3 класс. Чтение. Природа летом. И. Бунин "Розы".
3 класс. Чтение. Природа летом. И. Бунин "Розы".
Комментарии преподавателя
Иван Алексеевич Бунин «Розы»
Введение
Прежде чем приступить к работе, вспомните:
-В каком разделе вы начали работать? (Природа летом)
-С произведениями каких авторов вы познакомились? ( Есенин, Чехов, Толстой, Тургенев).
-В каких жанрах они писали?
( Есенин-стихотворение, Чехов-повесть, Толстой- повесть, Тургенев- стихотворение в прозе)
- Какого писателя вы видите на портрете? Известен он вам?
http://zvukokniga.ucoz.ru/bunin.jpg
-Какие-то его произведения вы читали? Что слышали о нем?
- А сейчас давайте дополним о нем информацию:
Иван Бунин - знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии, которую вручают за большие заслуги в литературе. Родился в 1870 году в Воронеже, в небогатой дворянской семье. Детство и юность провел в деревне. Начальное образование получил в домашних условиях, учителя приходили домой, так было принято раньше (обучал домашний учитель). Затем учился в гимназии.
Бунину нравились стихотворения Пушкина и Лермонтова. Он, как и они, свои стихотворения начал писать рано, в 17 лет.
Жизнь его сложилась так, что он долгое время жил вдали от Родины.
Почти вся его жизнь состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). Но, несмотря на то, что он находился вдали от Родины, Бунин продолжал писать различные произведения и мечтал вернуться в Россию. К сожалению, до смерти это писателю так это и не удалось сделать.
Перед смертью писатель часто болел, но при этом не переставал работать и творить.
Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года.
- Определите поэтический жанр: небольшое произведение, написанное стихами, которое отражает внутренние чувства человека. (Стихотворение)
-Где могут танцевать цветы? (Конечно, в сказке!)
-Как вы думаете, какие цветы могли бы танцевать вальс? (Розы, лилии)
-Как вы думаете, о чем же будет идти речь в стихотворении « Розы» И.Бунина? ( О розах, о природе)
-Посмотрите на картинку, что вы видите? (Розы).
http://www.fonstola.ru/pic/201301/1600x900/fonstola.ru-86793.jpg
-Какие же они красивые! Чем они отличаются? (Цветом)
-Какие цвета вы видите? (Красный, розовый, желтый, белый)
Знаете ли вы, что определенный цвет роз, имеет свое значение?!
-Розы могут сказать о многом и прежде всего о чувствах человека. Выбирают эти цветы в качестве подарка.
Белый цвет-символ чистоты, честности.
Красный цвет - символ настоящей любви. Также их преподносят в знак восхищения и уважения. Запах красных роз удивителен по-своему.
Желтый цвет - символ радости, счастья, дружбы.
Розовый цвет - символ симпатии, гордости, вежливости, чувство восхищения и нежные эмоции.
Словарная работа
Лепились - располагались.
Лазурь - светло-синий цвет.
Сумрак - темный, мрачный
Истома - чувство приятной расслабленности.
Зыбкий - неустойчивый, легко приходящий в состояние колебания.
Томные – тяжкие.
Очами-глазами.
Первичное восприятие текст
-О чем стихотворение? (О летнем дне, о розах)
-Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Радость, веселье, оптимизм, удовольствие, вдохновение)
-Какое природное явление нарисовал Бунин? (Картина летней грозы)
-В каких произведениях вы уже знакомились с этим природным явлением?
-Какая она (гроза): Страшная, как у Чехова? Долгожданная и живительная ,как у А.Толстого? Стремительная ,как у Тургенева?
-Нет. А какая она? (Гроза у Бунина не страшная, не долгая, она, как утреннее умывание…)
Откуда наблюдает поэт картину, которую описывает в своем стихотворении? (Из своего окна)
Вторичное чтение и анализ
Будем читать стихотворение по строфам и найдём строчки, в которых можно увидеть краски и услышать звуки летнего дня.
Что такое строфа? (Это повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов (это одна строчка, одно предложение), связанных по смыслу, по интонацию).
- Представьте: ярко-синее небо (лазурь), белые облака; а пламенный день – это какой? (Летний, солнечный, жаркий день)
- С чем сравнивает Бунин розы? Какого они цвета? (Розы похожи на чаши – большие, круглые. Они «полные огня» - то есть, алые, красные.)
– Как поэт говорит о доме? Что значит сумрак? (Дом тёмный, сумрачный, мрачный, а розы его украшают)
– Почему нас не пугает, не портит нашего настроения этот «прохладный сумрак дома»? (В нём прохлада, там можно укрыться от жары, в его окна «глядит зелёный сад», о саде говорится как о живом существе)
– Что значит «знойный сад»? (Он залит солнечным светом)
– Еще раз вспомните, что означает слово «истома». (Чувство приятной слабости, расслабленность, усталость, вялость)
– «Истома струила сладкий аромат». Что это за аромат сена? Почему он сладкий? (Запах трав, цветов, он очень приятный)
-Выберите слова, которые рисуют нам летний день. (Знойный, душная, сладкий, пламенный – из этих слов складывается картина очень жаркого летнего дня.)
Такие слова в литературе называются эпитеты-художественные определения, которые прибавляют к слову для большей выразительности.
-Найдите в 3-ей строфе глаголы, с помощью которых автор передает звуки? Прочитайте их. ( Грохотал, пели, звенели, день сиял)
-А в этой строфе Бунин рисует картину летней грозы. Какая она? (Она не страшная, не долгая, она как утреннее умывание)
http://img-fotki.yandex.ru/get/9155/98861842.18/0_84f58_75a9e16b_XXXL.jpg
-«Потоки голубых ливней шумно пробегали» – О чем это говорит? Долгой ли была гроза? (Ливень быстро проходил, омыв землю)
-Что означает «млели розы»? (В состоянии истомы, расслабления)
-И снова мы видим розы – прекрасные цветы, но какие они теперь? (Они завяли)
- Недолгая жизнь у цветов. И всё же, какими мы видим розы? (Они улыбаются сквозь слёзы, глазами полными огня).
-Что это за слезы? (Капли дождя)
-Погасил ли ливень тот огонь, которым сияли розы? (Нет, ливень не погасил огня: розы все так же горят)
- Можно ли сказать, как относится к розам сам поэт И. Бунин? (Он их любит и сожалеет об их короткой жизни)
Обобщение
-Какой же летний день у Бунина? (Пламенный, жаркий, душный, истома - и гром, голубые ливни. Сияющий день и прекрасные розы – это подлинная красота жизни.)
-Как вы думаете, почему поэт говорит о двух розах, а, к примеру, не об одной? Ведь рифма при этом не нарушилась бы. (Одна роза – это одиночество, слишком тоскливо. Две – близкие души, способные понять друг друга, радоваться вместе. Помогать друг другу.)
-Можем ли мы понять, о чем думал поэт, когда создавал это произведение? Что он чувствовал? (Он радовался жизни, радовался красоте лета, восхищался розами – их красотою, неповторимостью. Любовался гармонией и красотой природы)
-В записках автора есть одна фраза: “начинается пора прелестных облаков”. Бунин очень любил работать летней порой – “порой облаков”, “ порой дождей”, “порой цветения”. Он любил наблюдать за небом, наблюдать облака, всегда таинственные и притягательные. Читая Бунина, видишь цвет и свет, чувствуешь запахи и слышишь звуки
-Рассмотрите иллюстрацию в книге на стр.101.
-Согласны вы с тем, как проиллюстрировал художник это стихотворение? (Радуга – предвестник чуда, счастья!)
-Какую иллюстрацию нарисовали бы вы?
-Почему же И.А.Бунин назвал своё стихотворение “Розы”, а не летний день? Как вам кажется? (Розы вдохновляли поэта на творчество!)
Итоги
Прочитали стихотворение Ивана Бунина, проанализировали, узнали, о чем это стихотворение.
ИСТОЧНИК
http://konkurs-krugozor.ru/downloadfile.php?file=http://ds02.infourok.ru/uploads/doc/12d2/0003e361-4c63bcba.docx
http://www.youtube.com/watch?v=LtPqduL7pVA
http://www.youtube.com/watch?v=D0y6QGi1Oeo
http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/10/29/bunin_i.a._rozy.pptx
http://all-biography.ru/wp-content/presentations/