3 класс. Чтение. Уроки и переменки. Л. Гераскина "В стране невыученных уроков". Главы 1 - 12.

3 класс. Чтение. Уроки и переменки. Л. Гераскина "В стране невыученных уроков". Главы 1 - 12.

Комментарии преподавателя

Л. Гераскина «В Стране невыученных уроков». Главы 1 - 5.

Краткий анализ изученных произведений.

- Ребята, давайте вспомним название изучаемого раздела.   Уроки и переменки )

- Какие произведения вам особенно понравились?

-Могут ли подобные события происходить в реальной жизни?

- Какие проблемы поднимает  Геомар  Куликов в своём произведении?  (В центре событий – главные герои Костя и Севка. Автор показывает взаимоотношения отличника и двоечника, мальчишескую дружбу, мир мальчишек, школьную жизнь, её проблемы. Автор верит, что школа – это место, где взрослеют, набираются сил и ума, учатся дружить, помогать, понимать других людей. Но, увы, школа не бывает без отличников и двоечников.)

-А как вы думаете, двоечники могут поправить ситуацию? ( Всегда нужно ставить перед собой цель и при огромном  старании можно добиться успеха. Это можно доказать на фактах.)

Расширение кругозора, интересные факты.

-Известный во всем мире глава корпорации «Майкрософт» был в школе обыкновенным неуспевающим школьником. Его способности открылись лишь с появлением первого компьютера. (Билл Гейтс)

http://cdn-lejdd.ladmedia.fr/var/lejdd/storage/images/media/images/style-de-vie/high-tech/apple2/2099231-1-fre-FR/Apple2_pics_809.jpg

-Английский физик Исаак Ньютон отнюдь не был звездой школы и не отличался гениальностью, кстати, труднее  всего ему давались физика и математика. Драка со своим приятелем побудила будущего ученого обойти его в знаниях. Этого результата Ньютон добился, когда стал лучшим учеником в классе уже через несколько месяцев.

         http://s2.thingpic.com/images/2x/78yeUC8YGKXsGmwiUfGm9EHw.jpeg

Работа с текстом до чтения.

На этом занятии мы познакомимся  с новым произведением. Давайте прочитаем, как оно называется.

-Существует ли в жизни такая страна?  Кто может попасть в эту страну и как? Предположите. 

-Чему каждый хочет научиться на уроке и что нужно для этого сделать? (Хочется познакомиться с героями, характеризовать их, научиться выразительно читать, читать по ролям, вести диалог с автором).

Знакомство с главами  повести  «В стране невыученных уроков»

Просмотр отрывка из мультфильма.

Проследите за поведением героев, выявите главного героя, понаблюдайте за ним.

Словарная работа по ходу чтения 

Репродуктор - громкоговоритель

Упрекали осуждали, выражали своё недовольство.

Кипятилась Грамматика – очень сильно негодовала, возмущалась.

«Учебники сразу онемели» – то есть растерялись, потеряли дар речи.

-Совпадает ли текст с увиденным (например, с сюжетом мультфильма)?

-Вот поэтому желательно читать, а не только смотреть. Но к сожалению современные дети не все любят читать. В учебнике поместили небольшой отрывок 1 главы. А там такие интересные события происходят.  Виктор получает за 1 день 5 двоек, одноклассники хотят помочь ему, он отказывается.

Перед 1 главой идёт монолог Виктора.

школьник идет по улице города

( В тот день, когда все это началось, мне не везло с самого утра. У нас было пять уроков. И на каждом меня вызывали. И по каждому предмету я получил двойку. Всего пять двоек за день! Четыре двойки, наверное, я получил за то, что отвечал не так, как хотелось бы учителям. А вот пятую двойку поставили совсем несправедливо.
Даже смешно сказать, из-за чего мне влепили эту несчастную двойку. За какой-то круговорот воды в природе.
Интересно, что бы вы ответили на такой вопрос учительницы:
— Куда девается вода, которая испаряется с поверхности озер, рек, морей, океанов и луж?
Не знаю, что бы вы ответили, а мне ясно, что если вода испаряется, то ее уже нет. Ведь не зря же говорят про человека, который вдруг куда-то скрылся: "Он испарился". Это значит — "он исчез". Но Зоя Филипповна, наша учительница, почему-то стала придираться и задавать лишние вопросы:
— Куда исчезает вода? А может быть, она все-таки не исчезает? Может, ты хорошенько подумаешь и ответишь как следует?
По-моему, я и так ответил как следует. Зоя Филипповна, конечно, со мной не согласилась. Я давно заметил, что учителя редко со мной соглашаются. Есть у них такой отрицательный минус.
Кому охота спешить домой, если несешь в портфеле целую кучу двоек? Мне, например, неохота. Поэтому я и шел домой через час по столовой ложке. Но как медленно ни иди, а все равно придешь домой. Хорошо еще, что папа в командировке. А то сразу бы начался разговор о том, что у меня нет характера. Об этом папа вспоминал всегда, как только я приносил двойку.
— И в кого ты такой? — удивлялся папа. — Совсем нет характера. Не можешь взять себя в руки и хорошо учиться.
— Воли у него нет, — добавляла мама и тоже удивлялась: — В кого бы это?
Мои родители имеют твердый характер и сильную волю, а вот я, оказывается, почему-то не имею. Поэтому-то я и не решился сразу притащиться домой с пятью двойками в портфеле.
Чтобы подольше тянуть время, я заходил по дороге во все магазины подряд. В книжном я встретил Люсю Карандашкину.

ученики в книжном магазине

Она моя соседка два раза: живет в одном доме со мной, а в классе сидит позади меня. Нигде от нее нет покоя — ни в школе, ни дома. Люся уже успела пообедать и прибежала в магазин за тетрадями. Был здесь и Сережа Петькин. Он пришел узнать, не получены ли новые марки. Сережа покупает марки и воображает себя филателистом. А по-моему, так собирать коллекцию марок может каждый дурак, если у него есть деньги. Я не захотел встречаться с ребятами, но они меня заметили и сразу же стали обсуждать мои двойки. Конечно, они доказывали, что Зоя Филипповна поступила справедливо. А когда я их припер к стенке, то вышло, что они тоже не знали, куда девается испарившаяся вода. Небось влепила бы им Зоя за это по двойке — они бы сразу запели другое.
Мы спорили, кажется, немного шумно. Продавщица предложила нам выйти из магазина. Я сейчас же ушел, а ребята остались. Продавщица сразу догадалась, кто из нас лучше воспитан. А ведь завтра они будут рассказывать, что шум в магазине поднял я. Пожалуй, еще разболтают, что я на прощание показал им язык. А что тут, спрашивается, плохого? Анна Сергеевна, наш школьный врач, нисколько на это не обижается, она даже сама просит, чтобы ребята показали ей язык. А она-то уж знает, что хорошо, а что плохо.
Когда меня выставили из книжного магазина, я понял, что очень проголодался. Есть хотелось все больше, а идти домой — все меньше.
На пути остался только один магазин. Неинтересный — хозяйственный. В нем противно пахло керосином. Из него тоже пришлось уйти. Продавец три раза меня спросил:
— А что тебе здесь надо, мальчик?
Мама открыла дверь молча. Но это меня не порадовало. Я знал, что она сначала накормит меня, а потом…
Скрыть двойки было невозможно. Мама давно сказала, что читает в моих глазах все, что я хочу от нее скрыть, в том числе и то, что написано в моем дневнике. Какой же смысл врать?​

дома на кухне обедаем      Я ел и старался не смотреть на маму. Думал, сможет ли она прочесть в моих глазах сразу про все пять двоек.
Кот Кузя спрыгнул с подоконника и завертелся у моих ног. Он очень меня любит и ласкается совсем не потому, что ждет от меня что-нибудь вкусное. Кузя знает, что я пришел из школы, а не из магазина, значит, ничего, кроме плохих отметок, принести не мог.
Я старался есть как можно медленней, но это не получалось, оттого что я сильно проголодался. Мама сидела напротив, смотрела на меня и ужасно молчала. Вот сейчас, когда я съем последнюю ложку компота, и начнется…
Но раздался телефонный звонок. Ура! Звонила тетя Поля. Раньше чем через час она не отпустит маму от телефона!
— Немедленно садись за уроки, — приказала мама и взяла трубку.
За уроки, когда я так устал! Хотелось хоть часок отдохнуть и поиграть во дворе с ребятами. Но мама зажала трубку рукой и сказала, что я должен прогулку по магазинам засчитать себе за отдых. Вот как она умеет читать по глазам! Боюсь, что она прочтет и про двойки.
Пришлось уйти в свою комнату и засесть за уроки.
— Убери на своем столе! — крикнула вдогонку мама. Легко сказать — убери! Я иногда просто удивляюсь, глядя на свой стол. Как много предметов на нем умещается. Тут рваные учебники и тетрадки в четыре листика, ручки, карандаши, линейки. Их, правда, теснят гвозди, шурупы, обрывки проволоки и другие нужные вещи. Я очень люблю гвозди. Они у меня есть всех размеров и разной толщины. А мама почему-то их совсем не любит. Она много раз выбрасывала их, но они снова возвращаются на мой стол, как бумеранги. Мама сердится на меня за то, что я больше люблю гвозди, чем учебники. А кто виноват? Конечно, не я, а учебники. Не надо быть такими скучными.
На этот раз я управился с уборкой быстро. Выдвинул ящик стола и сгреб туда все вещи. Скоро и удобно. И пыль сразу стирается. Теперь можно было приняться за уроки. Я раскрыл дневник, и передо мной замелькали двойки. Они были такие заметные потому, что их написали красными чернилами. По-моему, это неправильно. Зачем писать двойку красными чернилами? Ведь все хорошее тоже отмечают красным. Например, праздники и воскресенья в календаре. Посмотришь на красную цифру — и радуешься: в школу ходить не надо. Пятерку тоже можно писать красными чернилами. А тройку, двойку и кол — только черными! Удивительно, как наши учителя сами не могут до этого додуматься!....................Просто удивительно, до чего не хотелось делать уроки. Конечно, если бы у меня была сильная воля, я взял бы, назло себе, и сделал. Вот у Кати небось была сильная воля. Надо будет помириться с нею и спросить, как она ее приобрела. Папа говорит, что каждый человек может выработать волю и характер, если он борется с трудностями и презирает опасность. Ну а с чем мне бороться? Папа говорит — с ленью. Но разве лень — трудность? А вот опасность я бы с удовольствием презирал, да только где ее возьмешь?
Я был очень несчастным. Что такое несчастье? По-моему, когда человека заставляют силой делать то, что ему совсем не хочется, это и есть несчастье.​

-Какое чувство вызвало у вас этот монолог?

– От чего же Витю надо спасать? ( От невежества и безграмотности)

-Какое решение принимают учебники? ( Терпеть не могу, когда на меня кричат. Тем более хором. Обижаюсь. Вот и сейчас я очень обиделся и ответил, что как-нибудь проживу и без безударных гласных, и без умения решать задачи, и тем более без этого самого круговорота.
Тут мои учебники онемели. Они смотрели на меня с таким ужасом, как будто я в их присутствии нагрубил директору школы. Потом они стали шептаться и решили, что меня нужно немедленно, как вы думаете — что? Наказать? Ничего подобного! Спасти! Чудаки! От чего, спрашивается, спасти?
География сказала, что лучше всего отправить меня в Страну невыученных уроков. Человечки сразу же с нею согласились.)

Как можно озаглавить эту главу? (Ожившие учебники)

Какой человек мог написать такую уникальную повесть?

  Лия Борисовна Гераскина

http://files.vm.ru/photo/vecherka/2015/02/doc6j1gwzqb3xfqfhic8hc_800_480.jpg

Лия Борисовна Гераскина родилась 3(16) октября 1910 года в Новороссийске. Детство и юность провела в Краснодаре, где окончила среднюю школу. С детства писала стихи, в стихах написала свое сочинение на выпускном экзамене. Работала с шестнадцати лет — преподавала в школе для взрослых, разносила почту.

В 1938 году семья опять переехала — в Красноярск. Здесь Лия Борисовна устроилась работать в редакцию газеты «Красноярский рабочий» обычным литсотрудником. Старейший журналист краевой газеты Афанасий Артемьевич Шадрин, пришедший сюда же почти одновременно с ней, в своих воспоминаниях пишет, что они оба были городскими репортёрами и по жребию разделили город пополам: ей досталась «верхняя» часть от проспекта Сталина (ныне Мира), ему – речная и заречная. Показав себя зрелым, со своеобразным языком и стилем журналистом, Лия Гераскина вскоре стала спецкором.

Во время войны в Красноярск хлынул поток эвакуированных, и Лия Борисовна пошла работать в один из эвакопунктов добровольцем. Тогда же вступила в ряды КПСС, по заданию которой возглавила детскую техническую станцию (ДТС). Продолжилась её журналистская работа — она пишет статьи о школах, публикует рецензии на все зрелищные события в городе, сотрудничает с газетой «Красноярский комсомолец».

В 60-70-е годы Лия Борисовна выступает в различных драматургических жанрах. Так для детского театра она написала пьесу «Джельсомино в стране лжецов» по мотивам сказки Джанни Родари. Тогда же публикуется её знаменитая сказка «В стране невыученных уроков», по мотивам которой в 1969 году выходит не менее знаменитый мультфильм режиссёра Юрия Прыткова.

В последние годы Лия Гераскина продолжала писать для детей, опубликовав два продолжения сказки «В стране невыученных уроков» и другие книги.

Вопросы после чтения 3 - 5 глав:

– Что вас удивило и обрадовало? (Спутником Вити стал кот Кузя.)

– Почему кот вызвался пойти с хозяином, как вы думаете?

– Как Витя зависел от мяча? Прочитайте. (Если потеряю его, то не смогу вернуться домой.)

– Кто из учебников вызвался помочь Вите в трудную минуту? Почему?

– «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», – говорится в русских сказках. Долго ли, коротко ли летели наши герои Витя и Кузя, а должны же они очутиться в Стране невыученных уроков. Какой вы её себе представляете?
Какое предложение-девиз  Виктора Перестукина? ( Сегодня погуляю, а завтра поучусь)

Какое было первое испытание в стране невыученных уроков? Справился ли с ним Витя? ( Я сел на землю и стал вспоминать. Кузя все время вертелся возле меня и часто задевал своим хвостом по лицу. Я прикрикнул на него. Кузя обиделся.
— Зря расселся, — сказал Кузя, — все равно не вспомнишь.
Но я вспомнил. Назло ему вспомнил. Пожалуй, это было единственное правило, которое я знал. Вот уж не думал, что оно когда-нибудь мне так здорово пригодится!
— Если в родительном падеже слова в суффиксе выпадает гласная, то пишется ЧЕК, а если не выпадает — пишется ЧИК.
Это не трудно проверить: именительный — замоЧЕК, родительный — замоЧКА. Ага! Буква выпала. Значит правильно — замоЧЕК. Теперь совсем легко проверить и «ключик». Именительный — клюЧИК,
родительный — клюЧИКа. Гласная остается на месте. Значит, надо писать "клюЧИК". 
Палка захлопал в ладоши и закричал: — Чудесно! Прелестно! Восхитительно! Ура! Я крупными буквами смело написал на доске: "ЗАМОЧЕК, КЛЮЧИК". Потом легко повернул ключ в замке, и ворота распахнулись. Мяч покатился вперед, а мы с Кузей пошли за ним. Палка и Крючок поплелись сзади.)

у школьной доски

Итоги
Познакомились   с главами 1 - 5 повести-сказки «В Стране невыученных предметов» из раздела «Уроки и переменки»; учились прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, осознанно, правильно, выразительно читать вслух, умение вести диалог с автором; извлекать информацию из прослушанного текста; самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания; своё отношение к героям.

ИСТОЧНИК

http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/09/16/konspekt_uroka_v_strane_nevyuchennykh_urokov.doc

http://donkniga.com.ua/autors/?biograph=911

http://www.youtube.com/watch?v=JpJpnFTZaPg

http://www.youtube.com/watch?v=UkQGdW0s4DI

http://www.youtube.com/watch?v=r8_U68YXuqc

http://download.myshared.ru/wyX3tZfAmFzK3kfET14K8A/1460144686/1007289.ppt

http://fb.ru/article/213445/v-strane-nevyiuchennyih-urokov-kratkoe-soderjanie-knigi

 

 

Файлы