны - летние мужские брюки из лёгкой ткани.
Тиф - инфекционное заболевание.
Циферблат - Пластина с делениями, по которым перемещается конец стрелки часов и других стрелочных измерительных приборов.
Томление - мучение, страдание.
Пекло – страшная жара, окаянное пекло – проклятая жара, которая несёт погибель.
Работа над текстом
Барометр.
http://antiques-shop.ru/resources/i38235-icon-original.jpg
Беседа после прочтения первой части.
- Какая была погода? Найдите описание в тексте? (Земля растрескалась, от зноя выцвело небо, и вдали, над горизонтом, висела мгла, похожая на пыль от стада. Погорели луга, потускнели, стали свертываться листья на деревьях...)
- К чему это может привести, если такая погода будет долго? (За обедом Василий Никитьевич, выбивая пальцами полечку по краю тарелки, сказал: — Если завтра не будет дождя, — урожай погиб.)
-Какое настроение было у героев? Почему они себя так вели? ( Собираясь за столом, домашние не шутили, как прежде, — лица у отца и матушки были озабоченные; Аркадий Иванович тоже молчал, глядел в тарелку и время от времени поправлял очки, стараясь скрыть этим сдержанный вздох.)
Беседа после прочтения 2 части.
http://cp14.nevsepic.com.ua/203/20264/1385233167-01-23.jpg
- Как меняется настроение у семьи? ( Стрелка барометра твердо указывала «буря». Все домашние собрались и сидели у круглого сороконожечного стола. Говорили шепотом, оглядывались на раскрытые в невидимый сад балконные двери.)
- Как вы это поняли?
- Что с природой, как автор передаёт состояние природы? ( И вот в мертвенной тишине первыми, глухо и важно, зашумели ветлы на пруду, долетели испуганные крики грачей. Отец ушел на балкон, в темноту. Шум становился все крепче, торжественнее, и, наконец, сильным порывом ветра примяло акации у балкона, пахнуло пахучим духом в дверь, внесло несколько сухих листьев, мигнул огонь в матовом шаре лампы, и налетевший ветер засвистал, завыл в трубах и в углах дома. Где-то бухнуло окно, зазвенели разбитые стекла. Весь сад теперь шумел, скрипели стволы, качались невидимые вершины. )
с помощью каких слов А.Н. Толстой рисует атмосферу в доме, в усадьбе: все ждут дождя, а его всё нет. Найдите, прочитайте. (Тусклые, душные, тоскливо, голая стена, железная, точно в бреду)
Восстановить последовательность событий.
Никита не знал, куда приткнуться. От тишины, от зноя звенело в голове. Пошел на крыльцо. В комнатах, в полуденной зловещей тишине, только звенели мухи. Под мглистым, но особенно каким-то ослепительным белым светом солнца широкий двор был пустынен и тих – всё заснуло, замерло. ( Никита не знал, куда приткнуться. Пошел на крыльцо. Под мглистым, но особенно каким-то ослепительным белым светом солнца широкий двор был пустынен и тих, — все заснуло, замерло. От тишины, от зноя звенело в голове.)
9. Итоги
-Представьте себя художником. Какие краски вы бы использовали для изображения детства? Какие бы цвета преобладали. Позвольте закончить наш урок стихами.
У детства много разных красок
Ты среди них свою найди.
На белом листике бумаги
Свою мечту изобрази.
Проходит детство незаметно,
Не возвращается назад.
И только красками напомнит
Вам о весёлых тех годах.
Ведь жизнь она бывает разной,
Угрюмой, скучной, однообразной.
Но ты сквозь годы пронеси
Из детства яркие мечты.
Итоги
На занятии учились анализировать художественный текст; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Сделали вывод о том, что Никита воспринимает себя частью милой его сердцу усадьбы, расположенной посреди степи.
ИСТОЧНИК
http://cs1-50v4.vk-cdn.net/p13/bcb6294e31fa4b.mp3?
http://www.youtube.com/watch?v=zuwUcgL_QnY
http://fb.ru/article/191482/povest-alekseya-tolstogo-detstvo-nikityi-kratkoe-soderjanie#image816166
http://moemesto.ru/lbalberova/file/