3 класс. Чтение. Природа летом. М. Пришвин «Золотой луг».
3 класс. Чтение. Природа летом. М. Пришвин «Золотой луг».
Комментарии преподавателя
М.М. Пришвин. "Золотой луг»
Введение
http://pwpt.ru/uploads/presentation_screenshots/caa053674c1b29a82a8bafcf62fe7e5d.JPG
Пришвин Михаил Михайлович
http://7lafa.com/writers/prishvin_mm.jpg
Идёт человек по серебряно-зимнему лесу. Кругом сугробы, на деревьях тяжёлые снеговые шапки. Но ёлки стоят прямо, сильные еловые лапы держат снег. А берёзки согнулись дугой под тяжестью снега, уткнувшись головой в сугроб. Да так низко стоят, что и не пройти, только заяц может пробежать под ними.
Но человек этот знает «одно простое волшебное средство», чтобы помочь березкам. Он выломал увесистую палку, ударил по заснеженным ветвям, снег с вершины свалился, березка вскинулась, распрямилась и стоит, подняв голову, наравне со всем лесом. Так идет этот человек и освобождает одно дерево за другим.
Это ходит с волшебной палкой писатель Михаил Михайлович Пришвин
Слово об авторе.
С детства М.Пришвин был очень любознательным и частенько задавал взрослым «глупые вопросы». Немного было людей, имевших терпение на них отвечать. Чаще говорили: «Ты еще маленький, не поймешь!».
Знать многое очень хотелось, значит, надо было расти. И он рос. Незаметно пришло время уезжать в город, в гимназию.
Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год.
Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.
Откуда у Пришвина этот необыкновенный дар? Может, от мамы. Научила она вставать его рано, до восхода солнца. Когда природа пробуждается и открывает человеку свои тайны.
Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин.
За время обучения главным событием стал побег в неведомую страну Азию. Будучи первоклассником, он подговорил двух товарищей, и однажды сентябрьским утром они сели в лодку и отправились в... Азию искать счастья. Их поймали и вернули домой на следующее утро. Но эти сутки Миша наслаждался удивительным чувством свободы, радостью общения с живой природой. Этот день он запомнил на всю жизнь
Рассказы М.М. Пришвина не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина.
В. Бианки писал:
“Весь огромный мир кругом меня, надо мной полон неизведанных тайн. И я буду открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!”
Сегодня мы снова будем говорить о красоте природы. И в этом нам поможет рассказ М.М. Пришвина “Золотой луг” .
- С какими произведениями М.Пришвина вы знакомы? (“Берестяная трубочка”, “Медведь”)
- О чем обычно писал М. Пришвин? В чем отличительная особенность его рассказов? (Они короткие, написаны доступным языком. В них открываются секреты привычных вещей, о простом рассказывается по- новому и т.д.
Первичное чтение текста.
Одуванчики.
http://s1.fotokto.ru/photo/full/39/394156.jpg
- Какие чувства вы испытываете после чтения рассказа?
- Удалось ли автору поразить вас?
- Что привлекло в этом рассказе?
- Сумели ли вы представить все то, о чем рассказывал автор?
- Подходит ли к тексту название рассказа? (Текст повествование с элементами описания).
- Какие три части должны присутствовать в любом тексте? (Вступление. Основная часть. Заключение.)
- В чем особенность каждой из них?
Комментирование.
- От какого лица ведется повествование? Можно ли сказать, что автор и герой произведения одно и то же лицо? (Автор - М. Пришвин, а рассказчик – мальчик).
- Кто был старше из братьев? Почему? (“… Он впереди, я – в пяту.”)
- Как это – идти в пяту? (За ним, след в след. Того гляди на пятки наступишь).
- Какой промысел мог быть у мальчишек и что обозначает это слово? (Промысел - добывание, добыча, охота на кого - нибудь. Охотничий промысел, пушной промысел, нефтяной промысел).
- Что такое забава? ( Забава- развлечение, игра).
- Кто заметил детскую словесную изобретательность? Какое слово они изобрели? ( фукну, фукнет.)
- Как рассказчик называет одуванчики? (неинтересные цветы – простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты).
- Как можно озаглавить I часть? (Постоянная забава. Цветы для забавы.)
- Почему луг был золотой? (...от множества цветущих одуванчиков)
- Каким настроением отзывалась картинка луга в сердцах тех, кто видел одуванчиковый ковер? ( Все говорили: «Очень красиво! Луг - золотой»)
- Что заставило мальчика заняться наблюдением? (Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. )
- Какое объяснение происходящему нашел рассказчик? ( ...он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.)
- С чем сравнивает писатель лепестки одуванчика? (Пальчики на ладони)
- В чем главная мысль в этой части? (Раскрывается тайна названия луга, описывается луг)
-Как можно озаглавить эту часть ? (Тайна золотого луга. Маленькое открытие секретов. Секрет одуванчиков.)
- Заключение, в котором содержится вывод, подтверждение главной мысли всего текста. В чем она состоит? (Одуванчики не неинтересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо только ее увидеть, приглядеться.)
- Как теперь называет одуванчики рассказчик? Как озаглавили III часть? («Цветок моего детства». «Один из самых интересных цветов».)
I Вступление. «Цветы для забавы».
II Основная часть. « Маленькое открытие».
III Заключение. «Цветок моего детства».Интересным одуванчик показался и карельскому писателю Юрию Линнику:
“Листья у одуванчика лежат на земле, расположившись по кругу. Из этого зеленого круга скоро подымется узкая трубочка- стрелка, когда- то радовавшая нас возможностью извлекать из нее необычные звуки. Какое детство не делало из одуванчиков дуделок да пищалок! Быть может, для кого-то это стало первыми уроками музыки… Набрав задуманную высоту, одуванчик распускается: желтое колесико выкатывается на луг, залепляя зубчиками свой солнечный диск. Ведь, право же, одуванчик – как золотые часы. На его желтый циферблат часто садятся шмели – ювелиры. Сейчас одуванчик всей сутью своей воплощает облик дня, образ солнца. А когда отцветет, то появится в нем что- то лунное, серебряное. Как легок он и полупрозрачен! Издали в утреннем свете он кажется выточенным из дымчатого хрусталя, но на поверку хрупок воздушен. Подумаешь ненароком, что одуванчик ныне - как трубочка волшебника- стеклодува, из которого выдуто округлое чудо. Это тоже радость детства: обдуть одуванчик, пустить его по ветру."
Рассказ И. Соколова – Микитова «Одуванчики».
У больших проезжих дорог, у тропинок, в широких зеленых лугах все лето цветут одуванчики. Все знают эти простые цветы. Они похожи на маленькое солнце с золотыми лучами.
Семена одуванчика собраны в легкий пушистый шарик. Дунешь на шарик, и поплывут, полетят в воздухе легкие семена.
Весь день вслед за солнцем одуванчики поворачивают свои головки. Солнце скрылось. Одуванчики свернули свои лепестки.
Всю ночь крепко закрыты золотые корзинки одуванчиков. Всходит солнце – цветы раскрываются. В летний солнечный день золотой кажется лесная поляна.
Обобщение
Что вы узнали интересного об одуванчике? (Это неприхотливый цветок встречается на лесных полянах и по обочинам дорог. Мы уничтожаем его на овощных грядках, считая сорняком, а между тем, это ценное растение. Цветки, корни, листья используются в медицине. Весной из листьев одуванчика делают салат.)
Расширение кругозора
В природе насчитывают более 200 видов одуванчиков.
- А сколько пушинок к одной корзиночке? (До 200 семян с пушинками).
- Про одуванчик сложено много стихов и загадок:
- Золотой молодой, за неделю стал седой,
- А денечка через два облысела голова.
Носит одуванчик
желтый сарафанчик
Подрастет - нарядится
в беленькое платьице,
Пышное воздушное,
ветерку послушное.
Золотисто- желтый днем,
он зеленый вечером.
Подожди неделю –
станет белый- белый.
Еще подождешь-
только лысинку найдешь.
Одуванчик у дорожки
В пышной шапке,
С длинной ножкой.
Я нашла его в лесу,
но с собой не унесу:
Лишь возьму его в букет
дунет ветер- шапки нет!
http://cs417723.vk.me/v417723376/635d/x413aQxCydE.jpg
http://www.thriftymommastips.com/wp-content/uploads/2014/02/shutterstock_105341843.jpg
В различных местах его называют по – разному, например: Молочай, пустодуй, летучки, одуван, пушица, молочник, бабка-подойница.
В переводе с венгерского языка «одуванчик» дословно означает «детсковеночная трава», т.е трава, из которой плетут венки .
Дорогие друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, - их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину.
- Как вы понимаете смысл этих слов ? «Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». (М. Пришвин)
(человек заботится о себе и о своей Родине).
Итоги
На занятии мы учились анализировать используемые автором в произведении средства языковой выразительности; расширяли свой кругозор;
Сформулировали идею рассказа: в природе все неслучайно, все разумно, нужно быть только к ней внимательным, наблюдать ее терпеливо и неспешно размышлять над тем, что удалось увидеть.
ИСТОЧНИК
http://www.youtube.com/watch?v=gXUERXCdPlY
http://www.youtube.com/watch?v=zJ14XccDpHI
https://www.youtube.com/watch?v=aA2aa5OV6A8
http://poznaemmir.com/wp-content/uploads/
http://playroom.ru/prishvin-mihail-mihaylovich-kratkaya-biografiya-rasskazy-dlya-detey/