3 класс. Чтение. Уроки и переменки. Б. Заходер "Перемена".
3 класс. Чтение. Уроки и переменки. Б. Заходер "Перемена".
Комментарии преподавателя
Б. Заходер «Перемена»
Речевая разминка.
Шел прогульщик на прогулку,
Шел и песенку свистел,
Захотел прогульщик булку,
И баранку захотел.
Захотел он шоколадку,
Пососал бы леденцов,
Но прогуливал буфетчик,
И не видно продавцов,
И прогуливал киномеханик,
Не показывал кино,
Футболисты и артисты,
Прогуляли заодно.
И обиделся прогульщик!
И прогульщик не смолчал!
И прогульщикам прогульщик
"Вы прогульщики!" кричал.
Вопросы после чтения.
- Кто такой прогульщик?
- Почему слово прогульщик написано с большой буквы?
(Он так часто прогуливает уроки, что все забыли как его зовут. Это теперь новое имя мальчика – прозвище. Имя не важно – важен поступок.)
- Что же возмутило Прогульщика?
- Какой урок получил Прогульщик во время прогулки?
Введение
- Двоечники, лентяи, озорники…
-А как ещё их называют? Вспомните эти слова, далеко не самые приятные. (Лодырь, оболтус, разгильдяй, шалопай, хулиган, балбес…)
- А знаете ли вы, что слово «лодырь» пришло к нам из немецкого языка? Занесли его к нам немцы, которые учили русских подмастерьев. В старых немецких говорах слово «лоддэр» означало «бездельник». Это слово прижилось у нас на Руси и стало совсем родным.
А вот ещё всем знакомое слово «балбес».
В старой русской гимназии, ученика, который не выучил урок и читал с запинками, насмешливо называли «заика». А по-латыни «заика» - балбус. Отсюда и обрусевшее «балбес» – неуч, лентяй.
- Сегодня мы будем изучать стихотворение Б. Заходера «Перемена».
Борис Заходер и его творчество
http://korolev.mejdu.ru/foto/dom-borisa-zahodera-25390.jpg
Борис Владимирович Заходер родился в 1918 году в молдавском городе Кагул, детство провел в Москве. После школы Заходер поступил в Литературный институт, откуда в 23 года ушел на фронт. Институт Заходер окончил в 1946 году, после демобилизации.
В армейской печати военных лет появились его стихотворения, однако к профессиональным занятиям литературой Заходер пришел лишь в начале 1950-ых. Первой серьезной публикацией был сборник переводов "Веселые стихи польских поэтов".
Наиболее известны переводы-пересказы Владимира Заходера сказок Милна "Винни-Пух и все-все-все", Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше", Памелы Треверса "Мэри Поппинс ", Джорджа Барри "Питер Пен, или Мальчик, Который Не Хотел расти", Льюиса Кэрролла "Приключение Алисы в стране чудес", сказок братьев Гримм, Карела Чапека, стихов польских поэтов, польских народных песенок, стихотворений Иоганна Гете.
Первичное чтение
– Действительно, перемена – увлекательное, интересное и очень нужное время в течение школьного трудового дня. Почему школьники так любят перемены?
- Кто же герой стихотворения Б. Заходера «Пермена»? Правы ли мы в своих предположениях? Узнаем об этом, когда прочитаем стихотворение.
Вопросы после чтения
- Б. Заходер – любитель играть в слова. Какой же смысл он вложил в слово «перемена» в тексте? А в заглавии?
- С кем же происходит перемена на перемене?
- Что необычного вы заметили в построении стихотворения, в его композиции? Сколько в нём строф? (Оно не разделено на строфы. Это рассказ в стихах.)
Чтение стихотворения по фрагментам, работа с текстом во время чтения.
После прочтения 1, 2 строк:
- С каким настроением следует читать эти строки? Почему вы так решили?
- Чьё настроение передаётся в них?
- Кому принадлежат слова «Перемена! Перемена!»? (Дети ждут перемену. Звонок заливается, а не дребезжит.)
- Представьте себе, что сейчас откроются двери классов, и оттуда появятся ученики… Какие они? Читаем дальше.
http://im12.asset.kwimg.kz/screenshots/normal/wu/wu9mtz1qa6ig_2.jpg
После 3-6 строк:
- Кого же мы видим? Каким предстаёт перед нами Вова?
- Его поведение на перемене – случайность? Как Б. Заходер говорит об этом? (Он так ведёт себя всегда: первый непременно вылетает, т. е. всегда, постоянно.)
После 7-12 строк:
- Какие предложения по интонации мы прочитали? Каким тоном следует их читать? (Изумление, удивлении, не верим тому, что видим.)
- Отчего же такое удивление? Что автор имел ввиду под выражением «продремавший весь урок»? (Не работал на уроке, был пассивным)
- Как вы думаете, кто мог наблюдать за Вовой, а потом так удивиться его поведению? (Учитель, который вёл урок; одноклассники Вовы; сам автор.)
- Что значит «несомненно»? (Действительно, в самом деле.)
- Расставим логическое ударение в восклицательном предложении. Попробуем прочитать с верной интонацией.
Если он, / То несомненно, /
С ним б-о-о-льшая перемена!
- В чём же она заключается, эта « б-о-о-льшая перемена»?
Будем читать дальше.
14-15 строки:
- Как следует прочитать эти предложения? (С восторгом, восхищением …)
- Какое слово вам показалось непонятным? (Бедовый)
- Попробуйте объяснить его значение. Подберите однокоренные слова. Откроем словарь Ожегова С. И., отыщем слово «бедовый». ( Бедовый – (разг.) шустрый, смелый.)
- Какое же определение больше подходит к Вове? Что имел ввиду Б. Заходер? Попробуем догадаться, читая дальше.
16-27 строки:
- В каком же значении употребил автор слово «бедовый»? (Шустрый)
- В каком темпе надо читать это предложение? Почему? (Достаточно быстро, в ускоренном темпе. Ведь он всего за пять минут «переделал кучу дел».)
- О чём можно судить по фразе «Лихо шлёпнулся с перил…»? (Он упал, но сделал вид, что так и нужно было; молодецки, с удалью…)
- Как вы думаете, доволен собой Вова? Докажите это словами поэта. ( Предложение восклицательное: «Сделал всё, что мог!»)
- Казалось бы такому удальцу награда полагается, а тут…
Чтение 28 строчки … «Ну а тут – опять звонок…»
- На что указывают знаки препинания: тире, многоточие? (Длительная пауза, резкая смена действия, настроения. Всё пропало.)
- Как же реагирует Вова? Почему теперь звонок не «заливается»?
Дочитываем до конца.
- Подберите синонимы к слову «плетётся». (Медленно идёт, тащится, идёт нога за ногу…)
- Прочитайте фразеологический оборот. Как понимаете его смысл? («Нет лица на нём!» - расстроен, очень устал.)
- Как следует прочитать предпоследнее предложение? (С жалостью, медленно, с сочувствием.)
- Но Вова – оптимист. Какое решение он находит? («На уроке отдохнём!»)
- Для чего же ходит в школу герой стихотворения Б. Заходера? Где он по-настоящему трудится?
Повторное чтение стихотворения с выделением глаголов, наблюдение за динамикой.
Вопросы перед чтением:
- Какой части речи отдаёт предпочтение Б. Заходер, чтобы показать перемену в состоянии главного героя? (Много глаголов.)
- Можно сказать, что стихотворение очень динамичное, действие развивается очень быстро. Перечитаем ещё раз стихотворение «Перемена», проследим, отчего же наступила такая усталость.
- Почему, на ваш взгляд, с Вовой происходит перемена на перемене? Почему ему не интересно на уроках?
- Как, по-вашему, автор относится к герою своего стихотворения? (Снисходительно. Он посмеивается над ним, иронизирует, но сочувствует ему…)
– Вы заметили, что рассказчик всё время присутствует в стихотворении, наблюдает за Вовой, даёт комментарий его поступкам на перемене.
- Как вы думаете, мог ли Борис Заходер встретиться с таким Вовой в жизни или он выдумал своего героя и сюжет стихотворения? (Автор мог наблюдать такого Вову в школе. Такие мальчишки есть во многих школах, они среди нас …)
- Какое необыкновенное оружие он использует? (Юмор, смех.)
- Что хочется сказать о поэте Б. Заходере как о человеке? (Он человек мудрый, с юмором.)
- Как вы думаете, для кого было написано это стихотворение и какие проблемы попытался решить автор?
(Б. Заходер с помощью юмора, смеха хочет повлиять на нерадивых учеников, сделать так, чтобы они посмотрели на себя со стороны, читая это произведение. Пишет ещё и для взрослых, учителей, чтобы они стремились сделать обучение детей интересным, увлекательным.)
Итоги
Продолжили знакомство с творчеством Б. Заходера; учились выделять основную мысль произведения; анализировать язык автора, особенность письма; выражать свое мнение в устной беседе, понимать речь других, четко излагать свои мысли при устном ответе; извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;
ИСТОЧНИК
http://novyurok.ru/downloadfile.php?file=http://ds02.infourok.ru/uploads/doc/0f95/00042e44-6d4faf7d.doc
http://playroom.ru/zahoder-b-v-kratkaya-biografiya-stihi-dlya-detey/
http://www.youtube.com/watch?v=jlCFsEC7WaY
http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/02/18/zakhoder_boris_vladimirovich_biografiya.pptx
http://bk-detstvo.narod.ru/zahoder.html