4 класс. Чтение. Зарубежная литература. Джонатан Свифт "Путешествие Гулливера".
4 класс. Чтение. Зарубежная литература. Джонатан Свифт "Путешествие Гулливера".
Комментарии преподавателя
Зарубежная литература.
Джонатан Свифт "Путешествие Гулливера".
Введение
http://www.biblus.ru/pics/1/7/5/1005404592.jpg
http://www.klaipeda1945.org/wp-content/uploads/2014/09/2.09.14-Jonathan_swift.jpg
Джо́натан Свифт родился 30 ноября 1667, Дублин, Ирландия — 19 октября 1745, Дублин) — англо-ирландский писатель-сатирик, публицист, поэт и общественный деятель. Наиболее известен как автор фантастической тетралогии «Путешествия Гулливера», в которой остроумно высмеял человеческие и общественные пороки. Жил в Дублине (Ирландия), где служил деканом (настоятелем) собора Святого Патрика. Несмотря на своё английское происхождение, Свифт энергично защищал права простых ирландцев и заслужил искреннее уважение с их стороны.
Ранние годы (1667—1700)
Основным источником сведений о семье Свифта и его ранних годах является «Автобиографический фрагмент», который был написан Свифтом в 1731 году и охватывает события до 1700 года. Там говорится, что в годы гражданской войны семья деда Свифта переселилась из Кентербери в Ирландию.
Свифт родился в ирландском городе Дублин в небогатой протестантской семье. Отец, мелкий судейский чиновник[1], умер, когда сын ещё не родился, оставив семью (жену, дочь и сына) в бедственном положении. Поэтому воспитанием мальчика занимался дядя Годвин, с матерью Джонатан почти не встречался. После школы он поступил в Тринити-колледж Дублинского университета (1682), который закончил в 1686 году. В результате обучения Свифт получил степень бакалавра и пожизненное скептическое отношение к научным премудростям.
Дж.Свифт подарил миру удивительные путешествия и приключения Гулливера. Сегодня дети замирая читают о переправе Человека-горы через море или о битве крохотного Гулливера с крысой. Обратите внимание, как относится к людям и обычаям разных стран.
Часть первая
Путешествие в Лилипутию
Словарная работа
Фантастика - форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними
Бриг-«Антилопа» - морское парусное двухмачтовое судно с прямыми парусами
Люмюэль Гулливер – имя и фамилия героя.
Лилипут – человек очень маленького роста
Корма – задний конец или часть судна, противоположная носу
Подзорная труба – труба для наблюдения
Чтение и комментирование первой главы
http://www.playing-field.ru/img/2015/052113/0738736
Кем был Гулливер? (Корабельным врачом)
Что мы узнали о Гулливере? (Не в первый раз отправлялся Гулливер в море. Он любил путешествовать. Еще в школе он тратил почти все деньги, которые присылал ему отец, на морские карты и на книги о чужих странах. Он усердно изучал географию и математику, потому что эти науки больше всего нужны моряку. Отец отдал Гулливера в учение к знаменитому в то время лондонскому врачу. Гулливер учился у него несколько лет, но не переставал думать о море. )
Где пригодилось врачебное дело? (Врачебное дело пригодилось ему: кончив учение, он поступил корабельным врачом на судно "Ласточка" и плавал на нем три с половиной года. А потом, прожив года два в Лондоне, совершил несколько путешествий в Восточную и Западную Индию. )
Чем занимался Гулливер? (Во время плавания Гулливер никогда не скучал. У себя в каюте он читал книги, взятые из дому, а на берегу приглядывался к тому, как живут другие народы, изучал их язык и обычаи. На обратном пути он подробно записывал дорожные приключения. И на этот раз, отправляясь в море, Гулливер захватил с собой толстую записную книжку. )
Когда началось путешествие? (... 4 мая 1699 года мы снялись с якоря в Бристоле" Много недель и месяцев плыла "Антилопа" по Южному океану. Дули попутные ветры. Путешествие было удачное...)
Словарная работа
Трюм – помещение в корпусе судна между нижней палубой и днищем или вторым дном
Шлюпка – мелкое беспалубное парусно-гребное или моторное судно
Кафтан – старинная верхняя одежда с глубоким запахом и длинными рукавами.
Отмель –идущая от берега мель, где плаванье на судах опасно или невозможно
Пресная вода – в чем нет никакого резкого, ясно сознаваемого вкуса
Чтение и комментирование второй главы
Что случилось с бригом «Антилопа» во время путешествия? (корабль ударился о скалы и разбился, остался один Гулливер)
Как Гулливер попал на твердую землю? (В одну темную, бурную ночь ветер понес "Антилопу" прямо на острую скалу. Матросы заметили это слишком поздно. Корабль ударился об утес и разбился в щепки.
Только Гулливеру и пяти матросам удалось спастись в шлюпке. Долго носились они по морю и наконец совсем выбились из сил. А волны становились все больше и больше, и вот самая высокая волна подбросила и опрокинула шлюпку. Вода покрыла Гулливера с головой. Когда он вынырнул, возле него никого не было. Все его спутники утонули. Гулливер поплыл один куда глаза глядят, подгоняемый ветром и приливом. То и дело пробовал он нащупать дно, но дна все не было. А плыть дальше он уже не мог: намокший кафтан и тяжелые, разбухшие башмаки тянули его вниз. Он захлебывался и задыхался.
И вдруг ноги его коснулись твердой земли. Это была отмель. Гулливер осторожно ступил по песчаному дну раз-другой - и медленно пошел вперед, стараясь не оступиться. )
Как наш герой очутился на зелёной лужайке? ( ...Идти становилось все легче и легче. Сначала вода доходила ему до плеч, потом до пояса, потом только до колен. Он уже думал, что берег совсем близко, но дно в этом месте было очень отлогое, и Гулливеру еще долго пришлось брести по колено в воде. Наконец вода и песок остались позади. Гулливер вышел на лужайку, покрытую очень мягкой и очень низкой травой. Он опустился на землю, подложил под щеку ладонь и крепко заснул. )
Словарная работа
Шлем – защитный головной убор из металла или кожи
Колчан – защитный головной убор из металла или кожи
Мальчик–паж –мальчик из дворянской семьи, состоявший на службе (в качестве личного слуги) у знатной особы
Чтение и комментирование третьей главы
Каким было пробуждение Гулливера ? (...Когда Гулливер проснулся, было уже совсем светло. Он лежал на спине, и солнце светило прямо ему в лицо.
Он хотел было протереть глаза, но не мог поднять руку; хотел сесть, но не мог пошевелиться.Тонкие верёвочки опутывали всё его тело от подмышек до колен; руки и ноги были крепко стянуты верёвочной сеткой; верёвочки обвивали каждый палец. Даже длинные густые волосы Гулливера были туго намотаны на маленькие колышки, вбитые в землю, и переплетены верёвочками. Гулливер был похож на рыбу, которую поймали в сеть.)
Кого увидел вокруг себя Гулливер ? (...Вдруг что-то живое быстро вскарабкалось к нему на ногу, добралось до груди и остановилось у подбородка. Гулливер скосил один глаз.
Что за чудо! Чуть ли не под носом у него стоит человечек – крошечный, но самый настоящий человечек! В руках у него – лук и стрела, за спиной – колчан. А сам он всего в три пальца ростом.
Вслед за первым человечком на Гулливера взобралось ещё десятка четыре таких же маленьких стрелков. От удивления Гулливер громко вскрикнул. Человечки заметались и бросились врассыпную.
На бегу они спотыкались и падали, потом вскакивали и один за другим прыгали на землю. Минуты две-три никто больше не подходил к Гулливеру. Только под ухом у него всё время раздавался шум, похожий на стрекотание кузнечиков. Но скоро человечки опять расхрабрились и снова стали карабкаться вверх по его ногам, рукам и плечам, а самый смелый из них подкрался к лицу Гулливера, потрогал копь– ём его подбородок...)
Какими показались маленькие человечки Гулливеру ? Добрыми или злыми ? (...После вина Гулливеру сразу захотелось спать. Сквозь сон он чувствовал, как человечки бегают по всему его телу вдоль и поперёк, скатываются с боков, точно с горы, щекочут его палками и копьями, прыгают с пальца на палец. Ему очень хотелось сбросить с себя десяток-другой этих маленьких прыгунов, мешавших ему спать, но он пожалел их. Как-никак, а человечки только что гостеприимно накормили его вкусным, сытным обедом, и было бы неблагородно переломать им за это руки и ноги. К тому же Гулливер не мог не удивляться необыкновенной храбрости этих крошечных людей, бегавших взад и вперёд по груди великана, которому бы ничего не стоило уничтожить их всех одним щелчком.
Он решил не обращать на них внимания и, одурманенный крепким вином, скоро заснул. Человечки этого только и ждали. Они нарочно подсыпали в бочки с вином сонного порошка, чтобы усыпить своего огромного гостя...)
http://122012.imgbb.ru/user/82/829144/1/792b6d48c2925c51309621a12adc02ba.jpg
Обобщение
Джонатан Свифт знаменитый английский писатель, который родился в 1667 году в Ирландии. На его счету много различных произведений, но самое знаменитое - это "Путешествия Гулливера".
В своем произведении "Путешествия Гулливера" Свифт высмеивает те плохие стороны человека, которые тревожат его.
На остров лилипутию Гулливер попал после кораблекрушения. Остров носил такое название, так как на нем проживали очень маленькие люди. Когда они увидели Гулливера, то сильно его испугались и дали прозвище – человек гора. Но через некоторое время поняв, что незваный гость не хочет им причинять вреда, с ним подружились. Насколько было удивление Гулливера, что его новые не совсем такие милые как ему казалось, а напротив очень и очень даже коварные и злые. На протяжении большого времени между островом лилипутией и островом где находился народ Блефуско, шла ожесточённая война. В этой войне они вели себя кровожадно и высказывались о своих соседях очень плохо, жестоко и подло.
В этом конфликте двух народов лилипутов автор отображает войну Англии и Франции. В своем произведении он показывает пустую причину войны, которая побудила лилипутов взять оружие. Конфликт завязался очень давно, когда лилипуты не могли поделить с какой стороны разбивать яйцо - одни настаивали, что яйцо надо бить с острой, а другие с тупой стороны. Этим писатель показывает насколько бессмысленная война двух народов.
Свифт призывает не слушаться глупых и необдуманных указаний правителей, особенно если они несут разруху. Сам Гулливер изображен как символ равноправия, справедливости, добра и воплощение мудрости тех двух народов. Возможно, автор изобразил Гулливера как отражение своих намерений и желаний, он воплотил в нем свои идеи мира.
Итоги
Познакомились с жанром фантастики на примере творчества английского писателя Джонатана Свифта; читали и анализировали отдельные главы из книги Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера». Сделали вывод о том, что в мире много ещё неизученного; нужно верить в чудеса; все люди на земле должны жить в мире и взаимно уважать друг друга.
ИСТОЧНИК
http://www.prodlenka.org/index.php?option=com_mtree&task=att_download&link_id=109007&cf_id=24
https://www.youtube.com/watch?v=mGz4PPKWIZc
http://biblioman.org/shortworks/svift/puteshestvia-gullevera
http://www.lang-lit.ru/2015/06/analiz-kazki-puteshestviya-gullivera.html
http://shmidtkomp.ucoz.ru/load/urok_literaturnogo_chtenija_4_klass_dzhonatan_svift_gulliver_v_storone_liliputov/1-1-0-23
http://lusana.ru/files/5470/573/11.jpg
http://download.myshared.ru/tZ4-v5h9jLe6GQc3ChgNfA/1463168122/830735.ppt