4 класс. Чтение. Делу время — потехе час. Виктор Юзефович Драгунский. Средства создания комического эффекта. «Что любит Мишка».
4 класс. Чтение. Делу время — потехе час. Виктор Юзефович Драгунский. Средства создания комического эффекта. «Что любит Мишка».
Комментарии преподавателя
Делу время — потехе час.
Виктор Юзефович Драгунский. Средства создания комического эффекта.
«Что любит Мишка».
Введение
http://i.t30p.ru/112J
Виктор Юзефович Драгунский (1913 — 1972) – писатель-прозаик.
Родился Виктор в Нью-Йорке 1 декабря 1913 года. Его родители были белорусскими эмигрантами. В Америке жизнь не сложилась и в 1914 году в биографии Виктора Драгунского состоялся переезд в Гомель. После смерти отца воспитывался матерью и отчимом. Семья (вместе со вторым отчимом) в 1925 году переехала в Москву.
Если рассматривать краткую биографию Драгунского тех лет, то нужно отметить тяжелое материальное состояние. Из-за нехватки денег Виктор рано пошел на работу. Но несмотря на это, всегда увлекался литературной деятельностью. Драгунский посещал литературно-театральную мастерскую с 1930 года. Через пять лет впервые выступил на сцене театра. А позже основал собственную группу, которая занималась литературными пародиями («Синяя птичка»). Для некоторых постановок Виктор Юзефович писал тексты песен.
Затем, когда началась Великая Отечественная война, Драгунский вступил в ряды ополченцев. Но не перестал писать. В те годы Драгунский печатал множество юмористических рассказов. А в 1959 начал публиковать произведения из серии «Денискины рассказы». Большая популярность пришла к автору именно благодаря этим рассказам. Многие из них были экранизированы. Среди других произведений Драгунского – «Он упал на траву», «Сегодня и ежедневно».
Скончался писатель 6 мая 1972 года.
Чтение с комментированием
http://freelibs.com/sites/default/files/book-images/chto_lyubit_mishka_malysh_1970.jpg
В каком жанре работал писатель? (Рассказы.)
– Что их объединяет? (Смех.)
– Как вы считаете, каким человеком был Драгунский? (Писатель любит своих героев, он понимает их чувства, бывает, он подшучивает над героями, но эта шутка добрая, с любовью.)
Словарная работа.
Кавалерист – воин на коне.
Лань – быстрое животное рода оленей.
Зельц – вид колбасы.
Боржом – минеральная вода.
Частик – рыба.
Глазурованные пряники – покрытые глазурью, сахаром.
Соедините стрелками кто, что любит.
собака
колбаса
строгать
лань
Дениска макароны Мишка
булки
древних воинов
сыр
конфеты
http://be.convdocs.org/pars_docs/refs/81/80281/80281_html_m3afceb40.png
-Найдите в тексте и прочитайте отрывок, в котором описывается, что любит Дениска. (...И я рассказал ему, что я люблю. И про собаку, и про строганье, и про слоненка, и про красных кавалеристов, и про маленькую лань на розовых копытцах, и про древних воинов, и про прохладные звезды, и про лошадиные лица, все, все...
Он выслушал меня внимательно, у него было задумчивое лицо, когда он слушал, а потом он сказал:
— Ишь! А я и не знал. Честно говоря, ты ведь еще маленький, ты не обижайся, а смотри-ка — любишь как много! Целый мир...)
-Давайте дадим характеристику Дениске. Какой он? (Увлекающийся, разносторонний, любознательный, ленивый, равнодушный.)
-А что любит Мишка? Много всего любит Мишка? (...Мишка поерзал на подоконнике, потом откашлялся и сказал:
— Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники, хоть тульские, хоть медовые, хоть глазурованные. Сушки люблю тоже, и баранки, бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и с рисом.
Я горячо люблю пельмени, и особенно ватрушки, если они свежие, но черствые тоже ничего. Можно овсяное печенье и ванильные сухари.
А еще я люблю кильки, сайру, судака в маринаде, бычки в томате, частик в собственном соку, икру баклажанную, кабачки ломтиками и жареную картошку.
Вареную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, — на спор, что съем целое кило! И столовую люблю, и чайную, и зельц, и копченую, и полукопченую, и сырокопченую! Эту вообще я люблю больше всех. Очень люблю макароны с маслом, вермишель с маслом, рожки с маслом, сыр с дырочками и без дырочек, с красной коркой или с белой — все равно.
Люблю вареники с творогом, творог соленый, сладкий, кислый; люблю яблоки, тертые с сахаром, а то яблоки одни самостоятельно, а если яблоки очищенные, то люблю сначала съесть яблочко, а уж потом, на закуску — кожуру!
Люблю печенку, котлеты, селедку, фасолевый суп, зеленый горошек, вареное мясо, ириски, сахар, чай, джем, боржом, газировку с сиропом, яйца всмятку, вкрутую, в мешочке, могу и сырые. Бутерброды люблю прямо с чем попало, особенно если толсто намазать картофельным пюре или пшенной кашей. Так... Ну, про халву говорить не буду — какой дурак не любит халвы? А еще я люблю утятину, гусятину и индятину. Ах, да! Я всей душой люблю мороженое. За семь, за девять. За тринадцать, за пятнадцать, за девятнадцать. За двадцать две и за двадцать восемь.
Мишка обвел глазами потолок и перевел дыхание. Видно, он уже здорово устал. Но Борис Сергеевич пристально смотрел на него, и Мишка поехал дальше.
Он бормотал:
— Крыжовник, морковку, кету, горбушу, репу, борщ, пельмени, хотя пельмени я уже говорил, бульон, бананы, хурму, компот, сосиски, колбасу, хотя колбасу тоже говорил...)
-Чего ждал от Мишки учитель? Что хотел услышать? (...А люди? Кого ты любишь? Или из животных?...)
-Давайте попробуем охарактеризовать Мишку. Какой Мишка?
-Почему вы затрудняетесь ответить? Можно ли рассказать о характере Мишки по тому, что он любит? (Единственное, что можно сказать, это то что Мишка любил поесть.)
-Задумался ли Мишка над тем, что он любит после замечания учителя? (...Тут Мишка весь встрепенулся и покраснел. — Ой, — сказал он смущенно, — чуть не забыл! Еще — котят! И бабушку!..)
-Почему он покраснел? Почему стало стыдно? (Он не назвал более важных вещей)
-Кто из детей взрослее несмотря на то что они одного возраста? Почему вы сделали такой вывод? ( Взрослее Дениска, а Мишка как маленький ребенок перечислял, что он любит есть, но ни разу не обмолвился ни о увлечениях ни о людях которых он любит.)
Обобщение
-Так на что же хотел обратить внимание автор? Ответить на этот вопрос нам поможет пословица.
«Не хлебом единым жив человек». (Человеку кроме обычной пищи, необходима еще и духовная.) Что значит духовная? (любовь к родным, природе, музыке и т.д.)
– Какой совет вы бы дали Мишке? (Любить свою семью.)
В большинстве рассказов и повестей В. Драгунского изложение идет от первого лица. Таким образом, автор оказывается перед необходимостью стилизации устной детской речи. В данном случае воспроизведение ее особенностей является юмористическим средством. У В. Драгунского юмористический эффект создается не только за счет включения слов с фонетическими нарушениями, но обыгрыванием особенностей детского мышления: ребенок может заметить ошибки других, но уверен в том, что он сам все делает правильно:
А еще я люблю утятину, гусятину и индятину. (В. Драгунский Что любит Мишка).
Итоги
Продолжили знакомство с жизнью и творчеством В. Ю. Драгунского. Отметили, что в его рассказе "Что любит Мишка" автор дает понимание значения слова "люблю". Ведь любовь бывает очень разной. Можно любить сыр, конфеты и бублики, а можно любить весь мир. В рассказе нет ярко выраженных отрицательных образов. И Мишка может еще поучиться у Дениски, чтобы изменить свое восприятие мира.
ИСТОЧНИК
http://all-biography.ru/alpha/d/dragunskij-viktor-dragunsky-viktor
http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=361
http://proteacher.ru/2014/11/21/Chto_lyubit_Mishka.V.Dragunskiy.zip
https://www.youtube.com/watch?v=9qC1KK493ZI
http://download.myshared.ru/ifuAI6oxnuzAP5BOYL9MFw/1462978044/123038.ppt