4 класс. Чтение. Поэтическая тетрадь. Евгений Абрамович Баратынский. "Весна, весна! как воздух чист!", "Где сладкий шёпот".

4 класс. Чтение. Поэтическая тетрадь. Евгений Абрамович Баратынский. "Весна, весна! как воздух чист!", "Где сладкий шёпот".

Комментарии преподавателя

Поэтическая тетрадь.

Евгений Абрамович Баратынский. "Весна, весна! как воздух чист!"

Введение

http://all-biography.ru/wp-content/uploads/2014/08/Baratuynskiy-Evgeniy.jpg
Евгений Абрамович Баратынский — поэт, родился 19 февраля 1800 года в селе Вяжле Кирсановского уезда Тамбовской губернии, воспитывался в пажеском корпусе, откуда в 1816 году был исключен с воспрещением поступать в военную службу. Три года спустя, после усиленных хлопот, ему было, однако, разрешено поступить рядовым в лейб-гвардию егерский полк; в 1820 году, произведенный в унтер-офицеры, был переведен в Нейшлотский пехотный полк, стоявший в Финляндии, и пробыл здесь около шести лет до производства в офицеры, после чего вышел в отставку, женился и поселился в Москве. В 1845 году, Баратынский отправился с семейством за границу, посетил Германию, Францию и Италию, в Неаполе внезапно заболел и умер 29 июня 1844 года.
Сочинения Баратынского в стихах и прозе изданы его сыновьями в 1669 и 1884 гг. Баратынский начал писать стихи еще юношей, живя в Петербурге и готовясь к поступлению в полк; Общий характер лирики Баратынского — грустно-задумчивый.

Словарная работа

Лазурь светло-синий цвет, синева (устар.)

Слепит ослепляет, мешает видеть, смотреть.

Торжествующий от слова торжество - 1. Победа, полный успех, 2 . Чувство радости, удовлетворения по какому-нибудь случаю.

Хребетпозвоночник, спина.

Ветхий разрушающийся от старости; дряхлый.

Заздравныйисполняемый или провозглашаемый за чьё-нибудь здоровье.

Гимнторжественная песня.

Чтение с комментированием


О чём стихотворение?  (- Тема природы, приход весны.)

http://img-fotki.yandex.ru/get/15/igumnov2005.d/0_9696_649537d3_L
Как вы думаете, что чувствует поэт? (- Восторг, восхищение, полёт души, радость, обновление…)
Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?(- Те же самые! )
                                                                                Система знаков препинания помогает автору передать настроение, а нам почувствовать это настроение и понять автора:

Что? Где? Для чего?
10 знаков восклицания

 

 

По всему тексту

 

В середине стихотворной строки (это не обращение!)
Выражение радости, восторга, восхищения.

 

Чувства переполняют настолько, что не хватает воздуха, делает вдох!
Один знак вопроса В последней строфе Обращение к себе, попытка понять ту бурю чувств, которая охватывает, объяснить, что происходит «с моей душой»
Многоточие Стихотворение заканчивается им Герой многое ещё мог бы сказать, но все слова не могут передать то, что происходит в душе.


Что вы слышите, читая стихотворение ? (- журчание ручья, рёв реки, шуршание ветхих листьев, песню жаворонка.)

http://www.neizvestniy-geniy.ru/images/works/photo/2012/04/591967_1.jpg
                                                                                                                             С помощью чего автору удаётся передать эти звуки? 

Что? Где? Для чего?
[л] -6 раз 2-я строфа Нежность, ласка, мягкость
[р] – 2 раза, [ч] -2 раза 3-я строфа Перелив, журчание ручья
[р] – 4 раза 3-я строфа Рёв реки, мощь.
[х], [ж], [ш] 4-я строфа Шуршание листьев

Вывод: повторяя определённые звуки, автор может передать нам то, что слышит он, и помочь нам услышать это же. 

                                                                                                                                        Обратимся к выразительным средствам:

Что? Где? Для чего?
Метафора
(олицетворение)
«Крылья ветерка»,
«хребёт» реки,
облака летают, «ласкаясь»,
лист «шумит»
Одушевление природы, природа радуется приходу весны, возрождению
 эпитеты Лазурь живая,
торжествующий хребёт реки,
гимн заздравный,
вышина яркая
Показать счастье, радость природы.
 сравнение «С ручьём она ручей»,
«С птичкой птичка»
Сравнения как такового нет: душа растворяется в природе, становится её частью.

Вывод: используя выразительные средства, автор показывает своё отношение к природе. Он одушевляет её. Его душа – это часть души природы. Он живёт в природе, с природой. Испытывает те же чувства, что и природа. От этого он невыразимо счастлив. В последней строфе появляется автор, его душа.

Обобщение

— С какими чувствами встречает весну лирический герой стихотворения? (Главные чувства стихотворения — радость, ликование, восторг. Эмоциональное состояние приподнятости, душевного подъёма передаётся обилием восклицательных интонаций.)

— Какие слова и выражения создают картину весны? Какие приметы весны особенно приятны лирическому “я”? Почему вы так думаете? (Поэт создаёт лёгкую, радостную картину весны: ясный небосклон, ветерок, солнечные лучи, облака, ручьи, древа обнажены, жавронок. Ощущение радости, праздничности приятного весеннего дня создаётся словами чист, ясен, ласкаясь, летают, блестят, взвился, торжествующий, заздравный и др. Особую торжественность придают стихотворению слова высокого стиля: лазурию (даже устаревшая форма слова звучит возвышенно по сравнению с современным лазурью) , очи, древа, обнажены, ветхий, гимн и др.)

— Какие краски, звуки, запахи весны мы ощущаем, читая стихотворение? (Поэт рисует весну словами, которые помогают ощутить её приход, почувствовать её краски, звуки, запахи. (Можно поручить отдельным учащимся выбрать из текста слова и выражения, которые помогают увидеть, услышать, почувствовать весну. 

Краски: ясен небосклон, лазурию, слепит, к солнечным лучам, блестят, солнце, в яркой вышине.

Звуки: шумят ручьи, взревев, река несёт… поднятый ею лёд, лист… шумен, жавронок поёт заздравный гимн, душа… журчит.

Запахи: воздух чист, лист… душист и др.)


— Какие образы создаются в стихотворении при помощи звукописи?

— Найдите в тексте эпитеты. Какой смысл они придают стихотворению? (Самые выразительные эпитеты стихотворения — это “лазурию живой”, “на торжествующем хребте”, “в яркой вышине”, “незримый жавронок”, “заздравный гимн”. Они передают мощь и величие весны, восхищение поэта переменами в природе, которые он приветствует.)

— Найдите в тексте олицетворения, метафоры, гиперболы. Какой характер они придают описанию весны? (Олицетворения: “летают облака”, “взревев, река несёт”, “она (душа) … журчит… летает”; метафоры: “на крыльях ветерка”, “река несёт… на хребте”, а также гиперболы: “слепит… очи”, “ласкаясь к солнечным лучам”, “под солнце самое взвился… жавронок” изображают весну живым и сильным существом, которому ни в чём нет преград.)

— Каково пространство стихотворения? Определите его “границы”. Что нам помогает понять исследование “пространственных” слов и выражений? (Слова и выражения, обозначающие “высоту”: воздух, небосклон, высоко, крылья, летают, на хребте, под солнце… взвился, незримый жавронок — помогают читателю ощутить бескрайность, широту и могущество весны, необъятность весеннего дня, свет которого простирается от ветхих листьев под ногами до самого солнца.)

— Какой смысл придаёт стихотворению последняя строфа? Можно ли её считать ключом к пониманию всего стихотворения? (Последняя строфа — главная во всём стихотворении. В ней разгадка, объясняющая чувства лирического героя, который восхищён весной. Обновление и возрождение природы весной вызывают у лирического “я” и у читателя стремление слиться с весенним днём, раствориться в нём. Именно поэтому весной душа человека, подобно ручью, радостно журчит и летает в небе, как птица. Такое состояние человека побуждает его к высоким чувствам, зовёт стремиться к идеалу. )

Итоги

Познакомились  с поэтом Евгением Абрамовичем Баратынским. Учились анализировать  поэтический текст его стихотворения "Весна, весна! как воздух чист!".
 

ИСТОЧНИК

http://45parallel.net/analysis/evgeniy_baratynskiy/vesna_vesna_kak_vozdukh_chist.html

https://www.youtube.com/watch?v=PlsVMRMIvHo

http://festival.1september.ru/articles/561007/

https://ds02.infourok.ru/uploads/doc/12a3/000221fa-c79e579a.rar

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/biografia5.html

Файлы