3 класс. Чтение. Глухая пора листопада… А. Пушкин "Осень", К. Бальмонт "Осень".
3 класс. Чтение. Глухая пора листопада… А. Пушкин "Осень", К. Бальмонт "Осень".
Комментарии преподавателя
Глухая пора листопада…
А.С. Пушкин «Осень». К. Бальмонт «Осень».
Введение
Утром мы во двор идем
–Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
_Что вы увидели, услышали, почувствовали?
_Что поэт хотел выразить в своем стихотворении?
-Сегодня мы продолжим путешествие в мир поэзии.
-Что такое поэзия? (Поэзия – это стихи. Это произведение, написанное стихами)
-Прочитайте предложения. Как вы их понимаете?
Поэзия летнего утра.
Поэзия золотой осени.
Поэзия родной природы.
-Что теперь вы скажете о поэзии?
(Поэзия – это красота)
Мы знаем 2 значения этого слова.
«Поэзия – стихи или произведения, написанные стихами.»
«Поэзия –красота и прелесть чего-либо»
(Из словаря Ожегова)
Чистоговорка
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
-Кто это? (Жук)
-Какой звук помог вам отгадать загадку?
(Звук ж. Он в стихотворении встречается часто)
-Если в стихотворении часто повторяется один и тот же звук, то можно услышать, как воет ветер, шуршит камыш, кричат птицы, гремит гром и многое другое. Этим средством часто пользуются поэты. Называется оно звукопись.
-Без любви к родной природе нет любви к Родине. И сегодня на уроке мы начинаем знакомиться с новым разделом, в котором поэты и писатели выразили свою любовь к природе.
- Прочитайте название нового раздела (Глухая пора листопада…).
- О чём будем читать?
- Почему пора листопада названа глухой?
- Найдите ответ на этот вопрос при чтении текста на странице ( Настя открыла книгу и прочла: «Глухая пора листопада...». - А почему эти слова стоят в кавычках?
— Это первая строчка из стихотворения Бориса Пастернака «Иней». Для названия раздела книги, в котором ты прочтёшь стихи и рассказы об осени, взято не всё стихотворение, а одна строчка из него (цитата), поэтому она заключена в кавычки. — Папа, а почему так странно называется пора листопада - «глухая»? - Так видит и слышит осень поэт Борис Пастернак. Этот образ осени можно понимать по-разному: «глухая» пора, когда опали почти все листья, поэтому все звуки в лесу приглушены, «глухая» -это может быть и пора поздней осени, и тишина осеннего леса.)
- Какая проблема волнует Настю?
- Почему она решила, что осень разная?
- Почему у всех членов семьи разные представления об осени?
- Прочитайте высказывания. Какое из них можно считать истинным?
Осень – это листопад, яркие цветы на клумбах, ягоды, грибы, орехи…
Осень – это серые тучи, холодные дожди, грязь, заморозки, первый снег…
- Согласны ли вы с Настей?
- Что посоветовал Насте папа? ( - Пап, а чем мне помогут стихи об осени? — А ты прочти их и увидишь, что осень в каждом из них — разная...)
-Что мы должны выяснить при чтении стихотворений? ( Какая она – осень? Золотая, разноцветная или грустная, дождливая?)
- Что мы должны сделать, чтобы ответить на этот вопрос? ( Прочитать стихи русских поэтов. Представить картину жизни, настроение рассказчика, выделить главную мысль.)
- Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки, уловить запахи и насладиться многообразием её красок помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и прежде всего поэзия. Поэт – волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека.
- На уроке нас ждёт встреча сразу с двумя поэтами. Каждый из них рисует свою осень. Прочитайте их имена. ( Александр Пушкин, Константин Бальмонт)
Об авторах
http://all-biography.ru/wp-content/uploads/2014/10/Balmont-Konstantin.jpg
Константин Дмитриевич Бальмонт(1867-1942) — знаменитый русский поэт. Знаменит также своими переводами со многих языков. Автор множества поэтических сборников, статей и очерков.
Ранние годы жизни. Образование
Родился 15 июня 1867 года в селе Гумнищи Владимирской губернии, где жил до 10 лет. Отец Бальмонта работал судьей, затем — главой в земской управе. Любовь к литературе и музыке будущему поэту привила мать. Семья перебралась в г.Шуя, когда старшие дети пошли в школу. В 1876 году Бальмонт обучался в Шуйской гимназии, но скоро обучение ему надоело, и он все больше внимания стал уделять чтению. После исключения из гимназии за революционные настроения, Бальмонт перевелся в г.Владимир, где учился до 1886 года. В этом же году поступает в университет в г.Москва, на юридическое отделение. Учеба там длилась недолго, через год его исключили за участие в студенческих беспорядках.
Начало творческого пути
Свои первые стихи поэт написал будучи десятилетним мальчиком, но мать раскритиковала его начинания, и Бальмонт больше не предпринимал попытки что-либо писать последующие шесть лет.
Впервые стихи поэта были напечатаны в 1885 году в журнале «Живописное обозрение» в Петербурге.
В конце 1880-х годов Бальмонт занимался переводческой деятельностью. В 1890 году из-за бедственного финансового положения и неудачного первого брака, Бальмонт пытался покончить жизнь самоубийством — выбросился из окна, но остался жив. Получив серьезные травмы, он год пролежал в постели.
Дебютный сборник стихов (1890) Бальмонта не вызвал интереса у общественности, и поэт уничтожил весь тираж.
Восхождение к славе
Наибольший расцвет творчества писателя приходится на 1890-е годы. Он много читает, изучает языки и путешествует.
Бальмонт часто занимается переводами, в 1894 переводит «Историю скандинавской литературы» Горна, в 1895—1897 «Историю итальянской литературы» Гаспари.
Бальмонт издал сборник «Под северным небом»(1894), начал печатать свои произведения в издательстве «Скорпион», журнале «Весы». Вскоре появляются новые книги — «В безбрежности» (1895), «Тишина» (1898).
Женившись во второй раз в 1896 году, Бальмонт уезжает в Европу. Несколько лет он путешествует. В 1897 году в Англии читает лекции о русской поэзии.
Четвертый по счету сборник поэзии Бальмонта «Будем как солнце» вышел В 1903 году. Сборник стал особенно популярным и принес автору большой успех. В начале 1905 года Константин Дмитриевич снова уезжает из России, он путешествует по Мексике, затем едет в Калифорнию.
Бальмонт принимал активное участие в революции 1905-1907 года, в основном произнося речи перед студентами и строя баррикады. Боясь быть арестованным, поэт уезжает в Париж в 1906 году.
Побывав в Грузии в 1914 году, перевел на русский язык поэму Ш.Руставели «Витязь в тигровой шкуре», а также много других. В 1915 году, возвратившись в Москву, Бальмонт ездит по стране с лекциями.
Последняя эмиграция
В 1920 году уехал во Францию. Больше в Россию он не возвращался. В Париже Бальмонт публикует еще 6 сборников своих стихов, а в 1923 году — автобиографические книги: «Под новым серпом», «Воздушный путь».
Поэт тосковал по России и не раз жалел, что уехал. Эти чувства отражались в его поэзии того времени. Жизнь на чужбине становилась все тяжелее, здоровье поэта ухудшилось, были проблемы с деньгами. У Бальионта было обнаружено серьезное психическое заболевание. Живя в бедности в предместье Парижа, он больше не писал, а лишь изредка читал старые книги.
http://cs627227.vk.me/v627227585/1b73d/B3TbwY8czKk.jpg
ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837).
Александр Сергеевич Пушкин — поэт, прозаик, драматург. Родился в Москве, в дворянской семье. Отец- офицер в отставке, мать — внучка знаменитого «арапа Петра Великого» Ганнибала. Мальчика воспитывали бабушка и няня Арина Родионовна. Няня рассказывала ему сказки, пела народные песни. В 12 лет Пушкин поступил в Лицей в Царском Селе под Петербургом.
Окончив Лицей, Пушкин посвятил себя литературе. Первой его изданной книгой стала поэма «Руслан и Людмила». В 1820 году за вольнолюбивые стихи Пушкина по приказу царя Александра I выслали на юг России. Там он написал поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», стихотворения «Ночь», «Демон», «К морю». Затем поэта сослали в псковское имение его родителей — село Михайповское. Там Пушкин жил замкнуто, слушал сказки няни Арины Родионовны, читал ей свои новые стихи: «19 октября», «Зимний вечер», «Няне» И другие. В Михайловском он создал трагедию «Борис Годунов», почти
закончил роман в стихах «Евгений Онегин». Вернувшись из ссылки, Пушкин написал повесть «Капитанская дочка», поэмы «Полтава», «Медный всадник», «Сказку о царе Салтане … », «Сказку о рыбаке и рыбке» и множество стихов.
27 января 1837 года, защищая честь жены, Пушкин дрался на дуэли близ Петербурга и был смертельно ранен. Через двое суток (29 января) он умер.
- Стихи написаны в разное время. Каждый увидел и описал осень по своему.
1. А.С. Пушкин «Осень»
- Найдите в тексте слова, которые помогают нам понять настроение рассказчика. (...Люблю я пышное природы увяданье...)
- Как Пушкин относился к осени? Какие чувства испытывал? ( Приятна мне твоя прощальная краса)
- Зачем он поделился с нами своими чувствами?
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
- Какова главная мысль стихотворения? (...В ней много доброго...)
http://www.prav-news.ru/www/news/2014/8/y11231559532_a.jpg
http://fb.ru/misc/i/gallery/10530/305561.jpg
2. Константин Бальмонт. "Осень".
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
http://kladraz.ru/upload/blogs/1029_a2bdbe84b64ccc62fc0873e4ca8bc692.jpg
Расскажите, какие чувства испытывает автор стихотворения, найдите в тексте слова, которые подтверждают это. (В сердце стало грустнее)
Какова главная мысль стихотворения? ( все старое умирает, а новому пока еще не суждено появиться на свет.)
- Найдите в стихотворении К. Бальмонта строки, в которых поэт говорит об осени, как о живом существе. ( Скоро Осень проснется И заплачет спросонья.)
- Попробуйте заменить эти строки простыми словами: «Скоро начнётся осень, и пойдут дожди». Что изменилось в стихотворении?
Сравнительный анализ стихотворений.
- Можно ли сказать, что в стихотворениях описывается один период осени?
- Одинаково ли видят осень поэты? Что они чувствуют?
-Что же объединяет стихи А.С. Пушкина, К. Бальмонта, Ф. Тютчева? (Любовь к родной природе, умение увидеть красоту родной природы, передать её с помощью слов).
Итоги
Познакомились с творчеством А.С. Пушкина, К. Бальмонта; учились анализировать лирические произведения: рассуждать, приводить примеры из текста, выделять главную мысль.
ИСТОЧНИК
http://referatklass.ru/dlya-shkolnika/razrabotka-uroka-chteniya-v-3-klasse-po-programme-shkola-2100/
http://www.youtube.com/watch?v=nAzGGRkH-Bk
http://www.youtube.com/watch?v=QEAgAZ8t9q8
http://download.myshared.ru/WvDQapAhVE0xaZKpYFcApQ/1460283539/974867.ppt
http://all-biography.ru/balmont-konstantin.html
http://info-shkola.ru/biografiya-pushkina-dlya-detej/