3 класс. Чтение. Глухая пора листопада… Ф. Тютчев "Есть в осени первоначальной...".
3 класс. Чтение. Глухая пора листопада… Ф. Тютчев "Есть в осени первоначальной...".
Комментарии преподавателя
Глухая пора листопада…
Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной».
Введение
- Наверное, вы согласитесь, что литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы – это волшебники. И у каждого есть волшебная палочка. У автора – это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумаешься в слово – не поймешь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать.
-Сейчас мы увидим, насколько вы внимательны. Прочитайте слова 1 и 2-го столбика:
величественный |
благородный |
возвышенный |
памятный |
искренний |
сердечный |
незабываемый |
откровенный |
душевный |
царственный |
- Из слов второго столбика найдите слово, близкое по значению слову величественный (таким же образом задаются вопросы на поиск слов, близких по значению).
- Предлагаем вашему вниманию четверостишия. Что объединяет эти стихотворения?
Меж редеющих верхушек Показалась синева. А.Твардовский «Лес осенью». |
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, И.Бунин «Осень». |
Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу… А.Майков «Осень». |
- Что объединяет эти стихотворения? (- Изображение осенней природы в творчестве знаменитых поэтов. - Стихотворения на одну тему, с одинаковым настроением.)
- Продолжая тему занятия, мы познакомимся с лирическим стихотворением Федора Ивановича Тютчева.
http://uslide.ru/images/13/19661/960/img2.jpg
- Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – один из крупнейших поэтов ХIХ века. Русский поэт. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Начальное образование было получено дома. Он изучал поэзию Древнего Рима и латынь. Затем он обучался в университете Москвы на отделении словесности. Рано начал писать стихи; в 1819 г. выступил в печати с вольным переложением из Горация. В 1821 г. блестяще окончил словесный факультет Московского университета. По окончании курса зачислен на службу в Коллегию иностранных дел.Трепетной и нежной любовью к своей природе пронизаны его стихотворения. С Тютчевым мы открываем для себя величественную красоту природы.
- Одним из лучших лирических стихотворений Тютчева, посвященных изображению осенней природы, является стихотворение «Есть в осени первоначальной...».
Словарная работа.
Серп - ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков с корня.
Лазурь - светло-синий цвет, синева.
На праздной борозде - отдыхающее поле, с неё ( с борозды) убрали урожай.
Исследуем понятие « лирическое стихотворение».
- Как называют поэтов, которые сочиняют такие стихотворения? (Лирики.)
- Как вы знаете, в ходе исследования учёные ведут журналы наблюдений. Давайте с вами подумаем, что подразумевается под понятием «лирика», и заполним левую колонку нашего журнала.
Предположение |
Новая информация |
Поэт описывает картины природы. |
Произнесено под звуки лиры. |
Показывает свою любовь к природе |
Берёт начало в устном народном творчестве. |
Передаёт свои чувства и мысли. |
Это вид поэзии. |
Жанровое разнообразие. |
|
Название поэтов средних веков |
Чтение текста.
- Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях:V»-уже знал, «+»-новое, «?»-не понял.
Лирика (от греч. lyrikos-то, что произнесено под звуки лиры) - самый обобщённый и самый глубоко личный, задушевный род литературы.
Лирика - вид поэзии, выражающий чувства, мысли, переживания автора.
Особенности лирики - сосредоточенное размышление, самосозерцание.
Связь лирики с музыкой обеспечила тяготение лирики к стихотворной форме речи.
Лирика берёт начало в устном народном творчестве (песни обрядовые, календарные и т.п.) В древние времена лирические произведения исполнялись под аккомпанемент лиры. Лирическое произведение в наибольшей степени позволяет проникнуть во внутренний мир его создателя.
В средние века появляются новые сочинители лирических произведений:
-ваганты (бродячие студенты, школяры);
-трубадуры (певцы-поэты южной Франции);
-труверы (французские певцы- поэты);
-миннезингеры (немецкие поэты-певцы).
Лирика по своему жанровому разнообразию делится на: любовную, гражданскую, пейзажную, философскую.
Особенности лирического произведения. Душевные переживания, поучительный вывод, мир дается через переживания героя, высмеивание недостатков людей, события внутренней жизни. |
Анализ стихотворения
–Прочитайте первое четверостишие и словесно нарисуйте картину осени.
http://cs629214.vk.me/v629214843/1f0ea/7uaIe-LlUeM.jpg
-Начало осени. Солнечный, тёплый день. Небо ясное, голубое, воздух прозрачный.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора. II
Весь день стоит как бы хрустальный, I
И лучезарны вечера.....II
- Какие эпитеты употребляет автор в этих строфах? («Дивная пора», «лучезарны вечера»).
- Какой прием использует автор в строке: «Весь день стоит как бы хрустальный…»? (Автор употребляет прием сравнения.)
- Удалось ли вам наблюдать «Хрустальный день». Опишите его? Какой он? (- Прозрачный, чистый, безоблачный.)
- Какой знак стоит в конце строфы? ( Многоточие.)
- Почему? (Поэт может бесконечно говорить об этой «дивной поре».)
-Прочитайте второе четверостишие. Опишите увиденную вами картину.
-Поле тихое, пустое. Хлеба убраны. Чернеет земля. На солнце блестит паутина.
Исаак Левитан Золотая Осень. Слободка.
http://static.biblioclub.ru/art_portal/pictures/411/411277/11_04973_catpage.jpg
Где бодрый серп гулял и падал колос, I
Теперь уж пусто все – простор везде, I
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде. II
- Какие приемы использует Ф. Тютчев? (Олицетворение.)
- Что имел в виду автор, говоря о серпе как о живом существе? («Бодрый серп гулял»– он был орудием в неутомимых руках, проворно работали им, срезая колосья)
Чтение третьей строфы.
-Прочитайте третье четверостишие. Какую картину вы представили? (Тишина. Не слышно щебетания птиц. Небо ясное, без единого облачка.)
- Какое чувство вызывает у самого поэта картина осени? ( Он испытывает чувство изумления и восхищения от непередаваемо красивой и короткой поры, когда только что начинающаяся осень сменяет уходящее лето. Поэту и радостно, и грустно. Радостно от того, что он видит вокруг, а грустно – от сознания, что все это скоро пройдет, что впереди ненастье, зимние холода и метели.)
Пустеет воздух, I птиц не слышно боле, I
Но далеко еще до первых зимних бурь - I
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.....II
- Федор Иванович Тютчев рисует картину осени, которая приносит с собой грусть. Отыщите эти строчки в стихотворении. ( теперь уж пусто все.)
- Но почему же нас, читателей, не пугает эта пустота, а на сердце по-прежнему тепло и радостно? Как об этом говорит поэт? ( Но далеко еще до первых зимних бурь - / И льется чистая и теплая лазурь / На отдыхающее поле.)
- А знаете ли вы, как в народе называют эту короткую удивительную пору? ( Бабье лето.)
В каком темпе следует читать стихотворение ? ( Поэт очарован, он боится нарушить покой. Читаем в замедленном темпе, напевно.)
- В стихотворении нет восклицательных знаков, нет бурной смены чувств. Умиротворение, очарование, спокойствие пришло вместе со стихотворением.
Итоги
Познакомились с творчеством Федора Ивановича Тютчева. Прочитали и проанализировали его стихотворение "Есть в осени первоначальной...".
Учились выделять главное и существенное, понимать замысел поэта.
ИСТОЧНИК
http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/12/25/dokument_microsoft_office_word_4_11.docx
http://www.youtube.com/watch?v=lVehZjB09UI
http://citaty.su/kratkaya-biografiya-fyodora-tyutcheva
http://cs1-37v4.vk-cdn.net/p22/056e771288f038.mp3?
http://novyurok.ru/downloadfile.php?file=http://ppt4web.ru/uploads/ppt/848/c20e0740e4f7cded613215b0a62f339d.ppt
http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/01/10/prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint_9.pptx