Феодалы и крестьяне. Средневековая деревня и её обитатели. История Средних веков. 6 класс.
Феодалы и крестьяне. Средневековая деревня и её обитатели. История Средних веков. 6 класс.
Комментарии преподавателя
1. Уклад жизни средневековой деревни
Как известно, в эпоху раннего Средневековья большая часть европейского населения – примерно 80% от общего числа жителей – проживала в деревнях. Однако в зависимости от того, в каком государстве располагалась деревня, эти сельские поселения отличались друг от друга постройкой домов, способом обработки земли и орудиями труда.
Феодальный уклад жизни средневековой деревни на европейской территории мало чем отличался друг от друга. Собственником земли выступал феодал (сеньор). В его поместье трудились зависимые крестьяне, которые за пользование землей несли повинности. Главными повинностями были барщина и оброк. Барщина подразумевала все даровые работы в поместье феодала (обработка земли, ловля рыбы и тому подобное), а оброком называется доля продуктов личного хозяйства или изготовленные изделия, которые крестьянин отдавал господину.
2. Население средневековой деревни
Население средневековой деревни обычно состояло из земледельцев, скотоводов и ремесленников. Земледельцы обрабатывали участки земли, скотоводы ухаживали за крупным и мелким рогатым скотом, ремесленники специализировались в гончарном, ткацком и ювелирном промыслах. Все эти труженики должны были отдавать часть своего труда феодалу, а также платить десятую часть своего дохода церкви – церковную десятину. Но общественная жизнь, также как и материальное благосостояние деревенского общества во многом зависели от того, были ли его крестьяне, проживающие в нем, свободными или находились под властью сеньора.
Как свободные, так и зависимые люди во многих средневековых деревнях зачастую селились вперемешку, но дома крестьян всегда обозначались соответствующей табличкой с надписью о статусе хозяев – свободны они или лично или поземельно зависимы. Свободные крестьяне пользовались гораздо большими правами и свободами, чем зависимые от феодала.
3. Хозяйство средневековой деревни
В большинстве случаев население, неважно, зависимое оно или свободное, было безграмотным и жило в нищете. Как ни старались крестьяне обрабатывать свои наделы, урожаи были низкими, треть надо было оставить на семена, часть отдать феодалу в виде оброка и десятину – церкви. Урожай зависел также и от погоды, большой бедой были заморозки и засухи, поэтому крестьянские семьи нередко голодали.
Крестьянское хозяйство требовало тщательного контроля. Следовало соблюдать права на ловлю рыбы и на вырубку леса, следить за тем, чтобы их личный скот и птица не пересекали границы другого села, иначе крестьян ждала суровая кара от феодала и соседей. Крестьянина, нарушившего правила, могли даже изгнать вместе с семьей из родной деревни.
Во времена раннего Средневековья крестьянину, если он хотел переселиться в другие края, очень сложно было продать землю. Для этого было необходимо получить разрешение всех жителей села. Поэтому очень часто жители средневековой деревни объединялись в общины, которые ведали хозяйственными делами. Члены крестьянской общины на сборах, которые обычно проводились возле церкви, принимали решения о постройке общего имущества (амбаров, мельниц), решали вопросы получения наследства, разделения имущества, а также обсуждали, где и что посеять, когда начать жатву и другие хозяйственные вопросы. Если деревня была не свободна, а находилась в собственности феодала, часто на таких сборах присутствовал какой-либо рыцарь – представительское лицо сеньора.
4. Быт средневековой деревни
Обычно средневековые деревни были совсем небольшими, они насчитывали примерно 13 – 15 домов, где проживало столько же семей. В тех странах, где были благоприятные условия для ведения сельского хозяйства, количество дворов в деревнях увеличивалось до 50, соответственно, увеличивалось и количество жителей. В горных районах Франции и Германии деревень практически не было – люди предпочитали селиться маленькими хуторами по 15 – 20 человек, а землю обрабатывали сообща.
Обычно дом европейского крестьянина представлял собой низкое строение из деревянных жердей, камня или бревен, которые затем обмазывали глиной. Подобные дома хорошо сохраняли тепло в зимний период. Крыши чаще всего покрывали соломой или дерном. В доме обычно было узкое окно, которое затыкали бычьим пузырем, наподобие стекла. Кроме того, помимо дома, у крестьянина имелся двор, где находились хлев, сарай и прочие хозяйственные постройки. Если крестьянин был достаточно зажиточным, то он мог иметь небольшой виноградник, огород или даже сад.
В средних и крупных деревнях дома обычно располагались вокруг церкви. Возле церкви находилась небольшая площадь, источник с питьевой водой, а также за церковью располагалось кладбище, куда крестьяне обязательно приходили поминать усопших. Именно в церкви жители деревни, собираясь всем миром, узнавали все новости как местного, так и государственного значения.
Как и в городах средневековой Европы, среди крестьян часты были ранние браки, и количество детей в семьях доходило до 7, а иногда до 10 человек. Образования крестьянские дети в основном не получали, лишь в редких случаях какой-либо сын зажиточного крестьянина мог получить начальное образование в школе при монастыре.
Зачастую родители с малолетства обучали детей своей профессии: так, к примеру, сын портного уже к 15 – 16 годам мог стать самостоятельным тружеником и не зависеть от родителей. Зависимые молодые люди должны были отбывать службу у сеньора, срок которой устанавливался сам господин.
5. Вывод по теме урока
Таким образом, можно сделать вывод, что жизнь в средневековой деревне была достаточно тяжела для крестьян. Даже свободные, а не только лично зависимые крестьяне должны были платить феодалу и церкви налог, обеспечивать продуктами своего производства сеньора, его семью, слуг и гостей. Но, в отличие от раба, крестьянин имел право на какие-то плоды своего труда, дом и некоторое имущество, что, несомненно, говорит в пользу феодального строя над рабовладельческим.
К занятию прикреплены файл «Это интересно!» и файл «Тест». Вы можете скачать файлы в любое удобное для вас время.
Использованные источники:
- http://znaika.ru/catalog/6-klass/istoriya/
- http://x-uni.com/istoriya/6-klass/video/
- http://www.youtube.com/watch?v=6UQjeIO_MsI