4 класс. Чтение. Летописи. Былины. Жития. Летописи. «И вспомнил Олег коня своего».
4 класс. Чтение. Летописи. Былины. Жития. Летописи. «И вспомнил Олег коня своего».
Комментарии преподавателя
Летописи. «И вспомнил Олег коня своего».
Введение
А знаете ли вы, что древнейшая из дошедших до нас летописей была написана в 1377 году на пергаменте, называется она Лаврентьевской, по имени монаха-переписчика Лаврентия. В эту летопись входит крупнейший памятник летописания «Повесть временных лет», то есть «Повесть о былых годах», которая была составлена в начале XII века монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. «Повесть временных лет» – это целое литературное произведение об истории Древней Руси.
http://fs1.ppt4web.ru/images/12376/91348/640/img2.jpg
– «Повесть временных лет» Нестор создал, опираясь на рассказы древних старцев, документы княжеского архива, иноземные хроники и народные сказания. Сам Нестор был очевидцем многих описанных им событий. В своём труде летописец рассказывает о княжеских походах и свадьбах, победах и поражениях; о волхвах и скоморохах. Он обращается к легендам, к народной памяти, спорит с неверными, по его мнению, преданиями.
В самом заголовке своего введения в летопись Нестор поставил три исторических вопроса и сжато ответил на них:
– Отъкуду есть пошла Русськая земля?
– Кто в Киеве нача первее княжити?
– Отъкуду Русськая земля стала есть (утвердилась)?
Составляя «Повесть временных лет», летописец ставил своей целью не просто рассказать о прошлом Руси, но и показать место восточных славян среди европейских и азиатских народов.
Словарная работа
Волхвы – чародеи, колдуны.
Кудесники – волшебники.
Княже – князь.
Укорил – упрекнул.
От сего – от этого.
Слывёт – здесь: называется.
Чтение с комментированием
- Можно ли однозначно ответить на вопрос, поставленный перед перечитыванием летописи? (нет, так как над этим нужно подумать).
- Попробуем разобраться. Прочитайте диалог Олега с кудесником. Что значат строки «и запали слова эти в душу Олегу»?
- Как Олег отреагировал на предсказание кудесника?
- Как вы думаете, почему Олег принял такое решение: испугался или проявил силу духа?
- Перечитайте диалог Олега с конюхом. Что сообщил ему конюх? Как Олег отреагировал на сообщение конюха о смерти коня? («Олег засмеялся и укорил того кудесника…»).
- Почему Олег так отреагировал, почему он засмеялся и сказал, что волхвы ему соврали? (он разочаровался в их предсказаниях).
- Перечитайте эпизод, в котором Олег едет попрощаться с конём, увидеть его кости. Чем заканчивается этот эпизод? От чего умер Олег? ( И повелел оседлать себе коня:
– Да увижу кости его.
И приехал на место, где лежали его кости голые и череп голый, слез с коня и, посмеявшись, сказал:
– От сего ли черепа смерть мне принять?
http://sunny-art.ru/wp-content/uploads/2010/06/Wiktor_Michajlowitsch_Wassnezow_146.jpg
И ступил ногою на череп. И выползла змея из черепа и ужалила его в ногу. И с того разболелся и умер. И оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и до сего дня, слывёт могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.)
http://i.ucrazy.ru/files/i/2008.9.19/1221798187_724.jpg
- Как вы думаете, какие качества характера Олега проявляются в этом эпизоде: сила и слабость его характера?
- Когда человек о чём-то очень сильно переживает – это сила или слабость? Имеет ли право человек переживать, сочувствовать? А имеет ли на это право воин, предводитель войска? (переживать, сочувствовать и заботиться о ком-то – это нормальное человеческое состояние, на то он и человек, чтобы чувствовать. Князь Олег тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Он любит своего коня, и, конечно, очень переживает его смерть, поэтому даже если это и можно назвать слабостью, за это нельзя осуждать).
- Прочитайте эпизод о том, как народ горевал после смерти Олега.
- Какие слова и выражения подбирает летописец, чтобы показать, как тяжело народ перенёс известие о смерти князя Олега? ( И оплакивали его все люди плачем великим)
- Что чувствуете вы, когда читаете эти строки?
- Как вы думаете – переживает ли летописец вместе со своим народом великое горе? Как вы об этом узнали? Докажите. (Слова особые подбирает, предложения по-особому строит, чтобы передать интонацию плача и горевания. Особенно нужно обратить внимание на ритм «и оплакивали, и понесли.., и похоронили…», что создаёт образ причитающей на похоронах женщины).
- Если летописец передаёт свои чувства и своё отношение к тому, что происходит, можно ли это отнести к элементам художественности? (да, конечно).
- Давайте посмотрим, передаёт ли летописец чувства и эмоции своего героя – князя Олега? Найдите строчки в тексте, которые подтверждают ваши предположения («И запали слова эти в душу Олегу», «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» (переживание и забота о коне, любовь к своему другу), «Олег засмеялся и укорил того кудесника (разочарование): «Неправду говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив» (некоторое раздражение от разочарования).
- Посмотрите ещё раз внимательно на текст летописи и попробуйте догадаться, что ещё есть в этом тексте, чего никогда не бывает в научных текстах? (Диалоги).
- Можем ли мы, наконец, сказать, что благодаря летописям мы смогли представить образ князя Олега? (Да, мы уже можем сказать о том, каким он был).
- И последний вопрос, на который мы должны ответить – за что же так любил Олега русский народ? (Он был великим полководцем того времени, верно служил своему государству, заботился о своём народе, при этом был человеком, которому были не чужды человеческие слабости – верил кудесникам, любил своего коня, пировал с дружиной после военных походов и пр.).
Итоги
Продолжили знакомство с летописным сводом "Повесть временных лет". Отметили значение летописей для людей. Учились понимать исторические произведения на примере фрагмента летописи под названием «И вспомнил Олег коня своего».
ИСТОЧНИК
http://ped-kopilka.ru/blogs/abisheva-manura/konspekt-uroka-po-chteniyu-4-klas.html
https://www.youtube.com/watch?v=T3pWHjRXP0I
http://download12.proshkolu.ru/download/5698558/e3d80ac7935c9c72/41642492/6c22d3ea85d68ded
http://www.nado5.ru/e-book/i-vspomnil-oleg-konya-svoego