3 класс. Чтение. Глухая пора листопада… Б. Пастернак "Иней".
3 класс. Чтение. Глухая пора листопада… Б. Пастернак "Иней".
Комментарии преподавателя
Глухая пора листопада…
Б. Пастернак "Иней".
Об авторе
http://ic.pics.livejournal.com/girafik/7270860/275662/275662_900.jpg
Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) родился в Москве, в семье академика живописи Л. О. Пастернака. Окончил гимназию, затем, в 1913 году, — Московский университет по философскому отделению историко-филологического факультета. Летом 1912 года изучал философию в университете в Марбурге (Германия), ездил в Италию (Флоренция и Венеция). Находясь под сильным впечатлением от музыки А. Н. Скрябина, занимался шесть лет композицией.
Первые публикации стихотворений Бориса Пастернака относятся к 1913 году. В следующем году выходит его первый сборник «Близнец в тучах».
Известность к Пастернаку пришла после октябрьской революции, когда была опубликована его книга «Сестра моя жизнь» (1922). В 1923 году он пишет поэму «Высокая болезнь», в которой создает образ Ленина. В 20-е годы написаны также поэмы «905 год» и «Лейтенант Шмидт», оцененные критикой как важный этап в творческом развитии поэта.
В годы войны им созданы патриотические стихи, составившие цикл «Стихи и войне». Новый этап его творчества — 50-е годы (цикл «Стихи из романа», «Когда разгуляется»).
Поэт к своему раннему творчеству относился весьма критически и впоследствии ряд стихотворений основательно переработал. Однако уже в эти годы проявляются те особенности его таланта, философские раздумья о смысле любви и творчества, жизни и смерти.
Ранние стихотворения Пастернака сложны по форме, насыщены метафорами. Но уже в них чувствуется огромная свежесть восприятия, искренность и глубина, светятся первозданно чистые краски природы, звучат голоса дождей и метелей.
С годами Пастернак освобождается от чрезмерной субъективности своих образов и ассоциаций. Оставаясь по-прежнему философски глубоким и напряженным, его стих обретает все большую прозрачность, классическую ясность. Однако общественная замкнутость Пастернака заметно сковывала силы поэта. Тем не менее Пастернак занял в русской поэзии место значительного и оригинального лирика, замечательного певца русской природы. Его ритмы, образы и метафоры влияли на творчество многих советских поэтов.
Пастернак — выдающийся мастер перевода. Им переведены произведения поэтов Грузии, трагедии Шекспира, «Фауст» Гёте.
Чтение стихотворения с комментариями
Одно из лучших стихотворений Пастернака, показывающее тесную связь человеческой души и природы, – «Иней».
http://bogdancity.at.ua/_ph/2/640503468.jpg
Это стихотворение приближает читателя к вечности, к беспредельности и бесконечности жизни, природа в нем врачует душевные раны
Глухая пора листопада,
Последних гусей косяки.
http://s51.radikal.ru/i131/1210/7c/94fbeba7f1f0.jpg
http://ljinfo.tripod.com/Birds_and_moon_light.jpg
Расстраиваться не надо:
У страха глаза велики.
Пусть ветер, рябину занянчив,
Пугает ее перед сном.
Порядок творенья обманчив,
Как сказка с хорошим концом.
http://www.poetryclub.com.ua/upload/poem_all/00542884.jpg
— Почему Б. Пастернак назвал пору листопада “глухой”? (Опали все листья, все звуки приглушены и т.д.)
Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки и уловить запахи, насладиться разнообразием её красок помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и прежде всего – поэзия. Мы знаем, насколько живо, образно можно рисовать словами, сколько оттенков можно передать ими, какой богатой и насыщенной может быть мелодия стихотворения. Поэт – волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека.
Поэт не может пройти мимо любого пейзажа, чтобы не полюбоваться им, поэтому у Пастернака так много стихов, посвященных природе.
Бесконечная жизнь природы замирает в минутной скованности. Иней, хрупкая корка льда, будто заставляет бытие замедлиться, что дарует душе лирического героя возможность раскрыться навстречу природе, раствориться в ней.
Ты завтра очнешься от спячки
И, выйдя на зимнюю гладь,
Опять за углом водокачки
Как вкопанный будешь стоять.
Основной мотив произведения — мотив дороги.
Ты дальше идешь с недоверьем.
Тропинка ныряет в овраг.
Поэт стремился во всём «дойти до самой сути», отыскать в повседневности высокий смысл бытия.
Иней – обычное природное явление - оказывается той оболочкой, проникнув через которую, человек постигает смысл жизни, слившись в одно целое с природой.
В природе наступила осень - «глухая пора листопада». И в жизни лирического героя осень - страх перед грядущим уходом из жизни, страх перед новыми потерями:
У страха глаза велики. |
Природа по-пастернаковски очеловечена:
Пусть ветер, рябину занянчив, Пугает её перед сном. |
«Порядок творенья» - расцвет, увядание, смерть; весна, лето, осень, зима. В пору зимней спячки может наступить пробуждение:
Ты завтра очнёшься от спячки... |
Времена года
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/86/3/86003302_3669914_4Seasonsweb.jpg
Какая-то неумолимая сила заставляет лирического героя идти, надеяться и ждать. Чего или кого? Безвозвратно ушедшего, навечно потерянного. Как пишут современники, сам поэт до конца жизни оставался седым дитятей, седым юношей, доверчивым и надеющимся.
Выразительно слово «опять». Оно повторяется в четвёртой строфе. Зима – не только холодное время года, но и равнодушное отношение людей друг к другу. В жизни лирического героя была зима, а значит, и расставания, потери, душевная боль. Поэтому досаду вызывают не снежинки, а «белые мухи», «лес лопоухий», «шут маскарадный».
Во многих стихотворениях Пастернака есть мотив чащи. Он очень важен для поэта. Зимняя чаща в стихотворении «Иней» сравнивается с хищником, «крадущимся росомахой». Судьба подстерегает человека на каждом шагу. Внутренний мир хрупок, то, что суждено, неизбежно.
Здесь инея сводчатый терем, Решётчатый тёс на дверях. |
Лес похож на терем. В поэтических произведениях русской литературы такое сравнение встречается часто. У Пастернака терем из ледяных кристаллов, за занавеской которого самое простое, обыденное:
Какой-то сторожки стена, Дорога, и край перелеска. И вновь чаща: И новая чаща видна. |
Из одной чащи - в другую: из одного мира в другой, мир гармонии человека с природой.
Торжественное затишье, Оправленное в резьбу, Похоже на четверостишье О спящей царевне в гробу. |
Повторение глухих согласных и шипящих: [т-ж-ст-ш-х-ч-щ-ц]. И в этой же строфе «звонкая» рифма: «резьбу» - «гробу». Но в гробу не мёртвая царевна, а только спящая.
В следующей строфе рифмуются «царству» с эпитетом «мёртвому» и «благодарствуй». Усилительная частица «и» в начале строфы и употребление устаревшего слова «благодарствуй» подчёркивают значимость этой части стихотворения.
В начале произведения ветер с его пугающей колыбельной перед сном, затем «торжественное затишье» и, наконец, тихий шёпот. Зимой царство природы мертво, так и душа человека должна достичь умиротворения, чтобы весной пробудиться к жизни, свету, теплу.
В центре поэтического мира Пастернака не человек, а природа. Соединяясь с ней, человек приближается к счастью:
Ты больше, чем просят, даёшь. |
Интересно, что во всём стихотворении местоимение «ты», а в последней строфе:
Я тихо шепчу. |
«Я» - поэт, лирический герой – часть мироздания, часть природы, навечно слившиеся друг с другом.
Стихотворение называется «Иней». Этому природному явлению Пастернак, поэт-философ, придал особые черты, как будто переводя его в другой план. Охлаждающаяся поверхность – это жизнь с её бесконечной суетой. «За снежной густой занавеской» «новая чаща», то есть постижение высокого смысла бытия, значительного и вечного. Не уход в потусторонний мир, как у символистов, а преклонение перед жизнью, вера в неё. Позже Пастернак выскажет своё желание проникнуть – в корни всего сущего:
Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. |
Искусство также рождается из самой жизни. Таков смысл стихотворения Б.Пастернака «Иней».
Итоги
Продолжили знакомство с творчеством Бориса Пастернака. Читали и анализировали его стихотворение "Иней". Увидели, что чем динамичнее движется лирический сюжет, чем дальше устремляется герой к познанию мира сложного и многогранного, тем медленнее движется время, околдованное инеем. Дорога здесь — это колесо жизни, «порядок творенья», в котором на смену осени приходит зима.
ИСТОЧНИК
http://uchetelyam.su/literatura/41730-konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu.html
http://xreferat.com/50/2860-1-analiz-liricheskih-stihotvoreniiy-m-cvetaevoiy-i-b-pasternaka-v-shkole.html
http://cs5766.vk.me/u159571566/audios/fb201594e6f0.mp3?
http://prezentacii.com/engine/download.php?id=1329