4 класс. Чтение. Литературные сказки. Павел Петрович Бажов "Серебряное копытце".
4 класс. Чтение. Литературные сказки. Павел Петрович Бажов "Серебряное копытце".
Комментарии преподавателя
Литературные сказки.
Павел Петрович Бажов "Серебряное копытце".
Введение
-Какой раздел изучаем на уроках чтения? (литературные сказки)
-Какие произведения изучили в этой теме?(В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке», В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».)
-Почему эти сказки называются литературными?(Есть автор).
- Над каким произведением будем работать на этом занятии? ( произведением П.П.Бажова «Серебряное копытце»)
- Сегодня мы будем говорить о героях сказа, чтобы понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову.
Жизнь и творчество П.П.Бажова
http://up-image.ru/photos/
Павел Петрович Бажов родился 28 января 1879 года, в семье рабочего Сысертского завода, Петра Васильевича Бажова. Петр Васильевич работал в пудлингово-сварочном цехе , где из чугуна выплавляли железо особого качества. Славился он своим мастерством и умением. Жил Петр Васильевич со своей женой Августиной Степановной бедно, но в согласии. Когда Павел подрос, мать показала ему буквы, а потом мальчик учился в заводской школе в Сысерти, учился отлично. То, что Павел увидел и услышал в детстве и юности, в том числе и рассказы бабушки, не забывалось им никогда. От бабушки он услышал рассказы и о Медной горе, которые позже стали основой его сказов. Много сказов узнал Павел Петрович и от Василия Алексеевича Хмелинина – дедушки Слышко. Сказы П.П.Бажова полюбились читателям. Они издавались на многих языках. В волшебный мир старых уральских сказок Бажов погружал живых русских людей, удивительно чутко воплощает глубокую душу народа - труженика. Мастер и мастерство – главные герои бажовских сказов. А Мудрость, талант, Доброта, Трудолюбие – главные их свойства. Сказ «Серебряное копытце впервые был опубликован в альманахе «Уральский современник» в 1938 году.
http://bookfinder.su/ViewImage.php?isbn=9785180011268&psfx=b
Словарная работа
Барская рукодельня – ручной труд (вышивание, вязание, шитьё)
Голбчик – приступка для выхода на печь.
Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи.
Похлёбка – жидкая пища, суп из картофеля или крупы.
Несподручно – неудобно, неловко.
Покосные ложки – широкие пологие овраги, поросшие травой.
Статочное ли дело – хорошее ли дело.
Приказчик – управляющий имением помещика.
Балаган – временная лёгкая деревянная постройка.
Душной – запах, идущий от животного.
Угрузнешь в снегу – утонешь в снегу.
Хризолит – драгоценный камень.
Ворочайся – возвращайся.
Работа над жанром произведения
Подумайте, почему история о Серебряном копытце – сказ, а не сказка?
- Подберите однокоренные слова
Сказ, сказка, рассказ, сказывать.
- Чем отличаются сказка, рассказ и сказ?
Сказка – фольклорное или литературное произведение, с элементами вымысла и фантастики, с участием волшебных сил.
Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого какой-то один эпизод, в котором происходят реальные события.
Сказ – это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведётся повествование. В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно, в нём сочетаются жанры сказки и рассказа.
«Серебряное копытце» - это сказ, так как в нём умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность.
На уроке мы должны понять, какими хотел видеть нас с вами мудрый сказочник и что ему нравилось в людях.
Чтение с комментированием
- Почему Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? (Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку.)
- Согласилась ли девочка идти к нему жить? Почему? ( Девчоночке любопытно стало про козла-то узнать. И то видит — старик веселый да ласковый. Она и говорит:
— Пойду. Только ты эту кошку Муренку тоже возьми. Гляди, какая хорошая.)
- Что вы можете сказать о семье, в которой жила Дарёнка? (Приказчик избу Григорьеву отдал кому-то горюну и велел за это сиротку кормить, пока не подрастет. А у того своя семья больше десятка. Сами не досыта едят. Вот хозяйка и взъедается на сиротку, попрекает ее куском-то. Та хоть маленькая, а понимает. Обидно ей. )
- Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? (Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил. Даренка в избе прибирала, похлебку да кашу варила, а кошка Муренка на охоту ходила — мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им.)
- Можно ли сказать, что они были счастливы? ( Да)
- Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце? (— Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем — там и появится дорогой камень. Раз топнет — один камень, два топнет — два камня, а где ножкой бить станет — там груда дорогих камней.)
- Почему Кокованя решил взять Дарёнку в лес? ( Даренка тут и давай проситься: — Возьми меня, дедо, с собой. Я в балагане сидеть буду Может, Серебряное копытце близко подойдет, — я и погляжу.
Старик сперва руками замахал: — Что ты! Что ты! Статочное ли дело зимой по лесу маленькой девчонке ходить! На лыжах ведь надо, а ты не умеешь. Угрузнешь в снегу-то. Как я с тобой буду? Замерзнешь еще! Только Даренка никак не отстает: — Возьми, дедо! На лыжах-то я маленько умею. Кокованя отговаривал-отговаривал, потом и подумал про себя: «Сводить разве? Раз побывает, в другой не запросится». Вот он и говорит: — Ладно, возьму. Только, чур, в лесу не реветь и домой до времени не проситься.)
- Какую роль П.Бажов отводит Мурёнке? Подтвердите ваше мнение словами произведения. (Осталась Даренка с Муренкой. Днем-то привычно было без Коковани сидеть, пока он козлов выслеживал… Как темнеть стало, запобаивалась. Только глядит — Муренка лежит спокойнехонько. Даренка и повеселела.)
- Как произошла встреча Дарёнки с Серебряным копытцем? Прочитайте. (Третий день прошел, а все Коковани нет. Вовсе затуманилась Даренка. Слезки запокапывали. Хотела с Муренкой поговорить, а ее нету. Тут вовсе испугалась Даренушка, из балагана выбежала кошку искать.Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Даренка — кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козел. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит.Муренка головой покачивает, и козел тоже. Будто разговаривают. Потом стали по покосным ложкам бегать. Бежитбежит козел, остановится и давай копытцем бить. Муренка подбежит, козел дальше отскочит и опять копытцем бьет. Долго они так-то по покосным ложкам бегали. Не видно их стало. Потом опять к самому балагану воротились.)
- Почему Дарёнка не разрешила Коковане собрать все камни? Какие важные слова произнесла девочка, когда дед стал собирать камушки? Прочитайте. (Кокованя сразу полшапки камней нагреб, да Даренка запросила: — Не тронь, дедо, завтра днем еще на это поглядим.)
- Нужно ли им было это богатство? (Нет )
- Может козлик им дал что-то большее, чем богатство? Какое добро важнее?
- Почему же произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей? (Они были добрыми и бескорыстными, не желали богатства)
- Рассмотрите иллюстрации. К какому эпизоду они относятся. Прочитайте.
http://www.playing-field.ru/img/2015/051802/4323319
(...Осталась Даренка с Муренкой. Днем-то привычно было без Коковани сидеть, пока он козлов выслеживал… Как темнеть стало, запобаивалась. Только глядит — Муренка лежит спокойнехонько. Даренка и повеселела. Села к окошечку,..)
http://www.playing-field.ru/img/2015/051806/3645232
( ...Глядит Даренка — кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козел. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит.
Муренка головой покачивает, и козел тоже. Будто разговаривают...)
http://childdy.ru/sites/default/files/silver-kopytze.jpg
(... Тут вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зеленые, бирюзовые — всякие...)
Характеристика героев
http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/3000000/2907000/2906057-1276a1f00d22fda4.jpg
Заполнение таблицы
План |
Дарёнка |
Кокованя |
Семейное положение |
сирота |
Одинокий |
Внешность |
По шестому году, маленькая, носишко пуговкой |
Старик большойда бородатый |
Характер |
Любопытная, весёлая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту |
Весёлый, ласковый, добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, ценит красоту. |
Чем занимается |
В избе прибирала, похлёбку да кашу варила, кукле платье сшила, любила сказки слушать. |
Охотник. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. Мастер сказки сказывать. |
-Что общего вы заметили у Коковани и Даренки?( Они одинокие, трудолюбивые, любят природу и т.д.)
-Чем заинтересовал Кокованя Даренку?( Рассказами о Серебряном копытце)
-О чем мечтали Кокованя и Даренка?( Хотели увидеть Серебряное Копытце)
-Как автор относится к своим героям? В чем это проявляется?( Любит их, гордится ими. Он называет их ласково. Показывает их добрые поступки, отношения).
-Ценность каких качеств Павел Бажов хотел донести до читателей?( Доброта, любовь к природе, бережное отношение к семье и др.)
Ответив на вопрос «Что хотел сказать нам Бажов своим произведением?» мы определим идею текста:
а) человек должен любить животных;
б) очень важно быть скромным;
в) трудолюбие, бескорыстие и доброта всегда будут вознаграждены.
Итоги
Познакомились с творчеством уральского сказочника Павла Петровича Бажова. Изучили понятие «сказ», отметили своеобразие, необыкновенную красоту сказов Павла Бажова на примере его произведения «Серебряное копытце».
ИСТОЧНИК
https://ds02.infourok.ru/uploads/doc/0a00/0004d877-35b66e4a.docx
https://www.youtube.com/watch?v=5XH-fBU7BZc
http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/04/03/pavel_petrovich_bazhov_4_kl..ppt
http://fb.ru/article/127831/uralskie-skazyi-bajova-kratkoe-soderjanie-serebryanoe-kopyittse
https://www.chitai-gorod.ru/upload/iblock/6ac/6ac990fdb5726d65bfde820f41e25c5a.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/54/396/54396735_Bazhov_.jpg
http://cdndl.zaycev.net/113371/1972868/betkhoven_-_allegretto_(zaycev.net).mp3