4 класс. Чтение. Летописи. Былины. Жития. Былина «Ильины три поездочки».
4 класс. Чтение. Летописи. Былины. Жития. Былина «Ильины три поездочки».
Комментарии преподавателя
Летописи. Былины. Жития.
Былина «Ильины три поездочки».
Введение
Вы видите рисунок «Камень на распутье».
http://topreferat.znate.ru/pars_docs/refs/12/11584/11584-13_5.jpg
- В каких произведениях вы встречали указатели для главного героя? (В былинах).
Что означает слово былина? (Былины - это русские народные сказания о богатырях, защищавших русские земли). Первые былины сложились ещё в Киевской Руси.
- Какие былины читали мы с вами в 3 классе? (Добрыня Никитич, Добрыня и Змей, Исцеление Ильи, Илья и Соловей – разбойник).
- О каких отличительных чертах былины вы знаете? (Былинный зачин, повторы, образность языка - гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, определённое содержание– сказ о героических делах богатырей; неспешность, обстоятельность, подробность повествования).
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали богатырём? (Бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым, защищать родную землю).
Прочитайте медленно текст:
Как во славном было городе во Киеве,
Как у ласкового князя у Владимира,
Ещё были – жили тут бояре кособрюхие,
Насказали на Илью они на Муромца,
Ай , какими он словами похваляется:
«Я ведь князя – то Владимира повыживу,
Сам я сяду во Киеве на его место,
Сам я буду в Киеве да князем княжити !»
Что вы только что прочитали? (Зачин).
- Кто исполняет былины и как?
-Кто был героями былин?
-За что народ любил Илью Муромца? (Любил за силу, справедливость, борьбу с врагами. Он совершил подвиги ради народа, Родины, охранял труд мирных людей.)
- Как вы считаете, чем отличается былина от сказки?
Отличие сказки от былины.
Сказка.
1. Не верят в реальность.
2. Единообразная композиция (построение);
3.Герои: люди, царевичи, животные
Былины.
1 Верят в реальность.
2. Индивидуальная композиция;
3. Герои-богатыри.
Чтение былины «Ильины три поездочки» с комментированием
-Откройте учебник на стр. 12.
-С какой былиной мы сегодня познакомимся? (Мы познакомимся с былиной «Ильины три поездочки»)
-Прежде чем мы начнем знакомство с былиной, познакомимся с главным героем.
http://s6.drugiegoroda.ru/2/186/18646-Vastnetsov_1914.jpg
О мужественном богатыре Илье Муромце до нашего времени сохранилось 15 русских былин.
Илья Муромец – герой славянского эпоса
Согласно сюжетам некоторых былин, Илья Муромец до 33 лет не мог двигать руками и ногами, но один монах исцелил его. После того, как мужчина выпил воды, специально приготовленной ему монахом, он почувствовал в себе нечеловеческую силу, и отправился служить к князю.
В образе Ильи Муромца, русский народ воплотил представления о храбром воине, который не боялся бы защищать свой народ и отечество.
Прототипом Ильи Муромца стал реально существующий человек – силач Илья из города Мурома, который жил в 12 веке. Этот человек прославился мужеством в боях и преданностью князю. В зрелом возрасте он принял монашеский постриг и был канонизирован в 1643 году.
Словарная работа
СИЕ – это.
КРЕМНЕВЕНЬКИЕ – из кремня.
БУЛАТНАЯ БРОНЯ, БУЛАТ – узорчатая сталь.
СМЕТА – богатство.
САЖЕНЬ -2,134м (3 аршина).
ОБЛАТЫНИВАТЬ – обращаться в католическую церковь.
БАШЛЫК – головной убор.
ВОРОНОВЫЕ – чёрные.
ГОЛЬ, ГОЛЫДЬБА – оборванцы.
АМБАР – сарай.
Характеристика героя
-Почему Илья Муромец выбирает прямую дорогу? (Богатырь не хотел богатства, так как оно у него уже было. Молодая жену ему также была не нужна. Решил Илья Муромец испытать свою судьбу и поехать направо, где ему угрожала смерть.)
-Как он рассуждает на перепутье у камня? («Это Бог с тобой, что судьбой: Я готов и с судьбиной на бой! Только выбрать какую судьбу, Чтобы с нею вступить мне в борьбу? Мне в походах жена не нужна, Мне богатство не надобно. Ах, поеду, молодец, я туда, Где показано убитому быть!»)
-О каких чертах характера это говорит? (Смелый, решительный, не ищет лазеек и обходных путей.)
-Найдите описание разбойников. ("...Выглядали, выскакивали Ходовитые разбойнички, Псы ночные подорожнички. Голоса у них горластые, А щиты у них крестастые, На них шлемы, будто вёдра вверх Кони-лошади в булатной броне. А заглавный пёс-разбойничек Наседает, угрозой грозит: «Стой! Куда, деревенщина? Помолись перед погибелью!»)
-Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами – оньк, ичек, ечек.
-Какое значение придают эти суффиксы? (Уменьшительно-ласкательное.)
-Для чего это сделано? (Для контраста с силой Ильи Муромца).
-Как описан Илья Муромец в схватке с разбойниками? (...Илья палицей размахивался Да слегка и приударил вожака. А размяк от удара вожак, Покачнулся, упал, не встал.
Из налучника лук тугой,
Из колчана калёну стрелу
Вынимал да пускал Илья
В дуб кряковистый разрывчатую.
Разрывала, расщепляла стрела
Старый дуб во щепу, во черенки.
Череночки да щепочки
Разлетелись, угодили они
Во разбойников да всех до одного
В одночасье погубили подряд!...)
От каких реальных врагов могли защищать богатыри русскую землю? (От нашествия татаро - монгол).
- Почему былина называется «Три поездочки»? Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающий? Какое историческое событие нашло отражение в былине? (Крещение Руси, попытки иноземных захватчиков обратить русский народ в католическую веру).
Обобщение образа Ильи. Выберите те слова, которые имеют отношение к Илье. (Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, жадный, щедрый, грубый, справедливый).
Итоги
Познакомились с былиной "Ильины три поездочки". Учились анализировать, сравнивать былины и сказки, искать сходства и различия; осознанно читать былины; применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»; осознавать меру ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.
ИСТОЧНИК
https://fs01.infourok.ru/uploads/185085092526.docx
http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/12/27/iliny_tri_poezdochki.doc
https://www.youtube.com/watch?v=mmBgFV4s-Fg
http://www.nado5.ru/e-book/iliny-tri-poezdochki
http://download.myshared.ru/WBkpWgz9zb5NT25ds_gghw/1462441144/499642.ppt