4 класс. Чтение. Природа и мы. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк "Приёмыш".
4 класс. Чтение. Природа и мы. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк "Приёмыш".
Комментарии преподавателя
Природа и мы.
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк "Приёмыш".
Введение
http://www.skunb.ru/sites/default/files/memorable-date/mamin-sibiryak.jpg
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г на Урале в заводском поселке в семье заводского священника и сельской учительницы. Получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Пермского университета, но получить законченное образование так и не сумел. Печататься начал с 1875 г. (в 23 года). Для детей и о детях было написано более 130 произведений
Любовь к родному Уралу пронес через всю жизнь. Пройдет много лет. Черноглазый мальчик сделается крупным писателем. И под старость лет уже слабеющей рукой напишет задушевные строчки, полные горячей любви к родине:
В семье очень любили книги. В один прекрасный день в коробе из под угля привезли книжный шкаф из Тагила. Это было настоящее семейное торжество. Шкаф стоял на двух тумбочках и поблескивал стеклянными дверцами. На полках его разместились книжные сокровища: сочинения Карамзина, Пушкина, Гоголя, Кольцова, Некрасова. На покупку книг отец тратил последние деньги. Поэтому книги пользовались здесь почетом.
- это наши лучшие друзья, - говорил отец, - и какие дорогие друзья.
Цикл "Аленушкины сказки" Мамин-Сибиряк написал для больной дочери после смерти жены и отзывался о нем так: "Это моя любимая книжка - ее написала сама любовь, и поэтому она переживет все остальные". Скончался 15 ноября 1912 г. в Петербурге. Мамин-Сибиряк внес значительный вклад в развитие русского литературного языка. Его самобытные и оригинальные произведения самых разных жанров глубоко реалистичны, в них передан дух русского народа, раскрыты его судьба, национальные черты — мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни.
Знакомство с рассказом «Приемыш»
http://фантастика-фэнтези.рф/wp-content/uploads/
Словарная работа
ДОСПЕХИ —
1) в старину: воинское снаряжение;
2) тяжеловесное снаряжение.
ПРОТОКА —
1) боковой рукав реки, а также речка,
соединяющая два водоема;
2) узкая соединительная
полость, канал.
САЙМА — рыбацкая стоянка.
МУШТРОВАТЬ — обучать, подвергать муштре.
МУШТРА — суровая система воспитания, обучения.
Чтение с комментированием
Кто оказался Приёмышем? Как Приёмыш появился у Тараса?
(Приемышем оказался лебедь. Охотники застрелили родителей)
http://img-fotki.yandex.ru/get/6619/78082870.157/0_93808_aa01a50e_XXL
- Какие слова учебника характеризуют Приёмыша?
(Лебедь, сирота, умная птица, Божья птица)
- Оказывается, приёмыш – это не только человек, в нашем рассказе это кто? (Лебедь)
Здесь лебедь – сирота, почему? (Остался без обоих родителей)
(Жил на озере 40 лет, жил бобылем, родные умерли, князь князем жил, старый)
Мы дали характеристику двум главным героям, кому? (Приёмышу, Тарасу)
*Почему старик взял лебедя к себе? (Тут охотники из господ наезжали; ну, лебедя с лебедушкой и пристрелили, а вот этот остался. Забился в камыши и сидит. Летать-то не умеет, вот и спрятался ребячьим делом. Я, конечно, ставил сети подле камышей, ну и поймал его. Пропадет один-то, ястреба заедят, потому как смыслу в ем еще настоящего нет. Сиротой остался. Вот я его привез и держу. И он тоже привык… Теперь вот скоро месяц будет, как живем вместе. Утром на заре поднимется, поплавает в протоке, покормится, потом и домой. Знает, когда я встаю, и ждет, чтобы покормили. Умная птица, одним словом, и свой порядок знает.)
*Как рассказывает писатель о дружбе собаки и лебедя? ( – А как он с Собольком? – спросил я.
– Сперва-то боялся, а потом привык. Теперь лебедь-то в другой раз у Соболька и кусок отнимает. Пес заворчит на него, а лебедь его – крылом. Смешно на них со стороны смотреть. А то гулять вместе отправятся: лебедь по воде, а Соболько – по берегу. Пробовал пес плавать за ним, ну, да ремесло-то не то: чуть не потонул. А как лебедь уплывет, Соболько ищет его. Сядет на бережку и воет… Дескать, скучно мне, псу, без тебя, друг сердешный. Так вот и живем втроем.)
http://profilib.com/reader/90/78/b57890/016.jpg
Обобщение
Тарас любил всё живое. Он не посмел бы Приёмышу обрезать крылышки, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать без воли. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни птичку…
Друзья и расстались.
https://im1-tub-ru.yandex.net/
- Легко ли расставаться с другом? (Очень тяжело)
Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет. Приёмыш – птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам – людям.
- А можно идею произведения высказать пословицей «Легко подружиться, тяжело разлучиться»? (Да, можно)
Итоги
Познакомились с произведением «Приемыш» Д. Н. Мамина – Сибиряка, с жизнью и творчеством этого популярного писателя-сказочника; учились анализировать характер и поступки героев.
ИСТОЧНИК
http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/07/04/konspekt_priyomysh.doc
http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/05/08/urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse.doc
https://www.youtube.com/watch?v=-AuuPIXGdGI
http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/05/08/urok_priyomysh.ppt
http://fb.ru/article/147500/dmitriy-narkisovich-mamin-sibiryak-proizvedeniya-i-biografiya-o-chem-pisal-mamin-sibiryak
http://stormregion.com/gde.php?fzui=xoxinir/igra-v-odnoklassnikah-gde-zhe-kot-otvety-na-urovne-187143541.jpg