4 класс. Чтение. Делу время — потехе час. Евгений Львович Шварц "Сказка о потерянном времени".
4 класс. Чтение. Делу время — потехе час. Евгений Львович Шварц "Сказка о потерянном времени".
Комментарии преподавателя
Делу время — потехе час.
Евгений Львович Шварц "Сказка о потерянном времени". Поучительный смысл сказки.
Введение
Знакомство с биографией писателя.
http://spb-tombs-walkeru.narod.ru/bgs/shvartz2.jpg
– Евгений Шварц вырос в маленьком южном городе Майкопе. Его отец, земский врач, прекрасно пел, играл на скрипке. «Словно сошёл со страниц чеховского рассказа», – говорили о нём друзья Евгения. Под стать мужу была и жена. Родители Евгения обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях.
Очень много времени в семье уделялось воспитанию детей. Мать много читала им вслух. Поначалу, конечно, сказки. И Женя ужасно боялся, что всё плохо кончится. Если, к примеру, он отказывался есть, мама начинала рассказывать ему сказку, в которой все герои попадали в безвыходное положение. «Доедай! – говорила ему мать, – а то все утонут». И мальчик доедал.
В Майкопе в то время было много интеллигенции, был прекрасный театр, библиотека. Здесь юный Шварц завёл друзей, которые остались его друзьями на всю жизнь. Здесь он твёрдо решил стать «романистом». Так маленький Женя ответил на вопрос мамы «кем ты хочешь быть?», забыв слово «писатель». Здесь он начал писать первые стихи – «безобразные, похожие на ископаемых чудовищ». Здесь к нему пришла первая любовь. «Город моей души» – так называл Майкоп Евгений Шварц.
В 1913 году он уезжает в Москву – учиться. Евгений поступает на юридический факультет народного университета Шанявского. Но юридические науки интересуют его гораздо меньше, чем московские театры. Через год он переводится на юридический же факультет Московского университета. Но вскоре бросает мало интересующую его юриспруденцию и поступает в Ростовскую Театральную мастерскую. (В Ростове Евгений оказался во время гражданской войны.) Он работает в мастерской и Студенческом театре малых форм, в театре – в качестве конферансье. В перерывах между номерами он исполнял живые, весёлые сценки, которые писал сам. А вскоре маленькая мастерская с её необычным репертуаром привлекла внимание прессы, и осенью 1921 года театр вызвали в Петроград и преобразовали в Литературный театр, но здесь он просуществовал недолго: зрителей было мало. А власти не поощряли репертуар. Театр распался, а его актёры разбрелись кто куда. Евгений Шварц всю свою последующую жизнь провёл в Петрограде–Ленинграде. Сначала он играл в маленьких петроградских театрах, затем поступил в секретари к К. И. Чуковскому. Но, перестав быть актёром, он далеко не сразу стал литератором. Как сам он признался позже, «подходил… к литературе на цыпочках…».
В литературной среде его знали как «устного писателя» – прекрасного рассказчика, автора шутливых стихотворений «к случаю», блестящего импровизатора. Друзья Шварца не сомневались, что он станет писателем. А он всё не решался и не решался писать что-то для публикации. И лишь летом 1923 года, находясь в Донбассе (там теперь жили его родители, и Евгений приехал к ним на лето), он в газете «Всероссийская кочегарка» публикует целый ряд фельетонов (под псевдонимами, чаще всего – Щур).
Сам же Евгений Львович началом своего творческого пути считал «Рассказ Старой Балалайки», который был опубликован в 1924 году в июльском номере детского альманаха «Воробей» после возвращения из Донбасса.
В 1925 году «Рассказ Старой Балалайки» вышел отдельным изданием. С тех пор одна за другой «пошли» небольшие детские книжечки Е. Шварца – в стихах и прозе: «Война Петрушки и Стёпки-растрёпки», «Лагерь», «Шарики» и др. (произведения для детей Шварц печатает под своей фамилией). Стихи и рассказы Евгения Шварца охотно печатают все детские журналы и альманахи Ленинграда: «Воробей» (с 1925 г. – «Новый Робинзон»), «Советские ребята», «Октябрята» и, конечно же, «Ёж» («ежемесячный журнал») и «Чиж» («чрезвычайно интересный журнал»), в этих двух журналах он не только печатается, но и сотрудничает. А в 1929 году Ленинградский театр юного зрителя поставил первую пьесу Е. Шварца «Ундервуд».
Но Евгения Шварца знают не только как детского писателя, но и драматурга, киносценариста («Золушка», «Дон Кихот», «Снежная королева» и др.). Несмотря на то что Шварц любил и понимал детей, как мало кто из взрослых, и никогда не бросал детскую литературу, он писал и «взрослые» пьесы. В основу многих из них положены готовые сюжеты, например, он очень часто использовал сказки Г. Х. Андерсена для пьес, которые стали очень известными.
Прошло много лет с тех пор, как Евгения Шварца не стало, изменилось время, изменились люди, а пьесы Шварца не сходят со сцены. И не только в России.
Словарная работа
Окладистая борода (широкая и густая)
Керосиновая лампа (лампа, освещающая при помощи керосина)
Ходики (небольшие стенные часы упрощённого устройства с гирями)
Пола׳, по׳лы (нижняя часть раскрывающейся спереди одежды, например, полы пиджака)
Чтение с комментированием
http://31.r.photoshare.ru/00311/002f7e1dc99c0f1aa2d1dab25e6e679aee749bbc.jpg
- Кто такой Петя Зубов? (Ученик 3 класса 14 школы)
-Что произошло с Петей и почему? (Превратился в высокого, худого, бледного старика)
– Как вы думаете, сумеет ли Петя вернуться в свои годы? (Да)
– В каких словах, по вашему мнению, заключается главная мысль прочитанной нами части сказки? (Перемещение во времени)
- О чем думал Петя, когда его не узнала мама ? (...- Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей... И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики - те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут: ведь я всего только три года работал. Да и как работал - на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик? Чем же всё это кончится?...)
- Куда попал Петя, когда вышел за город ? (...и сам не заметил, как вышел за город и попал в лес. И шёл он по лесу, пока не стемнело.- Хорошо бы отдохнуть, - подумал Петя и вдруг увидел, что в стороне, за ёлками, белеет какой-то домик. Вошёл Петя в домик - хозяев нет. Стоит посреди комнаты стол. Над ним висит керосиновая лампа. Вокруг стола - четыре табуретки. Ходики тикают на стене. А в углу горою навалено сено. Лёг Петя в сено, зарылся в него поглубже, согрелся, поплакал тихонько, утёр слезы бородой и уснул...)
Кого увидел Петя за столом в домике, когда проснулся ? (... Не мальчики и девочки, а злые волшебники и злые волшебницы сидели за столом! Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну. И вот поймали волшебники Петю Зубова, и ещё одного мальчика, и ещё двух девочек и превратили их в стариков. Состарились бедные дети, и сами этого не заметили: ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, - забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята - старыми стариками...)
http://lifeupper.ru/diafilms/poterv/15.jpg
Как можно было вернуть свое время ? (...Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем...)
Нашел ли Петя еще таких же состарившихся школьников ? (Да...Чтобы не терять времени даром, сели они ... в трамвай и поехали за город к лесу. Какие-то школьники ехали в этом же трамвае. Встали они, уступают нашим старикам место:
- Садитесь, пожалуйста, дедушки, бабушки. Смутились старики, покраснели и отказались. А школьники, как нарочно, попались вежливые, воспитанные, просят стариков, уговаривают:
- Да садитесь же! Вы за свою долгую жизнь наработались, устали. Сидите теперь, отдыхайте.Тут, к счастью, подошёл трамвай к лесу, соскочили наши старики - и в чащу бегом...)
http://www.teremok.in/Pisateli/Rus_Pisateli/shvarts/images/poter_vremja20.jpg
http://www.biblus.ru/pics/9/7/d/1005805086.jpg
Как закончилась сказка ? (...Тихо-тихо открыли ребята дверь и поползли к ходикам. Без одной минуты двенадцать встали они у часов. Ровно в полночь протянул Петя руку к стрелкам и - раз, два, три - закрутил их обратно, справа налево. С криком вскочили волшебники, но не могли сдвинуться с места. Стоят и растут, растут. Вот превратились они во взрослых людей, вот седые волосы заблестели у них на висках, покрылись морщинами щёки. - Поднимите меня! - закричал Петя. - Я делаюсь маленьким, я не достаю до стрелок! Тридцать один, тридцать два, тридцать три!
Подняли товарищи Петю на руки. На сороковом обороте стрелок волшебники стали дряхлыми, сгорбленными старичками. Всё ближе пригибало их к земле, всё ниже становились они.
И вот на семьдесят седьмом и последнем обороте стрелок вскрикнули злые волшебники и пропали, как будто их и не было на свете.
Посмотрели ребята друг на друга и засмеялись от радости. Они снова стали детьми. С бою взяли, чудом вернули они потерянное напрасно время.
Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет...)
Итоги
Познакомились с биографией советского писателя Евгения Шварца и его авторской литературной сказкой «Сказка о потерянном времени». Автор, пытаясь достучаться до людей, всем сюжетом своей сказки говорит: «Не тратьте время попусту, оно назад не вернется!».
ИСТОЧНИК
http://tak-to-ent.net/load/298-1-0-6459
https://www.youtube.com/watch?v=B9p-_6QWfks
http://gostei.ru/skazki/shvarc/
http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/05/29/shvarts_skazka_o_poteryannom_vremeni.pptx