8 класс. Геометрия. Параллелограмм.

8 класс. Геометрия. Параллелограмм.

Комментарии преподавателя

Па­рал­ле­ло­грамм

 1. Определение параллелограмма

На про­шлом уроке мы рас­смот­ре­ли по­ня­тие вы­пук­ло­го мно­го­уголь­ни­ка. Те­перь изу­чим част­ный слу­чай мно­го­уголь­ни­ка – че­ты­рех­уголь­ник, а точ­нее – част­ный слу­чай че­ты­рех­уголь­ни­ка – па­рал­ле­ло­грамм.

Па­рал­ле­ло­грамм – это че­ты­рех­уголь­ник, у ко­то­ро­го про­ти­во­по­лож­ные сто­ро­ны по­пар­но па­рал­лель­ны (см. Рис. 1).

Рис. 1. Па­рал­ле­ло­грамм

То есть, если даны две па­рал­лель­ные пря­мые, ко­то­рые пе­ре­се­ка­ют еще две па­рал­лель­ные пря­мые, то они об­ра­зу­ют фи­гу­ру, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся па­рал­ле­ло­грам­мом .

Из того, что  – па­рал­ле­ло­грамм, можно сде­лать сле­ду­ю­щие вы­во­ды: . Верно и об­рат­ное утвер­жде­ние: если , то че­ты­рёх­уголь­ник  – па­рал­ле­ло­грамм.

По­ми­мо дан­но­го опре­де­ле­ния, можно дать ещё несколь­ко эк­ви­ва­лент­ных, од­на­ко мы оста­но­вим­ся имен­но на таком, клас­си­че­ском опре­де­ле­нии па­рал­ле­ло­грам­ма, и сфор­му­ли­ру­ем свой­ства дан­ной фи­гу­ры, поль­зу­ясь па­рал­лель­но­стью её про­ти­во­по­лож­ных сто­рон.

 2. Первое свойство параллелограмма и его доказательство

Свой­ство 1. В па­рал­ле­ло­грам­ме про­ти­во­по­лож­ные сто­ро­ны и углы по­пар­но равны.

Дано:                                                             

 – па­рал­ле­ло­грамм ().

До­ка­зать: .

До­ка­за­тель­ство:

По­сколь­ку нам ни­че­го не из­вест­но, кроме того, что  – па­рал­ле­ло­грамм, то при до­ка­за­тель­стве дан­но­го свой­ства мы будем поль­зо­вать­ся опре­де­ле­ни­ем па­рал­ле­ло­грам­ма, то есть па­рал­лель­но­стью его про­ти­во­по­лож­ных сто­рон.

Про­ве­дем диа­го­наль  и рас­смот­рим два по­лу­чен­ных тре­уголь­ни­ка (см. Рис. 2.).

Они имеют общую сто­ро­ну . Эта сто­ро­на  яв­ля­ет­ся се­ку­щей при па­рал­лель­ных пря­мых .

Рис. 2

Вос­поль­зу­ем­ся свой­ством па­рал­лель­ных пря­мых, а имен­но: внут­рен­ние на­крест ле­жа­щие углы при па­рал­лель­ных пря­мых равны. В нашем слу­чае в роли внут­рен­них на­крест ле­жа­щих углов при па­рал­лель­ных пря­мых  и се­ку­щей  вы­сту­па­ют углы . Ана­ло­гич­ное ра­вен­ство можно по­лу­чить и для внут­рен­них на­крест ле­жа­щих углов при па­рал­лель­ных пря­мых  и се­ку­щей .

Если те­перь сло­жить по­лу­чен­ные ра­вен­ства, то по­лу­чим, что: . Или: . Таким об­ра­зом, мы до­ка­за­ли ра­вен­ство двух про­ти­во­по­лож­ных углов па­рал­ле­ло­грам­ма. Оста­лось до­ка­зать ра­вен­ство вто­рой пары углов и ра­вен­ство про­ти­во­по­лож­ных сто­рон.

Для этого рас­смот­рим тре­уголь­ни­ки: . Они имеют общую сто­ро­ну . К сто­роне  при­мы­ка­ют углы  и  в одном тре­уголь­ни­ке, углы  и  в дру­гом тре­уголь­ни­ке. Зна­чит, тре­уголь­ни­ки равны по сто­роне и двум при­ле­га­ю­щим к ней углам (вто­рой при­знак ра­вен­ства тре­уголь­ни­ков).

Если за­пи­сы­вать стро­го, то по­лу­ча­ем сле­ду­ю­щую це­поч­ку ло­ги­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ний:

 (по 2-му при­зна­ку ра­вен­ства тре­уголь­ни­ков)

При­ме­ча­ние: при за­пи­си факта ра­вен­ства тре­уголь­ни­ков необ­хо­ди­мо учи­ты­вать по­ря­док рас­ста­нов­ки букв – буквы, озна­ча­ю­щие рав­ные углы тре­уголь­ни­ка, долж­ны идти на оди­на­ко­вых по­ряд­ко­вых ме­стах в обо­зна­че­нии тре­уголь­ни­ков (в нашем при­ме­ре: вто­рая буква  в на­зва­нии  со­от­вет­ству­ет углу , как и вто­рая буква  ).

Из ра­вен­ства тре­уголь­ни­ков сле­ду­ет ра­вен­ство всех со­от­вет­ству­ю­щих эле­мен­тов этих тре­уголь­ни­ков. Зна­чит:

. Таким об­ра­зом, мы до­ка­за­ли, что если че­ты­рёх­уголь­ник – па­рал­ле­ло­грамм, то его про­ти­во­по­лож­ные углы и сто­ро­ны по­пар­но равны.

До­ка­за­но.

 3. Второе свойство параллелограмма

Свой­ство 2. Диа­го­на­ли па­рал­ле­ло­грам­ма точ­кой пе­ре­се­че­ния де­лят­ся по­по­лам.

Дано:                                                             

 – па­рал­ле­ло­грамм ().

До­ка­зать:  (см. Рис. 3).

До­ка­за­тель­ство:

Про­ве­дем диа­го­на­ли  и  и от­ме­тим их точку пе­ре­се­че­ния: . Рас­смот­рим тре­уголь­ни­ки  и .

Рис. 3

Они равны по вто­ро­му при­зна­ку ра­вен­ства тре­уголь­ни­ков (сто­роне и двум при­ле­жа­щим к ней углам). Дей­стви­тель­но:

 (по 2-му при­зна­ку ра­вен­ства тре­уголь­ни­ков)

Ра­вен­ство углов вновь сле­ду­ет из того, что они яв­ля­ют­ся внут­рен­ни­ми на­крест ле­жа­щи­ми при со­от­вет­ству­ю­щей се­ку­щей и па­рал­лель­ных пря­мых (ко­то­ры­ми яв­ля­ют­ся про­ти­во­по­лож­ные сто­ро­ны па­рал­ле­ло­грам­ма по опре­де­ле­нию). Про­ти­во­по­лож­ные сто­ро­ны равны по до­ка­зан­но­му выше свой­ству 1.

Из ра­вен­ства тре­уголь­ни­ков сле­ду­ет ра­вен­ство со­от­вет­ству­ю­щих эле­мен­тов. Зна­чит: .

До­ка­за­но.

До­ка­зан­ные свой­ства па­рал­ле­ло­грам­ма поз­во­ля­ют ре­шать мно­го­чис­лен­ный класс задач. Раз­бе­рём несколь­ко при­ме­ров.

 4. Примеры задач на свойство параллелограмма

При­мер 1.

Пе­ри­метр па­рал­ле­ло­грам­ма равен 48 см. Найти его сто­ро­ны, если одна сто­ро­на на 3 сан­ти­мет­ра боль­ше дру­гой (см. Рис. 4).

Дано:

 – па­рал­ле­ло­грамм, .

Найти:

 

Ре­ше­ние:

Рис. 4

Обо­зна­чим мень­шую сто­ро­ну па­рал­ле­ло­грам­ма . Учи­ты­вая свой­ство 1 для па­рал­ле­ло­грам­ма, за­пи­шем сле­ду­ю­щее ра­вен­ство: . Из усло­вия: .

На­пом­ним, что пе­ри­метр мно­го­уголь­ни­ка – это сумма всех его сто­рон. По­это­му можем за­пи­сать сле­ду­ю­щее ра­вен­ство: .

Или: .

По­лу­ча­ем, что сто­ро­ны па­рал­ле­ло­грам­ма: .

Ответ: .

При­мер 2

Бис­сек­три­са угла  па­рал­ле­ло­грам­ма  пе­ре­се­ка­ет сто­ро­ну  в точке . Най­ди­те пе­ри­метр па­рал­ле­ло­грам­ма.

Дано:

 – па­рал­ле­ло­грамм,  – бис­сек­три­са. .

Найти:

 

Ре­ше­ние:

Рис. 5

Вспом­ним опре­де­ле­ние бис­сек­три­сы: бис­сек­три­са делит угол по­по­лам. Это зна­чит, что: . Кроме того,  яв­ля­ет­ся се­ку­щей при па­рал­лель­ных пря­мых . А это зна­чит, что внут­рен­ние на­крест ле­жа­щие углы равны: .

Из этого по­лу­ча­ет­ся:

.

Так как , то . От­ку­да: .

Пе­ри­метр – сумма всех сто­рон, у па­рал­ле­ло­грам­ма про­ти­во­по­лож­ные сто­ро­ны равны. По­лу­ча­ем: .

Ответ: .

Итак, мы рас­смот­ре­ли опре­де­ле­ние и свой­ства па­рал­ле­ло­грам­ма, в част­но­сти: ра­вен­ство про­ти­во­по­лож­ных сто­рон и углов, а также то, что диа­го­на­ли па­рал­ле­ло­грам­ма точ­кой пе­ре­се­че­ния де­лят­ся по­по­лам, и ис­поль­зо­ва­ли эти свой­ства при ре­ше­нии задач.

ИСТОЧНИК

http://interneturok.ru/ru/school/geometry/8-klass/chyotyrehugolniki/parallelogramm

http://www.youtube.com/watch?v=a5hlnvp3WY8

http://www.youtube.com/watch?v=GwYUP0mgP2Y

http://volna.org/geometrija/parallieloghramm.html

http://www.шкматем.рф/wp-content/uploads/2012/08/%D0%926-23.png

http://cs10002.vk.me/u31195134/116260458/x_56d40dd3.jpg

http://metodbook.ru/index.php/matematika/13-testy-po-geometrii-8-klass/80-test-po-geometrii-8-klass-tema-parallelogramm-variant-2.html

http://metodbook.ru/index.php/matematika/13-testy-po-geometrii-8-klass/79-test-po-geometrii-8-klass-tema-parallelogramm-variant-1.html

Файлы