4 класс. Чтение. Поэтическая тетрадь. Картина сельского быта. Алексей Николаевич Плещеев "Дети и птичка".
4 класс. Чтение. Поэтическая тетрадь. Картина сельского быта. Алексей Николаевич Плещеев "Дети и птичка".
Комментарии преподавателя
Поэтическая тетрадь.
Картина сельского быта. Алексей Николаевич Плещеев "Дети и птичка".
Введение
http://umotnas.ru/umot/demeyanenko-mariya-alekseevna-umk-shkola-rossii-urok-literatur/5.jpg
Алексей Николаевич Плещеев родился в городе Костроме в старинной обедневшей дворянской семье. В 18 лет поступил в Петербургский университет на восточный факультет.
В студенческие годы он пробует свои силы в поэзии. Первое стихотворение А. Н. Плещеева было напечатано в журнале «Современник», когда ему было 19 лет. Талант молодого Плещеева был замечен, его стихи получили одобрительный отзыв, и вскоре «Современник» публикует уже тринадцать стихотворений
А. Н. Плещеева. Через два года (1846 г.) выходит в свет первая книга стихов поэта. Стихи Плещеева этого времени очень близки по духу поэзии К. Ф. Рылеева и М. Ю. Лермонтова. В эти годы Плещеев пишет не только стихи, но и прозу: очерки, рассказы, фельетоны. Через 12 лет (1858 г.) выходит второй сборник стихов Плещеева, а вскоре (1861г., 1863 г.) – новые сборники стихотворений, а также собрание прозы в двух томах (1860 г.). Плещеев не только пишет сам, но и много переводит с разных языков.
- Современники вспоминали Плещеева как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь. В литературном мире он пользовался общим уважением как старейший и честный писатель.
Чтение с комментированием
- Можете ли вы ответить, какое по настроению это произведение? (однозначно утверждать нельзя: 1 часть – грустное, задумчивое, 2 часть – веселое, радостное)
- К какому жанру можно отнести это произведение? Почему? (стихотворение – ритм, рифма)
- Почему улетает птичка? Как об этом сказано в стихотворении? Прочитайте. (... Из вашей сторонки Гонят меня холода и дожди...)
- Можем ли мы с помощью текста определить, куда улетает птичка? Прочитайте. (... Завтра вы спать ещё будете, детки, А уж мы все понесёмся на юг...)
http://333v.ru/uploads/ef/eff6198f9a8aa6d23d043d80652084c2.jpg
- Объясните значение слова «понесёмся». (двигаться очень быстро, стремительно)
- Почему птичка выбрала именно юг для спасения от холода? Как говорит она об этом, прочитайте. ( ...Нет там ни стужи теперь, ни дождей, Ветер листы не срывает с ветвей, Солнышко в тучи не прячется там...»)
- Получается, ради спасения своей жизни птичка покидает свою Родину. Как вы думаете, будет ли она там счастлива? (Как бы не было сыто и тепло на чужбине, родная сторонка милее.)
- С каким чувством птичка рассказывает о своем возвращении? Прочитайте, передав это настроение.
(...«Я с запасом новых песен
К вам вернусь, когда с полей
Снег сойдёт, когда в овраге
Зажурчит, блестя, ручей—
И начнёт под вешним' солнцем
Вся природа оживать...
Я вернусь, когда, малютки,
Вы уж будете читать!»...)
- Объясните значение слова «вешним» «под вешним солнцем» (весенним солнцем)
- Как вы думаете, почему поэт написал стихотворение в виде разговора птички с детьми? (хотел показать, что все в природе взаимосвязано, научить доброму душевному общению).
Итоги
Познакомились с творчеством А. Н. Плещеева и содержанием его произведения «Дети и птичка»; учились: выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, находить в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения). Отметили,что стихотворение Алексея Плещеева воспитывает драгоценную способность доброго душевного общения.
ИСТОЧНИК
https://ds02.infourok.ru/uploads/doc/0327/0002e956-83eb68fd.docx
http://333v.ru/uploads/ef/eff6198f9a8aa6d23d043d80652084c2.jpg
http://u.5klass.net/zip/b2213b96f2dabaa9b533c0b459efa2f5.zip
http://lit-helper.com/p_Biografiya_Plesheeva_Alekseya_Nikolaevicha
http://cdndl.zaycev.net/113371/1972868/betkhoven_-_allegretto_(zaycev.net).mp3