4 класс. Чтение. Делу время — потехе час. Рассказ Виктора Владимировича Голявкина "Никакой я горчицы не ел".

4 класс. Чтение. Делу время — потехе час. Рассказ Виктора Владимировича Голявкина "Никакой я горчицы не ел".

Комментарии преподавателя

 

Делу время — потехе час.

Рассказ Виктора Владимировича Голявкина "Никакой я горчицы не ел".

Введение

Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел».

             http://www.libkids51.ru/events/files/20140831-2.jpg

Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов. В 1953 году с отличием окончил художественное училище в городе Душанбе, потом - Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (Академия художеств) по специальности театрально- декорационной живописи. Первая литературная публикация Виктора Голявкина состоялась в мае 1958 года - в журнале "Костер" был напечатан рассказ "Как решался сложный вопрос". В 1959 году вышла первая книга рассказов "Тетрадки под дождем". Через девять лет была опубликована книга рассказов для взрослых "Привет вам, птицы!". Иногда свои произведения он иллюстрировал сам. Виктор Голявкин - признанный мастер короткого юмористического рассказа. Некоторые произведения писателя легли в основу художественных фильмов: "Валька - Руслан и его друг Санька" (по повести "Ты приходи к нам, приходи"), "Мой добрый папа", "Боба и слон". Кроме того, Виктор Голявкин участвовал в художественных выставках, начиная с Международной выставки в Москве 1957 года; некоторые из его живописных полотен приобретены в коллекцию Государственного Русского музея. В 1990 году состоялась персональная выставка живописи в Доме писателя.

Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.

Чтение с комментированием

Кому могут принадлежать слова: «Никакой я горчицы не ел?» Какому человеку?  ( Человеку, которого обвинили в том, что он ел горчицу или  человеку, у которого выражение лица «горькое», человеку у которого грустное выражение лица, человеку грустно и т. п. Герой, скорее всего, мальчик )

Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте.  (Хотелось петь, испытывал радость.)

 Как вы думаете, что могло произойти дальше? ( Мальчик пошел гулять по улице, а там мог кого-то встретить.)

Что даст ему встреча? (Его могут отругать, сделать замечание и т. д.)

Читаем рассказ блоками и дальше составляем план.

 

Название части. Какие чувства испытывал герой? Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?
1 Прогульщик

Хотел петь, радовался свободе.

http://catherine.ucoz.ru/_pu/0/19876089.jpg

   
2 Шофер Вздохнул и дальше пошел. Прогнал (Не умеешь, не надо). Делай то, что умеешь.
3 Изобретатели Удивление, обида, возмущение. Смеются над ним, Иронизируют. В мире много непознанного. Познай!
4 Дворник

Нечем заняться, скучно, обида.

http://www.e-reading.by/illustrations/1027/1027049-_77.jpg

Злится, прогнал. Метла для работы. Не мешай другим работать.
5 Строители Удивление, интерес (головой верчу во все стороны) Прогнали, накричали. Знай правила безопасного поведения.
6 Кондуктор Усталость, испуг, стыд, страх. Определила, что он прогульщик, разоблачила. Тайное становится явным.
7 Экскаваторщик

Удивление, желание работать на экскаваторе.

http://lib.rus.ec/i/10/406310/i_036.png

Не захотел разговаривать. Учиться надо, чтобы стать профессионалом.

Проанализируйте и скажите - почему же скучно мальчику?  

  • Он везде лишним оказывается.
  • С ним никто не хочет общаться.

Чтобы вы посоветовали мальчику, чтобы ему не было скучно ? ( Всегда ходить на уроки, общаться с одноклассниками.)

Какой он? Хитрый, глупый, остроумный? Как, на ваш взгляд, связан поступок героя с его характером?

  • Он был ленивый, а учеба это труд. –
  • Ему надоело учиться.
  • Он думал, что ничего не делать лучше, чем учиться, а оказалось хуже.

Подумайте и скажите, какое место в рассказе можно назвать самым напряженным и почему?

  • в конце рассказа, когда мальчику стало грустно.
  • мальчик видит, что он ничего не умеет делать, и никому он не интересен.

Чему нас учит этот рассказ?

  • Надо ходить в школу и не пропускать уроки.
  • Сейчас для нас главное - учиться, а когда вырастим - работать.

Какой жизненный урок можно извлечь из этого рассказа? (каждый человек должен заниматься полезным делом.)

Зачем нам нужно было изучать это произведение?

  • чтобы задуматься над своими поступками
  • понять, как это хорошо - учиться.
  • посмотреть на себя - ученика со стороны.

Обобщение

В рассказе мы встречаемся с мальчиком, который весенним днем решил не ходить в школу, ну, надоело ему учиться, вот он и не пошел на занятия.

Вначале он рассматривает окружающие его места и людей, занимающихся своим делом: шофера, рабочих, дворника. Все заняты, все работают или обсуждают рабочие дела. Мальчик прислушивается и пытается вмешаться в разговоры, но везде он лишний. Взрослые сразу распознают в нем бездельника, лентяя и прогульщика. Постепенно его хорошее настроение улетучивается, потому что он начинает чувствовать скуку от безделья.

Про горчицу мальчику говорит кондуктор в трамвае, куда он сел, чтобы скоротать свободное время.

Мальчик пытается улыбаться, чтобы никто не увидел в нем прогульщика. Он старается изо всех сил, но получается плоховато, вместо улыбки какая-то гримаса.

Завершается рассказ словами мальчишки-прогульщика:

Не получилось прогулять уроки и получить от этого удовольствие, замучила мальчишку совесть. Так автор одной фразой сумел передать это чувство. Хоть и пытается лентяй делать веселую физиономию, а все равно будто горчицей объелся...

Итоги

Познакомились с биографией и творчеством Виктора Владимировича Голявкина. Читали и анализировали его рассказ "Никакой я горчицы не ел".

Мы выяснили, что мальчику стало грустно к концу прогулки, так  как он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили, тайное стало явным. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, т.к. не хочет учиться.

ИСТОЧНИК

http://festival.1september.ru/articles/579159/

http://proteacher.ru/2015/01/15/V_V__Golyavkin__Nikakoy_ya_gorchicy_ne_el__1421349527_93191.ppt

http://www.cultin.ru/writers-golyavkin-viktor-vladimirovich-p2

http://cdndl.zaycev.net/113371/1972868/betkhoven_-_allegretto_(zaycev.net).mp3

Файлы