3 класс. Чтение. Природа летом. В. Бианки «Неслышимка».

3 класс. Чтение. Природа летом. В. Бианки «Неслышимка».

Комментарии преподавателя

Виталий Бианки «Неслышимка»

Введение

http://static.librebook.ru/uploads/pics/01/52/933_o.png 

http://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1095/0007500c-f603f688/hello_html_m4569c0d8.png       

                              БИАНКИ ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ

                                                  (1894–1959)

 Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков- итальянцев. От отца ученого- орнитолога талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».

 Отец работал в Зоологическом музее. И дети трое сыновей часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк. 

 Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять- шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. 

 Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки. 

 Бианки всю жизнь путешествовал. Особенно запомнились походы по Алтаю. Бианки тогда, в начале 20-х годов, жил в Бийске, где преподавал биологию в школе, работал в краеведческом музее. 

 Осенью 1922-го Бианки с семьей вернулся в Петроград. Стал посещать литературный кружок, где собирались детские писатели. Сюда приходили Чуковский, Житков, Маршак. Вскоре в журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья». В том же, 1923 году, вышла первая книжка («Чей нос лучше»). 

 Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». 9 Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку». Бианки работал над «Лесной газетой» с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. 

  Бианки постоянно работал над новыми книгами (он автор более трехсот произведений) 

 Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». 14 В сказочных произведениях нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось - таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир. 

      Выставка книг Виталия Бианки.

http://3.bp.blogspot.com/-ZwLGaq3AMXU/VI6sDWa-ekI/AAAAAAAABn8/ZMQvcEihQEU/s1600/
Определите из какого произведения донный отрывок.   Кто автор?
« Медведица осторожно взяла одного медвежонка зубами за шиворот, подняла и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого».
- Это отрывок из рассказа В. Бианки «Купание медвежат».

- Сегодня   мы познакомимся с другими произведениями В. Бианки.

"Неслышимка". В. Бианки.

                   http://booksonline.com.ua/pic/5/0/4/8/9/i_139.jpg     


Анализ произведения до чтения.


- Как вы думаете, каким по жанру будет произведение? Докажите.
Прочитайте название рассказа. Встречалось ли вам такое слово раньше? 
- Что оно может обозначать?
- Рассмотрите иллюстрацию художника на стр. 102. Кто на ней изображён?
- Как вы думаете, кто же этот «неслышимка»?
- Прочитайте указание в скобках. От чьего имени будет вестись рассказ? (От имени учёного)
Словарная работа.
- Как понимаете значение слов и выражений?
Исподволь занималсянеторопливо.
Поразила слух тишинаочень тихо.
Шквал резкий, сбивающий с ног ветер.
Пожнязаливные луга.
Контрастрезкая противоположность.
Аккомпанементмузыкальное сопровождение.
Абсурд бессмыслица, нелепость.
Анализ текста первой части.
-О ком рассказ? (Это птичка)
- Кто дал ей такое удивительное название и почему? 
- Как могли появиться такие необычные имена, как Момик и Зумзик?
- Каким удивительным даром обладала девочка? (Она была фантазёрка)
- Какой наукой занимался учёный?   (Он изучал птиц)
Орнитологиучёные, которые занимаются изучением птиц.
Орнитологиянаука о птицах.
- Объясните выражение учёного «включение слуха и зрения на птицу в природе».  (Узнавать птицу по голосу, по полёту)
- Прочитайте, как рассказчик учёный объясняет это выражение. (Все мы, знаете, не видим и не слышим очень много из того, что нас окружает. А когда человек специализируется на чем-нибудь, он прежде всего начинает замечать то, что относится к его специальности. Так, штурман — водитель кораблей — очень внимательно смотрит на звезды и, так сказать, «читает» их, потому что привык ориентироваться по ним. Летчик слушает и тонко понимает шум мотора, который нас часто только раздражает, когда мы слышим его у себя над головой. А художник в свете и цвете видит такое, что совершенно ускользает от нашего поверхностного взгляда и даже кажется нам неправдоподобным, будучи изображено кистью на полотне или на бумаге.)
- Почему эти слова в рассказе взяты в кавычки?
- Сколько птиц девочка уже хорошо различала по голосу? (Она у меня уже хорошо различала по голосам десятка два певчих птиц.)
- Что значит выражение «сейчас все птицы при гнёздах»?
- Как вы думаете, какие отношения сложились между внучкой и учёным? Почему?


Первичное чтение


- С какой интонацией надо читать слова девочки?  Какой надо выбрать темп чтения? (Темп ускоренный, так как она маленькая, торопится. Её речь живая, слегка взволнованная)
- С какой интонацией надо читать слова дедушки? (Он говорит размеренно, ласково, чуть насмешливо)
- Кому принадлежат слова автора? (Учёному)
- Почему внучки не было в лесу с дедом?  (А внучки со мной не было: она пошла с матерью в другое место — нарвать букет купальниц.)
- Что это за цветы – купальницы?

      http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/111/982/111982513_large_220.jpg

Расцветает в мае купальница, или, проще, купава. Любит купава воду – растёт на влажных лугах, на речных берегах. Гордо вскинула купава ярко-жёлтую головку!
- Как понимаете выражение «поразила слух тишина?
- Почему в лесу наступила тишина? (Перед дождём)
- Какой был ветер? Каким был дождь?   (...вдруг потемнело, налетел сильный, шквал, и почти сейчас же хлынул дождь. Как это часто бывает в начале лета, он продолжался всего несколько минут. Но шуму наделал много. Когда я вышел из лесу на пожню — так здесь называют заливные луга, — я был поражен контрастом между полной тишиной этого открытого места и шумом леса. Шум позади меня и тишина впереди были сами по себе, и четкой границей между ними стояла стена леса. Птицы еще не начали петь ни на пожне, ни в лесу, ветер еще не улегся, мотал ветви деревьев и сбрасывал с них обильные брызги; они падали на нижние ветви, с ветвей — на землю.)

- Каким контрастом был поражён учёный? (...между полной тишиной этого открытого места и шумом леса.) 
- Прочитайте, как описывает тишину рассказчик.
- Какие же звуки слышит учёный после дождя?  (Одним словом, в лесу была бурная звонкая капель; казалось, там всё еще шел дождь. А на пожне капель не могла быть заметна, потому что тут росли только отдельные деревья, открытые ветру, и ветер уже стряхнул с них последние капли дождя.)
- Почему тишину луга нельзя назвать «мёртвой»?   (Тишина бывает разная. Тишину этого освеженного ливнем луга никак, разумеется, нельзя было назвать «мертвой» тишиной. Как почти всегда в природе — днем ли, ночью ли, — тишина вся полнилась незаметными нашему слуху маленькими звуками. Она, можно даже сказать, вся состояла из этих почти неуловимых звуков: легкого шелеста травы, шороха пробегающих в кочках мышей — шум, доступный разве только ушам совы, — звона падения с листьев отдельных капель, тихого пения ручейка.)
- Как бы вы назвали такую тишину? (Волшебной)
- Какое сравнение нашёл В. Бианки, говоря о волшебной тишине луга? (Я даже явственно различал где-то слева от себя стрекотание кузнечиков. Однако и этот звук — наиболее определенный из всех других — нисколько не нарушал тишины, как нарушила бы ее звонкая песня зяблика, или скрип телеги, или крик человека. Он был лишь фоном, аккомпанементом в этом, если дозволительно так выразиться, богатейшем немом оркестре луга.)
- Прочитайте описание поведение дрозда.  (...на опушке дробно, громко затрещал всполошенный чем-то певчий дрозд. Беспокоясь, дрозды всегда так отчаянно кричат, точно их уже схватили за хвост.)
- Как автор называет оркестр кузнечиков?
- Что же произошло с учёным? Кого он увидел?  (...И тут вдруг пришло мне в голову: «Но ведь это же абсурд! Какие же кузнечики в самом начале лета, когда еще цветут купальницы! Кузнечики у нас начинают трещать только в июле». Я так резко повернулся налево, что даже выронил папиросу из рук.)

- Прочитайте описание немого певца. (...там, над ручьем, на вершине ольхи сидела горбатенькая птичка. Она разевала клюв, и перья на раздутом горлышке у нее трепетали, а песни не было слышно. Только громко стрекотали кузнечики.)


 Итоги

На занятии мы познакомились  с творчеством В. Бианки; учились определять жанр произведения и его главную мысль;
 Узнали из рассказа о птице камышевка-сверчок.
Выяснили, что   это произведение учит внимательно всматриваться в природу и вслушиваться в окружающий мир и тогда откроется много нового и таинственного.

ИСТОЧНИК

http://luba-chapligina.narod.ru/lesreading1.html

http://infourok.ru/kratkaya-biografiya-vvbianki-dlya-detey-905671.html

http://www.youtube.com/watch?v=QjVh8JXCIds

http://storage.videouroki.net/downloads/1e09d29464119573e5072da6eeac98e7/98720946.rar

http://www.turistka.ru/altai/pub.php?p=102

http://festival.1september.ru/articles/634630/presentation/pril.7z

 

Файлы