3 класс. Чтение. Уроки и переменки. Л. Гераскина "В стране невыученных уроков". Главы 1 - 12.
3 класс. Чтение. Уроки и переменки. Л. Гераскина "В стране невыученных уроков". Главы 1 - 12.
Комментарии преподавателя
Л. Гераскина. "В Стране невыученных уроков". Главы 10 - 12.
Об авторе
Лия Борисовна Гераскина.
https://lh5.googleusercontent.com/
Лия Борисовна Гераскина родилась в 1910 году в Новороссийске. Это было тяжёлое время из-за военных действий, её семья вынуждена была переезжать с места на место. Лия с детства писала стихи, хотя, работая библиотекарем на фабрике игрушек, то на электростанции постоянно училась и только с 1936 года стала сотрудником газеты.
Последнее время жила в Москве и сотрудничала с несколькими столичными издательствами. Её повесть «В стране невыученных уроков» трудно найти на полке в библиотеке. Дети читают и перечитывают её с большим удовольствием. Потому что эта книга написана так, будто с её страниц к ребятам обращается не взрослый человек, а их ровесник – Виктор Перестукин. Не секрет что школьники почти всегда не любят учить уроки. Посещать школу – другое дело – там друзья, события, общение. А дома учиться совсем не хочется, тянет поиграть в футбол или просто погулять. Уроки кажутся лишними, скучными, ненужными.
- По сказке «В Стране невыученных уроков» был снят мультфильм в 1963 году.
Дети читают и перечитывают повесть-сказку с большим удовольствием. Потому что эта книга написана так, будто с её страниц к ребятам обращается не взрослый человек, а их ровесник – Виктор Перестукин. Не секрет что школьники почти всегда не любят учить уроки. Посещать школу – другое дело – там друзья, события, общение. А дома учиться совсем не хочется тянет поиграть в футбол или просто погулять. Уроки кажутся лишними, скучными, ненужными.
Чтение с комментариями глав 10 - 12.
Прочитайте и закончите предложение К.Д.Ушинского. «Завтра поучусь, а сегодня поиграю»,- говорит (,,,,,,,ленивый)». «Завтра поиграю, а сегодня поучусь»,- говорит….. .
Слова для справок: ленивый, радивый, трудолюбивый, любознательный.
Как Витя относился к Запятой ? (— По мне, она вовсе не нужна, — ответил я откровенно. — Читать можно и без нее. Ведь когда читаешь, то не обращаешь на запятые никакого внимания. А вот когда пишешь и забудешь ее поставить, тебе непременно попадет.)
Как знаки попытались доказать Вите, что Запятая очень нужна ? (— А ты знаешь, что запятая может решить судьбу человека? — спросил Вопросительный. — Хватит рассказывать сказки, я не маленький!
— Мы с хозяином уже давно не котята, — поддержал меня Кузя. В зал вошли Запятая и несколько Точек, которые несли большой свернутый лист бумаги. — Это приговор, — объявила Запятая.
Точки развернули лист. Я прочел: ПРИГОВОР по делу невежды Виктора Перестукина:КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ.)
Что чувствовал Витя ? ( Мне стало страшно. Хорошо же расправились со мной мои учебники! Вот как начались обещанные опасности. Просто не дали человеку оглядеться как следует — и пожалуйста, сразу вынесли смертный приговор. Тут уж хочешь или не хочешь, а справляйся сам. Пожаловаться некому. Здесь никто не защитит. Ни родители, ни учителя. Милиции и суда здесь тоже, конечно, нет. Прямо как в старое время. Что царь захотел, то и делал. Вообще этого царя, его величество Глагол Повелительного Наклонения, следовало бы тоже ликвидировать, как класс. Распоряжается тут всей грамматикой!..
Восклицательный ломал ручки и все время выкрикивал какие-то междометия. Из его глазок катились мелкие слезки. Вопросительный приставал к Запятой:
— Неужели вы ничем не можете помочь несчастному мальчику?
Они все-таки были славные ребята, эти знаки!)
Какой урок стремилась преподнести Вите Запятая ? ( Вот пусть Перестукин и постарается спасти себя, если он этого хочет.)
Что для этого надо сделать? ( Правильно поставить Запятую.
- Какое она имела для него значение? (решалась его жизнь)
- Как он себя чувствовал в данный момент? (Переживал, волновался, боялся.)
- Что вы почувствовали, когда читали 11 часть? (Мы тоже переживали за Витю, хотели ему помочь.)
- Давайте перечитаем тот напряжённый момент, когда часы начали отсчитывать время. (Часы тут же принялись громко отстукивать и отсчитывать время: "Тик-так, тик-так, тик-так". Вот протикают несколько раз — и минута долой. А их всего пять. — Вопросы будут? — дрожащим голосом спросил Вопросительный. — Будут, — обрадовался я. — Куда мне поставить запятую? — Увы! Решай сам! — заплакал Восклицательный. Кузя подбежал к нему и стал ласкаться. — Подскажи, подскажи моему хозяину, где надо поставить эту проклятую запятую, — умолял Кузя. — Подскажи, просят же тебя как человека!
— Подсказать? — завизжала Запятая. — Ни в коем случае! У нас подсказка строго запрещена! А часы тикали. Я взглянул на них и обомлел: они уже успели отстучать три минуты.
— Зови Географию! — завопил Кузя. — Разве ты не боишься смерти?)
- Кто находился рядом с Витей Перестукиным? (Кузя)
Мы сейчас подошли к самому ответственному моменту, когда переживание и напряжение героев стали самыми сильными. Это в литературе называется кульминацией произведения.
Подробнее об этом вы узнаете на уроках литературы в старших классах.
- А сейчас задание: найти в прочитанном отрывке глаголы, которые передают внутреннее состояние героев. Кто является действующими лицами. (Знаки препинания, Кузя, Виктор Перестукин.)
Итак, в каких глаголах выражение чувств запятой ( завизжала).
Объясните поведение запятой, почему она завизжала? (не любила когда подсказывают)
Вкаких глаголах выражение чувств вопросительного знака? (выкрикивал, зарыдал, заплакал, закричал – восклицательный знак.
Тревожно спросил, сквозь слезы спрашивал – вопросительный знак).
А почему заплакал восклицательный знак, тот который всегда восклицал и радовался? (он боялся, что Витя не справится с заданием)
А что чувствовал в этот момент, кот? (умолял, завопил, заурчал, вцепился)
Почему? (предан Виктору, переживал за мальчика)
В каких словах выражено внутреннее состояние Вити? (обрадовался, обомлел)
Почему обрадовался? (надеялся на подсказку)
А почему потом обомлел? (прошло 3 минуты, а ответа не было)
Как вы понимаете значение слова «обомлел»? ( Оцепенеть, оторопеть (от неожиданности, испуга и т. п.)
- А мог ли Витя выйти из этой ситуации в состояние оцепенения? (нет)
- Что нужно было сделать? (успокоиться, взять себя в руки)
-Боялся ли Витя смерти? ( Я боялся смерти. Но… а как же тогда быть с закаливанием воли? Я же должен презирать опасность, а не бояться ее? А если я сейчас струшу, где я потом опять достану себе опасность? Нет, это мне никак не подходит. Звать никого нельзя. Что я, в самом деле, скажу Географии? "Здравствуйте, уважаемая География! Извините за беспокойство, но я, понимаете, немножко сдрейфил…" А часы тикали.)
- Как понимаете слово сдрейфил? (испугался)
- Какой урок он получил для себя? (должен презирать опасность, и не боятся её)
- Как мы назовём такой урок? (урок жизни)
-Какой важный совет услышал Витя в последние минуты до вынесения приговора? (рассуждать)
-Умел ли Витя рассуждать? ( Одна последняя минута… А что будет потом? Я зажмурил глаза и стал быстро-быстро рассуждать:
— А если поставить запятую после слов "казнить нельзя"? Тогда получится: "Казнить нельзя, помиловать". Вот это нам и надо! Решено. Ставлю.)
-В какой момент у вас появилось чувство уважения к Виктору? (когда он, после длительных рассуждений, правильно поставил запятую)
-Очень напряженной была 11 часть. Решалась судьба мальчика. В литературе такой самый напряженный момент в развитии действия художественного произведения принято называть кульминацией.
- Что такое кульминация? ( Кульминация-это напряженный момент произведения ,требующий особенного внимания от зрителя, читателя )
Первичное закрепление.
- Чем закончилась эта часть? (- Я подошел к столу и нарисовал большую запятую в приговоре после слова «нельзя». В ту же самую минуту часы пробили двенадцать раз.)
- Что случилось дальше? Прочитайте самое первое предложение. ( — Ура! Победа! Ах! Хорошо! Чудесно! — радостно прыгал Восклицательный, а вместе с ним и Кузя.
Запятая сразу подобрела.)
- Посмотрите, как изменилось настроение у восклицательного знака. А запятая изменилась?
Чтение с комментированием.
— Помни, что, когда ты даешь своей голове работу, всегда добиваешься цели. Не сердись на меня. Лучше подружись со мной. Когда ты научишься ставить меня на мое место, я не причиню тебе никаких неприятностей.
- Какой ещё урок скрыт в словах Запятой? ( Когда ты даешь своей голове работу, всегда добиваешься цели.)
Какое обещание дал Запятой Виктор Перестукин? ( Я твердо обещал ей, что научусь. Наш мяч зашевелился, и мы с Кузей заторопились. ) Выполнит он его, по вашему? Почему?
— До свидания, Витя! — кричали вслед знаки препинания. — Мы еще с тобой встретимся на страницах книг, на листах твоих тетрадей!
— Не путай меня с братом! — кричал Восклицательный. — Я всегда восклицаю!
— Ты не забудешь, что я всегда спрашиваю? — спрашивал Вопросительный.
- На что надеялись братья-знаки? ( Витя их больше не перепутает.)
Простили ли Витю жители замка? Что служит тому доказательством? (Мяч выкатился за ворота. Мы побежали за ним. Я оглянулся и увидел, что все машут мне руками. Даже важный Глагол выглянул из окна замка. Я помахал им всем сразу обеими руками и бросился догонять Кузю. Долго еще слышались выкрики Восклицательного. Потом все смолкло, и замок скрылся за холмом.
Мы с Кузей шли за мячом и обсуждали все, что с нами произошло. )
- Чему особенно радовался Витя, продолжая путешествие? Почему? ( Я был очень рад, что не вызвал Географию, а спас себя сам.)
Пожалуйста, дочитайте главу до конца и подчеркните, какие жизненные уроки вынес Витя. ( Меня так рассердили Кузины рассуждения, что я надолго замолчал. Продолжай я с ним разговаривать, так он, чего доброго, дошел бы до того, что объявил бы царем природы не человека, а кошку. Нет, Кузиным воспитанием надо было заняться серьезно. Почему я раньше не задумывался об этом? Почему я раньше вообще ни о чем не задумывался? Запятая сказала, что если я дам своей голове работу, то всегда выйдет толк И правда. Я подумал тогда у ворот, вспомнил правило, которое почти забыл, и оно мне здорово пригодилось. Помогло мне это и тогда, когда я с карандашом в руках решал, куда ставить запятую. Я бы, наверно, никогда не отставал в классе, если бы думал о том, что делаю. Конечно, для этого надо слушать на уроке, что говорит учительница, а не играть в "крестики — нолики". Что я, глупее Женьчика, что ли? Если я закалю волю и возьму себя в руки, еще неизвестно, у кого будут лучшие отметки к концу года.)
Обобщение
- Так наказали Витю учебники или спасли?
- Почему Вите удалось пройти трудности и пройти испытания?
- Каким же мы увидели главного героя повести?
сначала | потом |
ленивый | самокритичный |
невежда | упорный |
благодарный | |
волевой |
Что у вас получилось? (Завтра погуляю, а сегодня поучусь. Завтра поучусь, а сегодня погуляю.)Мы увидели, как Витя поступал в очень ответственные моменты своей жизни. Какие предложения можно составить из слов: завтра поучусь, сегодня, а, погуляю ?
Вопросы:
- Как вы думаете, какую фразу наиболее часто произносил наш знакомый Виктор Перестукин?
- Этим жизненным правилом пользовался Виктор Перестукин, когда мы с ним впервые познакомились? (А каким?)
- Подходит эта фраза к Вите Перестукину? (А к ребятам нашего класса?)
Посмотрите, мы составили ещё один урок жизни (Завтра погуляем, а сегодня поучусь)
Сегодня мы с вами переживали вместе с героями сказочной повести, посмотрите на галерею их портретов. Давайте составим характеристику героев
Разъяснение сложного слова |
Сложные слова |
Герои повести |
1 |
2 |
3 |
Обладающий слабой волей. Сопереживающий другим (иногда говорят: за всех сердце болит) С доброй душой Любящий узнавать новое Желающий всем добра Имеющий низкую (малую) грамотность Стремящийся к определенной цели Поучительный, прививающий хороший нрав Составленный с хитростью и умом |
Слабовольный Сердобольный Добродушный
Любознательный доброжелательный
Малограмотный Целеустремленный ? нравоучительный
хитроумный |
Человечек Восклицательный Знак Человечек Вопросительный Знак Кузя Витя Перестукин (в начале произведения) Витя Перестукин (в конце произведения) Задания Рассказ (который рассказал Витя Кузе про дружбу людей и животных) |
-Хотелось ли вам узнать, что произойдет с Витей дальше? Что для этого нужно сделать?
(Всем обязательно нужно прочитать всю книгу Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков»)
Почему же книга на протяжении многих лет пользуется популярностью, почему её читают и перечитывают с удовольствием? В чем особенность этой книги?
(Она написана очень интересно в форме увлекательного путешествия, живо, образно, много юмора.)
Как автор относится к своему герою? (Она, конечно, его осуждает от лица Кота Кузи, жителю волшебной страны, но всё же он ей очень симпатичен. Писательница знает, что у Вити все лучшее впереди, и он сам придёт к правильной мысли о важности учения.)
Как вы думаете, что побудило Лию Гераскину написать такую книгу для детей? Какие цели она ставила перед собой? (Ей очень хотелось показать детуям огромную пользу школьных занятий. Только она выбрала не форму нравоучений, которых не любят дети, а игру «наоборот» как «вредные советы». Примером стал Витя. Он на собственном опыте убедился, как можно навредить и себе, и окружающим своим невежеством. Она понимала, что многие лентяи и лоботрясы, прочитав книгу, узнают в Викторе Перестукине и тоже зададут себе вопрос «чем я хуже» и непременно возьмутся за ум.)
Итоги
Прочитали и проанализировали главы 10 - 12 повести Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков»
Учились самостоятельно прогнозировать содержание текста, находить в тексте материал для характеристики героя, высказывать свое отношение к прочитанному, видеть в художественном тексте средства выражения чувств и внутреннего состояния героев;
ИСТОЧНИК
http://www.youtube.com/watch?v=BXV4rT2qDqw
http://novyurok.ru/downloadfile.php?file=http://ds02.infourok.ru/uploads/doc/1018/00012187-218603b3.docx
http://novyurok.ru/downloadfile.php?file=http://proteacher.ru/2014/11/21/Urok_vneklassnogo_chteniya-_konkurs.pptx