4 класс. Чтение. Природа и мы. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк "Приёмыш".

4 класс. Чтение. Природа и мы. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк "Приёмыш".

Комментарии преподавателя

Природа и мы.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк "Приёмыш".

Введение

       http://www.skunb.ru/sites/default/files/memorable-date/mamin-sibiryak.jpg

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г на Урале в заводском поселке в семье заводского священника и сельской учительницы. Получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Пермского университета, но получить законченное образование так и не сумел. Печататься начал с 1875 г. (в 23 года). Для детей и о детях было написано более 130 произведений

Любовь к родному Уралу пронес через всю жизнь. Пройдет много лет. Черноглазый мальчик сделается крупным писателем. И под старость лет уже слабеющей рукой напишет задушевные строчки, полные горячей любви к родине:

В семье очень любили книги. В один прекрасный день в коробе из под угля привезли книжный шкаф из Тагила. Это было настоящее семейное торжество. Шкаф стоял на двух тумбочках и поблескивал стеклянными дверцами. На полках его разместились книжные сокровища: сочинения Карамзина, Пушкина, Гоголя, Кольцова, Некрасова. На покупку книг отец тратил последние деньги. Поэтому книги пользовались здесь почетом.

- это наши лучшие друзья, - говорил отец, - и какие дорогие друзья.

Цикл "Аленушкины сказки" Мамин-Сибиряк написал для больной дочери после смерти жены и отзывался о нем так: "Это моя любимая книжка - ее написала сама любовь, и поэтому она переживет все остальные". Скончался 15 ноября 1912 г. в Петербурге. Мамин-Сибиряк внес значи­тельный вклад в развитие русского литературного языка. Его самобытные и оригинальные произведения самых разных жан­ров глубоко реалистичны, в них передан дух русского народа, раскрыты его судьба, национальные черты — мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни.

Знакомство с рассказом «Приемыш»

                            http://фантастика-фэнтези.рф/wp-content/uploads/ 

Словарная работа

ДОСПЕХИ —

 1) в старину: воинское снаряжение;

 2) тяжеловесное снаряжение.

ПРОТОКА —

1) боковой рукав реки, а также речка,

соединяющая два водоема;

 2) узкая соединительная

полость, канал.

САЙМА — рыбацкая стоянка.

МУШТРОВАТЬ — обучать, подвергать муштре.

МУШТРА — суровая система воспитания, обучения.

Чтение с комментированием

Кто оказался Приёмышем? Как Приёмыш появился у Тараса?

(Приемышем оказался лебедь. Охотники застрелили родителей)

      http://img-fotki.yandex.ru/get/6619/78082870.157/0_93808_aa01a50e_XXL

- Какие слова учебника характеризуют Приёмыша?

(Лебедь, сирота, умная птица, Божья птица)

- Оказывается, приёмыш – это не только человек, в нашем рассказе это кто? (Лебедь)

Здесь лебедь – сирота, почему? (Остался без обоих родителей)

(Жил на озере 40 лет, жил бобылем, родные умерли, князь князем жил, старый)

Мы дали характеристику двум главным героям, кому? (Приёмышу, Тарасу)

*Почему старик взял лебедя к себе? (Тут охотники из господ наезжали; ну, лебедя с лебедушкой и пристрелили, а вот этот остался. Забился в камыши и сидит. Летать-то не умеет, вот и спрятался ребячьим делом. Я, конечно, ставил сети подле камышей, ну и поймал его. Пропадет один-то, ястреба заедят, потому как смыслу в ем еще настоящего нет. Сиротой остался. Вот я его привез и держу. И он тоже привык… Теперь вот скоро месяц будет, как живем вместе. Утром на заре поднимется, поплавает в протоке, покормится, потом и домой. Знает, когда я встаю, и ждет, чтобы покормили. Умная птица, одним словом, и свой порядок знает.)

*Как рассказывает писатель о дружбе собаки и лебедя?  ( – А как он с Собольком? – спросил я.

– Сперва-то боялся, а потом привык. Теперь лебедь-то в другой раз у Соболька и кусок отнимает. Пес заворчит на него, а лебедь его – крылом. Смешно на них со стороны смотреть. А то гулять вместе отправятся: лебедь по воде, а Соболько – по берегу. Пробовал пес плавать за ним, ну, да ремесло-то не то: чуть не потонул. А как лебедь уплывет, Соболько ищет его. Сядет на бережку и воет… Дескать, скучно мне, псу, без тебя, друг сердешный. Так вот и живем втроем.)

                              http://profilib.com/reader/90/78/b57890/016.jpg

Обобщение

Тарас любил всё живое. Он не посмел бы Приёмышу обрезать крылышки, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать без воли. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни птичку…

Друзья и расстались.

                                      https://im1-tub-ru.yandex.net/ 

- Легко ли расставаться с другом? (Очень тяжело)

Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет. Приёмыш – птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам – людям.

- А можно идею произведения высказать пословицей «Легко подружиться, тяжело разлучиться»? (Да, можно)

Итоги

Познакомились с произведением «Приемыш» Д. Н. Мамина – Сибиряка, с жизнью и творчеством этого популярного писателя-сказочника; учились анализировать характер и поступки героев.

ИСТОЧНИК

http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/07/04/konspekt_priyomysh.doc

http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/05/08/urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse.doc

https://www.youtube.com/watch?v=-AuuPIXGdGI

http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/05/08/urok_priyomysh.ppt

http://fb.ru/article/147500/dmitriy-narkisovich-mamin-sibiryak-proizvedeniya-i-biografiya-o-chem-pisal-mamin-sibiryak

http://stormregion.com/gde.php?fzui=xoxinir/igra-v-odnoklassnikah-gde-zhe-kot-otvety-na-urovne-187143541.jpg

Файлы