4 класс. Чтение. Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк».
4 класс. Чтение. Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк».
Комментарии преподавателя
Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни.
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк».
Введение
Сегодня мы с вами поговорим об устном народном творчестве- фольклоре .Фольклор- слово английское и в переводе означает «народная мудрость» : folk-народ, люди,свет, lore -учение ,знание.
А какие произведения устного народного творчества вам знакомы? Перечислите их.
( Потешки,частушки,песенки,прибаутки,заклички,приговорки,дразнилки,игры,скороговорки,сечки,небылицы,перевёртыши,загадки,сказки.)
- Что такое сказка?
Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
Виды сказок
- богатырские;
- волшебные;
- поучительные;
- о животных;
- смешные;
- бытовые;
- былины.
Признаки волшебной сказки.
- испытание;
- превращение;
- сказочное существо;
- сказочный предмет;
- необычное место действия;
- повтор.
Отличие сказки от других исходных жанров
Сказочная повесть |
Былина |
Легенда |
Большой объём. Делится на главы. Много героев. Рассказано о многих событиях в жизни героев. События происходят в течение долгого времени. |
Стихотворная форма. Гипербола. Песенный характер. |
Объяснение происхождения или существования какого-нибудь предмета или явления. |
Легенды – это поэтические предания о каком-то историческом событии, могут быть религиозного содержания.
Человек из легенды (человек со славным прошлым).
Живая легенда (о человеке с героическим славным прошлым).
Былины
Былины — русские народные песни-сказания о богатырях. Они относятся к эпической поэзии, в которой выразились некоторые исторические реалии и мечты народа о сильном и добром защитнике. В былинах читатель находит также бытовые подробности того времени. Возникли былины в IX—XIII веках. С самого своего появления они именовались старинами. Такое название подтверждало тот факт, что сюжеты былин были не придуманные кем-то истории. В старинах отражались события далекого прошлого, которые в такой песенной форме передавались из поколения в поколение. Такими «проводниками» былинного текста были сказители. Они распевали эти произведения под аккомпанемент струнного музыкального инструмента — гуслей. Героями былин были богатыри, которые могли справиться с любым врагом. Поэтому былинные богатыри получают возможность защищать честь, достоинство и человеческие права народа, они беспощадны к врагам и ко всем, кто покушается на свободу человека. Богатыри наделены такими необычными качествами и способностями, которых обыкновенные люди никогда не имели. Именно для описания их облика используется такой прием, как гипербола. Гипербола — это фраза, которая заключает в себе преувеличение для создания определенного художественного образа. Гиперболическим является образ чуженина, который способен легко подкидывать палицу в девяносто пудов. Главными былинными богатырями были Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Явления, описанные в былинной песне, кратко говорили, как правило, о небольшом эпизоде из жизни одного богатыря. Поэтому по нескольким былинам можно составить более полный облик представителей русского богатырства. События, описанные в былине, носили, как правило, патриотический оттенок. Могучие богатыри, ни минуты не колеблясь, вставали на защиту родной земли и государя. Правителем государства русского в былинах был Владимир Красное Солнышко. Былинный стих имел свои особенности. Строился он по одному сценарию. Начиналось произведение с зачина, потом следовала основная часть текста, и заканчивалось оно концовкой (описывался пир или герой удивлялся силе своего противника). Былинный стих имел свою особую мелодику, поэтому былины не рассказывали, а произносили нараспев. Несмотря на все поэтические средства, что использует сказитель в былинном произведении, оно остается понятным и доступным любому слушателю.
Былины – это героические песни, возникшие как выражение исторического сознания в восточнославянскую эпоху, ставящие перед собой цель возвеличить социальные и нравственно-этические идеалы народа.
Отличие былины от сказки
Сказка |
Былина |
1. Существует в устной форме |
|
2. Известна с древнейших времен. |
|
3.Фантастический рассказ в прозе волшебного или бытового характера |
3.Рассказ об исторической реальности в обобщенных образах в песенно-стихотворной форме. |
4.Фантастический рассказ в прозе волшебного или бытового характера |
4.Главная черта – описание подвигов богатырей |
5.Способ исполнения – высказывание |
5.Способ исполнения – пение или речитатив. |
Героическая песнь – это сказание, воспевающее героя.
— Ребята, отгадайте загадку, загаданную пословицами и поговорками.
- Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой. Как его ни корми, он все в лес глядит. Его ноги кормят. (Волк.)
У кого ты ни спроси —
Всем известно на Руси:
То он царь, то из крестьян,
Азовут его... (Иван).
— Посмотрите на эти два слова. Как они могут быть связаны на нашем занятии? (Мы будем читать о них сказку.)
http://www.ukazka.ru/img/g/uk120370.jpg
— Прочитайте название сказки. («Иван-царевич и Серый Волк».)— Кто ее автор? (Унее нет автора. Это русская народная сказка.) Итак, сегодня мы будем работать над новой сказкой.
Знакомство со сказкой, первичное чтение.
(Читают учитель и хорошо читающие ученики.)
Словарная работа по ходу чтения
Караулы — воинское подразделение, несущее охрану кого- или чего-либо.
Похитник — похититель.
Позарился — зариться — смотреть на кого-, что-либо с завистью, желать получить для себя.
Задолит — одолеет.
Наутёк — бегом (спасаясь от кого-либо).
Работа над первой частью сказки
— С чего начинается сказка? (Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.)
— Как называется этот прием в сказке? (Зачин.)
Почему братья решили караулить сад с золотыми яблоками? (Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать.)
— Кто же воровал яблоки из сада? (Жар-птица.)
http://s017.radikal.ru/i430/1304/4c/e5d8a3be3e22.jpg
Что можно сказать о братьях-царевичах? Какие они? Как они относятся к отцу? (Все три брата любили отца, относились к нему с уважением. Они утешали его, когда он зато-сковал из-за вора в саду.)
— Как они повели себя, когда он отправил их за Жар-птицей? (Они поклонились ему и отправились в путь-дорогу.)
— Кто из братьев самый ответственный? Почему? (Самый ответственный из них был Иван. Когда он стерег сад, то боялся даже присесть, не то что прилечь, чтобы не уснуть.)
Работа над второй частью сказки
— Какое несчастье случилось в пути с Иваном-царевичем? (Его коня съел Волк. А куда без коня идти ?)
http://miniskazka.ru/russkie_volshebnye/ivan_carevich_i_sery_volk/image004.jpg
— Кто стал помогать герою? (Ему стал помогать Волк.)
— Что необычного было в Сером Волке? (Серый Волк скакал — синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает.)
http://pic2.intv.ru/pic/19640/88863/norm_image_991ef.jpeg
Итоги
Повторили виды устного народного творчества - фольклора.
Познакомились с русской народной сказкой - "Иван-царевич и Серый Волк" и новым видом сказок (волшебной); учились делить текст на части, различать жанры устного народного творчества; характеризовать героев ( сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий; составлять план; рассказывать сказку но иллюстрациям, по плану.
ИСТОЧНИК
http://pourochnye-plany.ru/wp-content/
http://www.youtube.com/watch?v=ZGQsZ6ocjIM
http://download.myshared.ru/4XmQ5PFv_mfs-5dasW7Wew/1461759559/892272.ppt
http://fb.ru/article/158449/primeryi-folklora-primeryi-malyih-janrov-folklora-proizvedeniy-folklora