4 класс. Чтение. Зарубежная литература. Марк Твен "Приключения Тома Сойера".

4 класс. Чтение. Зарубежная литература. Марк Твен "Приключения Тома Сойера".

Комментарии преподавателя

Зарубежная литература.

Марк Твен "Приключения Тома Сойера".

Тема первой любви в произведении. (Глава шестая "Том знакомится с Бекки")

Введение

      http://antiloh.info/mediafiles/Mark_Twain_Brady-Handy_photo__Feb_7_1871.jpg

   Настоящее имя писателя – Сэмюэль Клеменс.   Сэмюэл  Клеменс, известный под именем Марк Твен. Сэмюэль родился в небогатой семье в 1835 году в деревушке Флорида.  Детство Сэма проходило в играх и приключениях,  как и детство Тома Сойера. В семье было 3 сыновей, Сэм средний.  Когда мальчику было 4 года, семья переехала в город Ганнибал. Семья жила небогато, но жизнь мальчику нравилась. Он, как и все мальчишки мечтал стать матросом. А пока он только учился плавать, Отец умер, когда мальчику было 12 лет, Сэм сам с этого момента зарабатывал себе на жизнь. Он сменил множество профессий и побывал в разных уголках страны: был учеником в типографии,  учеником лоцмана плавал по Миссисипи.

 Между двумя холмами, круто обрывающимися к реке Миссисипи, выстроены хибары, лачуги, хижины, сараи, также тучи мух вились над свалками. Рядом табачная фабрика, где стайки черных и белых ребятишек играли в индейцев, кораблекрушения и разбойников.

         - Ребята, как вы думаете, мог ли писатель получить хорошее образование, проживая в такой местности? Наверное, нет. Годам к 13 образование считалось законченным, о продолжении и не думали. По воскресеньям детей  отправляли в церковь, где они слушали проповеди, пели гимны и учили наизусть библейские тексты.

   Проведенные там детские годы оставили огромный багаж впечатлений, что хватило на все последующее творчество.

   Самым большим вкладом Твена в американскую и мировую литературу считается роман «Приключения Гекльберри Финна». Также очень популярны «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» и сборник автобиографических рассказов «Жизнь на Миссисипи».

         Сегодня мы будем читать небольшой отрывок из книги М. Твена «Приключения Тома Сойера». Это произведение связано с воспоминаниями автора о его собственных детских годах, друзьях детства.

  Том Сойер – прообраз самого М. Твена. Жизнь в маленьком городке, где живут Том и Гек – текла однообразно и скучно. Друзья ищут приключений и как видно из названий книг – находят их. Чувство юмора не покидало, как самого автора, так и его героев, и это помогает всегда с честью выходить из всех жизненных неурядиц и передряг.

  Конечно, Том Сойер – не один конкретный мальчишка – это нечто большее. Это личность,  превращающая скучные будни в игры и фантазии, в шалости и проделки. Многое из того, о чем вы прочитаете в этой книге, Марк Твен взял из воспоминаний своего детства. Городишко, в котором жили Том и Гек, похож на родной Твену городок Ганнибал. Тетя Полли напоминает мать писателя, а друзья Тома – его детских товарищей. Каждый год  в городе Ганнибал отмечают национальные дни Тома Сойера. Поставлен памятник. Прежде чем будем читать этот отрывок вместе прочитаем трудные слова.

 Гекельберри Финн

 Бекки Тэтчер                       

Том Сойер 

Чтение с комментированием

– Как Том объяснил свое очередное опоздание? (Остановился поговорить с Г. Финном)

http://www.e-reading.by/illustrations/125/125860-doc2fb_image_0300000D.png

– Почему Том не решился соврать учителю и придумать какую-нибудь другую причину своего опоздания? (Потому что он увидел в классе лишь одно-единственное – свободное место – рядом с девочкой, которая вызывала у Тома симпатию).

– Каким образом Том был наказан учителем за опоздание? (Сначала был выпорот, а затем посажен рядом с девочкой Бекки).

http://www.e-reading.by/illustrations/125/125860-doc2fb_image_0300000E.png

  Итак, сбылась мечта Тома – его посадили с девочкой, у которой были две длинных золотистых косы.

 

                    http://www.haikosfilmlexikon.de/bilder/tom-sawyer-5.jpg

– Как отреагировала Бекки на решение учителя – посадить рядом с ней Тома Сойера? (Девочка, вздернув носик, отодвинулась от него подальше).

  Но Том не отступал……

– Как он завоевывал внимание Бекки? Делал ли он подарки или что- то еще? (Да, он подарил ей персик, а затем стал что – то рисовать, и это заинтересовало Бекки)

  Да, любопытство девочки взяло верх, и она захотела посмотреть, что же Том рисует.

              http://img.read.ru/images/illustrations/12677826934080151434.jpg

– И что же она увидела? (Карикатурный домик с двумя коньками на крыше и трубой, из которой дым выходил штопором.)

– Понравился ли рисунок Тома Бекки? (Да, и она даже попросила его нарисовать еще: человечка и ее Бекки)

 Да, девочка была в восторге от рисунка, но к сожалению рисовать сама не могла.

– Откликнулся ли на это Том? (Да, конечно, он сказал, что научит ее рисовать).

- Затем Том что – то нацарапал на доске, и Бекки захотела опять  же увидеть это.             Какую фразу прочитала она? (Я вас люблю).

-Понравилось ли это Бекки в этот раз? (Да, несмотря на то, что назвала его противным, на самом деле она была очень довольна).

Да, это всего лишь детская любовь, но сколько в ней радости, уважения,  добра и как пишет Марк Твен, сердце Тома было полно ликования, несмотря на, то что горело ухо.

- Почему же оловянная медаль за правописание, которую он носил всем на показ, перешла к другому ученику? (Потому, что плохо отвечал и много делал ошибок в диктанте).

- Какой великий человеческий закон поступков открыл Том? (Том подумал, что жить на свете не так уж плохо. Сам того не подозревая, он открыл великий закон, управляющий человеческими действиями, а именно: для того чтобы мальчику или взрослому захотелось чего-нибудь, нужно только одно – чтобы этого было нелегко добиться. Если бы Том был великим и мудрым мыслителем, вроде автора этой книги, он сделал бы вывод, что Работа – это то, что человек обязан делать, а Игра – то, чего он делать не обязан. И это помогло бы ему понять, почему делать искусственные цветы или носить воду в решете есть работа, а сбивать кегли или восходить на Монблан – забава. Есть в Англии такие богачи, которым нравится в летнюю пору править почтовой каретой, запряженной четвериком, потому что это стоит им бешеных денег; а если б они получали за это жалованье, игра превратилась бы в работу и потеряла для них всякий интерес.)

- Найдите описание беседы на уроке  Тома  с Бекки и прочитайте.

...Мальчик продолжал рисовать, будто ничего не замечая. Девочка сделала было попытку подглядеть исподтишка, что он рисует, но Том опять-таки и виду не подал, что замечает ее любопытство. Наконец она сдалась и попросила нерешительным шепотом:
— Дайте посмотреть!
Том открыл часть карикатурно-нелепого дома с двумя фасадами и трубой, из которой выходил дым в виде штопора. Девочка так увлеклась рисованием Тома, что позабыла обо всем на свете. Когда Том кончил, она бросила взгляд на рисунок и прошептала:
— Какая прелесть! Нарисуйте человечка!
Художник поставил во дворе перед домом человека, похожего на подъемный кран, и такого высокого, что для него не составило бы никакого труда перешагнуть через дом. Но девочка была не слишком требовательна. Она осталась довольна чудовищем и прошептала:
— Какой красивый! Теперь нарисуйте меня.
Том нарисовал песочные часы, увенчанные круглой луной, приделал к ним тонкие соломинки ручек и ножек и вооружил растопыренные пальчики громаднейшим веером.
— Ах, как хорошо! — сказала девочка. — Хотела бы я так рисовать!
— Это нетрудно. Я вас научу.
— В самом деле? Когда?
— На большой перемене. Вы ходите домой обедать?
— Если вы останетесь, и я останусь.
— Ладно. Вот здорово! Как вас зовут?
— Бекки Тэчер. А вас? Впрочем, знаю, — Томас Сойер.
— Меня называют так, когда хотят высечь. Когда я веду себя хорошо, меня зовут Том. Вы зовите меня
Том. Ладно?
— Ладно.

Том опять начал писать на доске, пряча написанное от Бекки. Но теперь она перестала стесняться и попросила показать, что там такое.
Том отговаривался:
— Право же, тут нет ничего!
— Нет, есть!
— Нет, нету; да вам и смотреть-то не хочется.
— Нет, хочется! Правда, хочется. Пожалуйста, покажите!
— Вы кому-нибудь скажете.
— Не скажу, честное-пречестное-распречестное слово, не скажу!
— Никому, ни одной живой душе? До самой смерти?
— Никому не скажу. Покажите же!
— Да ведь вам вовсе не хочется…
— Ах, так! Ну, так я все равно посмотрю!
И своей маленькой ручкой она схватила его руку; началась борьба, Том делал вид, будто серьезно сопротивляется, но мало-помалу отводил руку в сторону, и наконец открылись слова: “Я вас люблю!”
— Гадкий! — И девочка больно ударила его по руке, однако покраснела, и было видно, что ей очень приятно.

Итоги

Познакомились с биографией и творчеством писателя Марка Твена. Читали и анализировали главу шестую его романа "Приключения Тома Сойера", которая называется "Том знакомится с Бекки".  Отметили, что тема первой любви в романе  - это всего лишь детская любовь, но сколько в ней радости, уважения,  добра. Том Сойер - мальчик 12-ти лет, смышленый, озорной и веселый. Его находчивостьудивляет, а бунтарский характер будоражит, кажется, что его энергии нет предела. Читая произведение, сразу становится понятно, что автор симпатизирует мальчишке, в самых сложных ситуациях он помогает ему всячески выкрутиться.

ИСТОЧНИК

http://proteacher.ru/2015/05/01/Mark_tven_1430481775_74672.rar

https://www.youtube.com/watch?v=lJGgPulJwag

http://szhato.ru/tven/50-priklyucheniya-toma-soyera.html

http://citaty.su/kratkaya-biografiya-marka-tvena

http://shopmatic.ru/uploads/products/11638/2256162/img_56bcb145ead68.jpg

 

Файлы